Saxo Bank: у ОПЕК нет нужды договариваться по нефти любой ценой

Ожидания положительного влияния предстоящей встречи нефтедобывающих стран в Дохе (Катар) 17 апреля, вероятно, слишком завышены, поскольку любой результат встречи не сможет привести к устойчивому росту цен в краткосрочной перспективе, а у самого ОПЕК не необходимости в заключении соглашения по нефтяному рынку любой ценой и в короткий срок, сообщает экономист Saxo Bank Кристофер Дембик в эксклюзивной для РИА Новости статье «ОПЕК: последний шанс договориться?».

«Возможно, мы ошибаемся, полагая, что соглашение должно быть непременно достигнуто на встрече в Дохе 17 апреля. Исход этой встречи не имеет никакого значения, стоимость барреля нефти не изменится в одночасье, или на хоть сколько-нибудь значительную величину, способную повлиять на государственные финансы большинства стран-производителей», — отмечает эксперт.

«Несмотря на то, что с середины 2014 года нефть резко подешевела, она все равно стоит дороже средней цены за долгосрочный период. С 1981 года по сегодняшний день средняя стоимость барреля нефти составляет около 33,9 доллара. Исторический анализ позволяет сделать вывод, что аномалия — это завышенные цены 2011-2014 годов», — добавляет он.

Цена на нефть марки Brent опустилась в январе до 12-летнего минимума, затем ее стоимость поднялась примерно на 30% после того, как на встрече в феврале были достигнуты предварительные договоренности о заморозке добычи на уровне января 2016 года между Россией, Саудовской Аравией, Катаром и Венесуэлой, если другие производители присоединятся к инициативе.

Встреча стран-членов ОПЕК и стран, не входящих в организацию, для обсуждения заморозки добычи пройдет 17 апреля там же. Ранее министр нефти Ирана Биджан Зангане заявлял, что страна начнет кооперироваться с другими странами в вопросе о заморозке добычи нефти только тогда, когда уровень ее добычи достигнет 4 миллионов баррелей в день.

Победители и аутсайдеры

Чтобы договориться, по мнению Дембика, нужно найти общие интересы, а их пока нет.

«Иран и Ирак активно пытаются вернуть себе долю рынка. Нет ничего удивительного в том, что ежемесячные объемы добычи в Иране выросли на 13% по сравнению с июнем 2014 года, в Ираке — на 32% за тот же период. Совершенно очевидно, что они не готовы к заморозке уровней производства. Сейчас рынок фокусируется на Иране, но в долгосрочной перспективе именно рост добычи в Ираке является главным фактором риска на стороне предложения», — полагает эксперт.

Две страны, которым приходится расплачиваться за придуманную Саудовской Аравией и другими членами Совета по сотрудничеству стран Персидского залива стратегию контроля над долей рынка, — это Венесуэла и Алжир. Их нефтяная отрасль не смогла приспособиться к падению цен на нефть, на фоне чего среднемесячный объем добычи в Венесуэле с июня 2014 года упал на 0,3%, в Алжире — на 6,7%. «Обе страны ходят по лезвию бритвы. Скорее всего, им придется прибегнуть к исключительным финансовым мерам (валютной девальвации, заморозке цен, контролю над потоками капитала), а в долгосрочной перспективе даже обратиться за международной помощью», — полагает Дембик.

По его мнению, в контексте длительного периода низких цен на нефть, актуальность соглашения для стран-производителей сводится к двум аспектам. Во-первых, стоимость барреля должна покрывать стоимость производства — это условие сейчас выполняется, в том числе и в Венесуэле, где самая высокая себестоимость добычи — 23,5 доллара за баррель. Во-вторых, необходимо найти равновесную стоимость нефти, чтобы позволить этим странам осуществить экономические трансформации в наименее агрессивных условиях.

«Этот процесс уже начался. Члены ОПЕК осознали необходимость диверсификации своих источников дохода, продажи активов, или привлечения внешних займов под привлекательно низкий процент. Учитывая способность стран Персидского залива приспосабливаться, а также национальные стратегии Ирана и Ирака, у картеля нет нужды в достижении договоренностей любой ценой в короткий срок», — заключил эксперт.

Перекресток трех дорог

В связи с этим автор исследования полагает, что результатами встречи в Дохе могут стать три варианта развития событий. Первый из них заключается в том, что по итогам встречи не будет принято никаких соглашений.

«В этом гипотетическом случае стоимость барреля может быстро упасть в область 30-33 долларов, затем скорректироваться в среднесрочной перспективе в торговый диапазон последних нескольких недель, ограниченный уровнями 35 и 40 долларов за баррель. Это сценарий с высокой степенью вероятности, учитывая имеющуюся информацию и фундаментальные рыночные факторы. В конечном счете, Доха станет для инвесторов малозначительным событием. ОПЕК объявит о достижении глобального соглашения в июне следующего года», — отмечает Дембик.

Другим результатом встречи может стать минимальная договоренность, которая будет подразумевать заморозку уровней добычи для некоторых стран в соответствии с февральским планом.

«Это решение не устранит проблему перепроизводства на рынке, поэтому нисходящее давление на цены сохранится. Более того, вопрос о выполнении условий соглашения всеми участниками обретет особую актуальность. Например, Россия весьма вольно истолковала февральское решение о заморозке уровней добычи. В марте объем добычи в стране продолжил расти и достиг пика постсоветской эпохи на уровне 10,91 миллиона баррелей в день. Ну и, наконец, минимальное соглашение противоречит интересам Саудовской Аравии, поскольку оно равнозначно согласию на то, чтобы Иран и Ирак забрали свои доли рынка», — полагает эксперт.

Наконец третьим вариантом развития событий может стать, по мнению Дембика, глобальное соглашение, включающее Иран. Это соглашение может содержать оговорку, которая позволит Тегерану вернуться к более высоким уровням добычи перед полной заморозкой.

«Этот сценарий — наименьшее из зол для стран-производителей, но при этом на Иран придется сильно надавить, заставив принять его условия. Только в этом гипотетическом случае стоимость барреля нефти вернется к целевой отметке 50 долларов, установленной ОПЕК в среднесрочной перспективе. Достичь такого соглашения будет крайне сложно, кроме того, потребуется жесткий контроль над рыночными ценами со стороны ОПЕК», — считает эксперт.

Однако такой рост цен может стать «палкой о двух концах». «На самом деле ОПЕК не может позволить себе рост цен назад к 50-60 долларам за баррель, поскольку в этом случае разработка сланцевых месторождений в США снова станет рентабельной, и добывающие компании наводнят рынок своей нефтью», — отмечает он.

«Даже в случае глобальной договоренности ОПЕК не сможет предотвратить неизбежную двойную угрозу со стороны Ирака и сланцевых производителей, для которых операционные затраты быстро сокращаются за счет инновационных технологий. Члены ОПЕК понимают, что они могут лишь выиграть время и должны использовать его для диверсификации своих экономик, а также для реформирования своих социальных структур, не подготовленных к жизни в условиях низких цен на нефть», — добавил представитель Saxo Bank.

ria.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 16 апреля 2024
Япония намерена сохранить долю в проектах по добыче газа и нефти в России из-за того, что считает это важным для своей энергетической безопасности.
Венгрия: геотермальная энергия – ключ к независимости от российского газа (Видео)
При Викторе Орбане Венгрия импортирует 65% нефти из России и 80% газа. Но в ряде муниципалитетов власти проводят реконструкцию системы отопления и постепенно переходят с ископаемого топлива на геотермальную энергию – доступный и возобновляемый ресурс.