Электронный журнал Oil.Эксперт
Российский рынок
https://www.oilexp.ru/news/russia/yaponskoe-more-stanet-neftyanoj-magistralyu/9773/
Японское море станет нефтяной магистралью

Москва и Токио активно обсуждают планы практического взаимодействия в области развития Дальнего Востока и Сибири, к которому проявляется взаимный интерес. В частности, Россия хотела бы подключить японские компании к сооружению нефтепроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан. Эта тема обсуждалась во время недавнего визита в Токио заместителя председателя российского правительства Сергея Нарышкина: «Россия не нуждается в иностранных инвестициях в строительство нефтепровода, но приветствует участие в его сооружении зарубежных, в частности, японских компаний», — подчеркнул вице-премьер после встречи с японским министром экономики, торговли и промышленности Акирой Амари.
Сибирская нефть сможет в значительной степени удовлетворить энергетический голод Японии — страна будет получать из России 15 млн. тонн нефти в год. «Нефтепровод строится в сложных климатических и геологических условиях, ни с чем подобным мы раньше не сталкивались, — признался президент компании «Транснефть», реализующей проект, Семен Вайншток. — 94% трассы мы прошли, взрывая скалы и мерзлоту, пересекли 107 рек».
От нефтяного источника в Тайшете (Иркутская область) нефтепровод протянется на 2757 километров и завершит свой путь на берегу Японского моря, в порту Козьмино, близ Находки, где сооружаются специализированные терминалы, к которым будут подходить японские танкеры. Уже проложено более тысячи километров труб. Глава «Транснефти» подтвердил, что нефтепровод будет введен в строй в конце 2008 года.
Понимая, что от энергетических аппетитов цивилизации никуда не денешься, экологи борются за то, чтобы ее железный натиск все же был бы щадящим для природы. В прошлом году в Российское посольство в Токио было передано письмо, инициированное экологическими организациями страны и скрепленное несколькими сотнями подписей рядовых граждан, в котором они обращались к президенту Владимиру Путину. Японцы призывали российского лидера повлиять на то, чтобы решение о маршруте нефтепровода Сибирь — Тихий океан было максимально разумным.
Как сообщает РИА «Новости», согласно первоначальному замыслу, нефтепровод на своем пути вклинивался в две «болевые точки» экологии. Он должен был пройти близ берега уникального озера Байкал, включенного в Список природного наследия ЮНЕСКО, а на завершающем участке — пересечь территории заказников Барсово и Кедровая Падь, где расположены имения исчезающих из природы дальневосточных леопардов.
Экологи встали насмерть, оспаривая эти два отрезка на марше нефтепровода. Конфликт достиг такого масштаба, что в него вынужден был вмешаться президент страны, который волевым решением заставил нефтяников отодвинуть трубу от Байкала на 40 километров. Позже было принято и второе решение — о переносе финального терминала нефтепровода из бухты Перевозной — в бухту Козьмино. В этой борьбе с российскими экологами солидаризировались японские природоохранные организации.
Со дня сотворения Мира Японское море охраняет само себя, его естественные стражи — мелкие проливы, отделяющие от Тихого океана. Но вот экономические интересы простерлись и в эти места. «Окраинное», по терминологии географов, Японское море на наших глазах становится интенсивной морской нефтемагистралью.
Как любой нефтяной проект, нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан заведомо несет в себе экологический конфликт. Мировой опыт показывает, что танкеры иногда терпят бедствие, вызывая экологические катастрофы. Следовательно, необходимо в этом морском районе создавать соответствующие государственные структуры по минимизации рисков, страховые фонды, которые бы имели на счетах необходимые средства для оперативных действий в случае гипотетической аварии.
Нефтепродукты на eOil.ru