«КТК станет катализатором проведения маршрутов в обход Босфора»

В рамках пресс-конференции гендиректор Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) А. В. Тараканов рассказал о проекте по расширению КТК, ответил на ряд вопросов журналистов, в том числе и на вопросы Oil.Эксперт. Общая протяженность нефтепровода составляет 1511 км, объем годовой прокачки нефти около 33-35 млн тонн, после расширения планируется увеличение до 67 млн тонн. Прогнозируемая выручка порядка $2,5 млрд в год. Общее руководство и контроль над всеми работами будет осуществлять сам КТК. Стоимость проекта расширения составляет $4,6 млрд.


— Александр Владимирович, после увеличения мощности трубопровода консорциум поставит на Черноморское направление новые значительные объемы нефти. Насколько критично это будет для транспортировки по проливам Босфор и Дарданеллы?


— Действительно, по Босфору ситуация сложная. Считается, что проливы могут выдержать поток до 130-135 млн тонн нефти, многое здесь зависит от формирования графика прохода танкеров, ряд специалистов считает, что проливы выдержат и больше. Серьезное беспокойство вызывает также потенциальная аварийность в этом районе. Босфор сложен для прохода судов, на нем много крутых поворотов, судоходство осложнено множеством мелких судов. Увеличение мощности КТК до 48 млн тонн создаст проблемы, а уж, до 67 млн – и подавно.


— Какие обходные маршруты наиболее перспективны?


— В первую очередь назову Бургас-Александрополис. Несмотря, на то, что проекту уже много лет, считаю, что он все же состоится. Есть ТЭО, которое находится на рассмотрении правительств Болгарии и Греции. Думаю, реализация увеличения мощности КТК станет катализатором в Бургасском проекте.


— Но ведь потенциальная мощность Бургас-Алесандрополис как раз и рассчитана на 30-35 млн тонн, то есть, он сможет транспортировать только нефть КТК?


— Скорее всего, так и будет.


— А какие еще альтернативные маршруты поставок в обход Босфора Вы бы назвали?


— Это проект Самсун-Джейхан, хотя отмечу, что лично для меня более привлекателен Бургасский проект.


— Мы в последние 2 года пережили период нестабильности мировых цен. Рассматривались ли варианты корректировок тарифов за транспортировку нефти по КТК в зависимости от динамики цен?


— Нет, тариф у нас не изменялся, он составляет $38 за тонну. И в дальнейшем его не предполагается менять, будет ли нефть стоить $30, $70 или $120 за баррель. Это общемировая практика, тарифы в крупнейших трубопроводных проектах являются стабильными.


— Каковы сроки окупаемости проекта КТК?


— Это 2018-2019 годы, когда мы планируем вернуть средства на строительство и обслуживание задолженности по кредитам.


— Каков бюджет проекта в этом году?


— $450 млн, а бюджет на следующий год будет принят в ноябре.


— Планируется ли привлечение внешних средств в проект увеличения мощности?


— Пока нет, планируем все финансировать из прибыли от основной деятельности. И все же необходимость внешнего финансирования может возникнуть в 2012-13 годах. Однако наша главная идея — это прибыль от основной деятельности.


— Будет ли стабильным банк качества нефти КТК?


— Пока он стабилен, мы не видим также проблем при поставке дополнительных объемов сырья, таких как нефти с Кашаганского месторождения в Казахстане, а также при дополнительных поставках из России. Например, могут быть подключены поставки нефти ЛУКОЙЛа с месторождения имени Филановского. В расширенную систему трубопровода пойдет также нефть текущих грузоотправителей, например с Тенгизского месторождения, наращивающего объемы добычи, а также с Карачаганакского. Не ожидается, что мы выйдем за определенные рамки как по плотности нефти, так и по сере. Единственное, что беспокоит, — это превышение параметров по содержанию парафинов в нефти, которая будет дополнительно поставляться из Казахстана. Будем думать, как с этим работать.


— Как технологически будет увеличена мощность прокачки по КТК, ведь второй ветки трубы прокладывать не планируется?


— Путем установки дополнительных насосов и увеличения давления в трубе. Также планируется увеличить количество нефтеперекачивающих станций с 5 до 15.


— Для чего необходимо строительство третьего выносного причального устройства (ВПУ) на морском терминале?


— Новые мощности КТК потребуют параллельной работы двух ВПУ, а третий является резервным, устройства периодически выводятся на профилактику, главным образом — для замены шлангов, которые подают нефть из трубопровода на морском дне непосредственно в танкер.


— Выбирает ли российская сторона свою квоту по поставкам по трубопроводу или заполняет не все, что ей положено, ведь, поставки по трубопроводу осуществляются по принципу «качай или плати»?


— Россия поставляет свою нефть практически полностью в рамках своей квоты, есть недобор, но он небольшой. Действительно, при непоставках нефти в рамках квоты, на грузоотправителя накладываются штрафы, размер которых сопоставим с тарифами на прокачку.



Акционеры КТК: Российская Федерация – 24%, АО Национальная компания «КазМунайГаз» – 19%, Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум Компани – 15%, ЛУКАРКО Б.В. – 12,5%, Мобил Каспийская трубопроводная компания – 7,5%, Роснефть-Шелл Каспиэн Венчурс Лимитед – 7,5%, КТК Компани – 7%, БГ Оверсиз Холдингс Лтд – 2%, Эни Интернэшнл Н.А Н.В. С.ар.л. – 2%, КОО Казахстан Пайплайн Венчурс – 1,75%, Орикс Каспиан Пайплайн Лтд – 1,75%.


Материал подготовили Илья Альков и Екатерина Майкова

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
1 комментарий
  1. Экспорт нефти из России сейчас, наверное, достиг пика. Со временем он будет снижаться. Может, и не потребуются проекты по снижению нагрузки на проливы?

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
До 60 млрд кубометров вырастет добыча газа в Казахстане в этом году (Видео)
Почти до 60 млрд кубометров вырастет добыча газа в Казахстане уже в этом году. Такие данные озвучили на заседании энергетического совета  под председательством Премьер-министра Олжаса Бектенова.
Чемезов заявил о независимости России от газовых турбин зарубежного производства
Этого удалось достичь благодаря созданию собственной турбины большой мощности ГТД-110М, сообщил глава госкорпорации "Ростех"