«Стимулирование модернизации в нефтегазовой отрасли просто необходимо»

Президент России Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию уделил большое внимание теме энергосбережения и повышения энергоэффективности. Пути решения этой задачи обсуждались на прошедшем в декабре Международном Энергетическом Форуме «Инновации. Инфраструктура. Безопасность». Екатерина Попова выступила модератором Межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при Администрации Президента РФ. По завершении форума она рассказала в интервью Oil.Эксперт о преобразованиях, которые ждут российский энергетический сектор.
— Екатерина Витальевна, сейчас в государственных органах обсуждается принятие федерального закона о топливно-энергетическом балансе. Расскажите, пожалуйста, в чем необходимость такого документа?
— Топливно-энергетическая отрасль и энергоэффективность являются для страны приоритетными, это очевидно. Это отрасль, от которой зависит система жизнеобеспечения граждан.
Необходимость инновационных преобразований в энергетике вызвана и тем, что нефть будет терять свое значение, как энергоресурс, хотя и останется промышленным сырьем.
Текущий мировой кризис может ускорить решение одного из главных вопросов современного технологического развития – изобретения принципиально новых источников энергии, способных заменить нефть и другое природное сырье как основной энергоресурс. И этот факт торопит нас – необходимо отказаться от политики планирования развития России на основе только лишь экспорта природного сырья, которая обречена на провал. Для предотвращения негативного сценария необходимо, во-первых, активнейшим образом развивать нефтепереработку, а во-вторых, сделать главным приоритетом поиск эффективных альтернативных источников энергии.
Существуют признаки возможного глубокого кризиса в энергетическом секторе экономики России в ближайшие годы. Так как рост внутренних потребностей и экспорта энергоносителей не сопровождается достаточным темпом разработки новых месторождений нефти и газа – уже к концу десятилетия в России может возникнуть дефицит энергоносителей. Опасным является и то, что плохо идет модернизация транспортной инфраструктуры нефтегазового комплекса.
— По Вашим оценкам, доля изношенного и устаревшего оборудования составляет до 50%. Как государство будет регулировать модернизацию в нефтепереработке?
— У нас зачастую говорится о невосприимчивости бизнеса к инновациям. Я считаю, что это совершенно не правильно – ситуация свидетельствует скорее о неэффективной государственной политике. Во многих странах, в том числе в США, приняты стандарты обновления основных фондов для разных отраслей. Если эти стандарты не выполняются, компании, в том числе и крупные монополии, платят большие штрафы. Я считаю, что в качестве стимулирующей модернизационной меры для бизнеса, в хорошем смысле слова, надо такие меры обязательно принять. Это показатель эффективной политики, культуры общества, это не значит, что кто-то плохо относится к бизнесу, но это должно быть эффективное государственно-частное партнерство.
Сейчас разрабатывается закон об инновационной системе в Российской Федерации, и я считаю, что одним из важных положений этого закона должно стать как раз уточнение таких мер, которые с помощью налоговых и других рычагов стимулируют бизнес к внедрению инноваций.
Например, на заседании Межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству мы рассматривали интересный проект мобильного трубопроводного транспорта, внедрение которого значительно снизит издержки по укладке труб на каждый километр. Однако бизнес не стремится внедрять, этот инновационный проект, понятно, что основная причина этого – коррупция и воровство на издержках. Гораздо выгоднее чинить трубы, чем вводить принципиально новую систему. А делать это необходимо. Поэтому здесь необходим государственный стимул в качестве кнута, который заставит внедрять такие технологии. С другой стороны, нужно применять и пряник – давать определенные бонусы, поощрения компаниям, которые будут новые технологии внедрять. Все это можно сделать только с помощью государства.
— Много говорится о необходимости приоритетного привлечения отечественного производителя к модернизации. Какова Ваша оценка ситуации, что необходимо делать в первую очередь?
— Мы считаем, что курс здесь должен быть на создание инжиниринговых фирм с соответствующей инфраструктурой. Частный бизнес в России такие проекты финансировать не будет (по крайне мере, на должном уровне).
Каждой из компаний проще и дешевле купить уже готовые технологии за рубежом. А создание инжиниринговых фирм в масштабах страны для разработки базовых технологий – это основа технологического перевооружения российской промышленности.
В целях преодоления глубокого технологического отставания России в области глубокой переработки нефти и газа, создания условий для подготовки высококвалифицированных кадров, обеспечения ведущих ВУЗов и научно-исследовательских институтов РАН современной технологической базой предоставляется целесообразным создать инфраструктурно-технологический кластер по глубокой переработке углеводородного сырья. В его состав могут войти не менее 16 ведущих научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и предприятий страны, концентрация возможностей и усилий которых позволит осуществить прорыв в развитии отечественных технологий.
— Произойдет ли в ближайшие годы сокращение использования нефтепродуктов в пользу альтернативного топлива в рамках политики энергоэффективности?
— Нужно разработать эффективный топливно-энергетический баланс, который покажет баланс всех остальных видов топлива. Главное направление – это оптимизация. Надо оценить и баланс альтернативных источников энергии, что нам выгоднее – газ или уголь, торф, природные источники, возобновляемые или невозобновляемые. Это достаточно сложный механизм и он должен применяться. Он есть во многих странах. Поразительно, но у нас такого баланса вообще нет! Данный вопрос должен рассматриваться на уровне государственной политики, об этом неоднократно говорилось на заседаниях Госдумы, примерно год назад были проведены парламентские слушанья на тему принятия федерального закона о «Топливно-энергетическом балансе». Я считаю, что должен быть такой закон, он сделает более прозрачным ведение бизнеса в различных отраслях, хотя это может быть кому-то невыгодно.
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
5 комментариев
  1. Кризис сыграл добрую шутку — подстегнул к более инновационному мишлению. Только таким образом РФ может стать в ряды первых экономик. Инновационный подход вне времени, т.е. он сглаживает сроки развития экономики. И это все благодаря закону Мура: почему дешевеют высокие технологии?

  2. Российская инжиниринговая фирма, безусловно, нужна. Говорят об этом много и давно, пора приступать к делу. А ещё потребуется банк, который станет финансировать проекты модернизации заводов.

    1. А нельзя ли это дело объеденить — инжиниринг и финансирование модернизации заводов — под одной кришей?

      1. Зачем? Это же совершенно разные виды деятельности. Инженеры и банкиры решают разные задачи, какой смысл их объединять?

        1. Но то и другое будет касаться одного — нефтепереработки.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Цена на нефть марки Brent выросла (Видео)
Мировые цены на нефть растут. Стоимость одного барреля марки Brent увеличилась больше чем на 4% и превысила отметку в 90 долларов. Об этом говорят данные торгов на лондонской бирже ICE.
Доля рынка ОПЕК в Индии упала до рекордно низкого уровня
Россия была крупнейшим поставщиком нефти в Индию второй финансовый год подряд, поскольку растущий импорт российской нефти привел к снижению доли поставок ОПЕК и Ближнего Востока в Индию до рекордно низкого уровня, сообщило агентство Reuters в пятницу со ссылкой на полученные данные отслеживания танкеров из отраслевых источников.