«КТК станет катализатором проведения маршрутов в обход Босфора»
В рамках пресс-конференции гендиректор Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) А. В. Тараканов рассказал о проекте по расширению КТК, ответил на ряд вопросов журналистов, в том числе и на вопросы Oil.Эксперт. Общая протяженность нефтепровода составляет 1511 км, объем годовой прокачки нефти около 33-35 млн тонн, после расширения планируется увеличение до 67 млн тонн. Прогнозируемая выручка порядка $2,5 млрд в год. Общее руководство и контроль над всеми работами будет осуществлять сам КТК. Стоимость проекта расширения составляет $4,6 млрд.
— Александр Владимирович, после увеличения мощности трубопровода консорциум поставит на Черноморское направление новые значительные объемы нефти. Насколько критично это будет для транспортировки по проливам Босфор и Дарданеллы?
— Действительно, по Босфору ситуация сложная. Считается, что проливы могут выдержать поток до 130-135 млн тонн нефти, многое здесь зависит от формирования графика прохода танкеров, ряд специалистов считает, что проливы выдержат и больше. Серьезное беспокойство вызывает также потенциальная аварийность в этом районе. Босфор сложен для прохода судов, на нем много крутых поворотов, судоходство осложнено множеством мелких судов. Увеличение мощности КТК до 48 млн тонн создаст проблемы, а уж, до 67 млн – и подавно.
— Какие обходные маршруты наиболее перспективны?
— В первую очередь назову Бургас-Александрополис. Несмотря, на то, что проекту уже много лет, считаю, что он все же состоится. Есть ТЭО, которое находится на рассмотрении правительств Болгарии и Греции. Думаю, реализация увеличения мощности КТК станет катализатором в Бургасском проекте.
— Но ведь потенциальная мощность Бургас-Алесандрополис как раз и рассчитана на 30-35 млн тонн, то есть, он сможет транспортировать только нефть КТК?
— Скорее всего, так и будет.
— А какие еще альтернативные маршруты поставок в обход Босфора Вы бы назвали?
— Это проект Самсун-Джейхан, хотя отмечу, что лично для меня более привлекателен Бургасский проект.
— Мы в последние 2 года пережили период нестабильности мировых цен. Рассматривались ли варианты корректировок тарифов за транспортировку нефти по КТК в зависимости от динамики цен?
— Нет, тариф у нас не изменялся, он составляет $38 за тонну. И в дальнейшем его не предполагается менять, будет ли нефть стоить $30, $70 или $120 за баррель. Это общемировая практика, тарифы в крупнейших трубопроводных проектах являются стабильными.
— Каковы сроки окупаемости проекта КТК?
— Это 2018-2019 годы, когда мы планируем вернуть средства на строительство и обслуживание задолженности по кредитам.
— Каков бюджет проекта в этом году?
— $450 млн, а бюджет на следующий год будет принят в ноябре.
— Планируется ли привлечение внешних средств в проект увеличения мощности?
— Пока нет, планируем все финансировать из прибыли от основной деятельности. И все же необходимость внешнего финансирования может возникнуть в 2012-13 годах. Однако наша главная идея — это прибыль от основной деятельности.
— Будет ли стабильным банк качества нефти КТК?
— Пока он стабилен, мы не видим также проблем при поставке дополнительных объемов сырья, таких как нефти с Кашаганского месторождения в Казахстане, а также при дополнительных поставках из России. Например, могут быть подключены поставки нефти ЛУКОЙЛа с месторождения имени Филановского. В расширенную систему трубопровода пойдет также нефть текущих грузоотправителей, например с Тенгизского месторождения, наращивающего объемы добычи, а также с Карачаганакского. Не ожидается, что мы выйдем за определенные рамки как по плотности нефти, так и по сере. Единственное, что беспокоит, — это превышение параметров по содержанию парафинов в нефти, которая будет дополнительно поставляться из Казахстана. Будем думать, как с этим работать.
— Как технологически будет увеличена мощность прокачки по КТК, ведь второй ветки трубы прокладывать не планируется?
— Путем установки дополнительных насосов и увеличения давления в трубе. Также планируется увеличить количество нефтеперекачивающих станций с 5 до 15.
— Для чего необходимо строительство третьего выносного причального устройства (ВПУ) на морском терминале?
— Новые мощности КТК потребуют параллельной работы двух ВПУ, а третий является резервным, устройства периодически выводятся на профилактику, главным образом — для замены шлангов, которые подают нефть из трубопровода на морском дне непосредственно в танкер.
— Выбирает ли российская сторона свою квоту по поставкам по трубопроводу или заполняет не все, что ей положено, ведь, поставки по трубопроводу осуществляются по принципу «качай или плати»?
— Россия поставляет свою нефть практически полностью в рамках своей квоты, есть недобор, но он небольшой. Действительно, при непоставках нефти в рамках квоты, на грузоотправителя накладываются штрафы, размер которых сопоставим с тарифами на прокачку.
Акционеры КТК: Российская Федерация – 24%, АО Национальная компания «КазМунайГаз» – 19%, Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум Компани – 15%, ЛУКАРКО Б.В. – 12,5%, Мобил Каспийская трубопроводная компания – 7,5%, Роснефть-Шелл Каспиэн Венчурс Лимитед – 7,5%, КТК Компани – 7%, БГ Оверсиз Холдингс Лтд – 2%, Эни Интернэшнл Н.А Н.В. С.ар.л. – 2%, КОО Казахстан Пайплайн Венчурс – 1,75%, Орикс Каспиан Пайплайн Лтд – 1,75%.
Материал подготовили Илья Альков и Екатерина Майкова
Экспорт нефти из России сейчас, наверное, достиг пика. Со временем он будет снижаться. Может, и не потребуются проекты по снижению нагрузки на проливы?