Электронный журнал Oil.Эксперт
Российский рынок
https://www.oilexp.ru/news/russia/mfradkov-transneft-slishkom-rastochitelna/8029/
М.Фрадков: «Транснефть» слишком расточительна.

Вчера на заседании правительства при рассмотрении вопроса о строительстве нефте­провода Восточная Сибирь Тихий океан (ВСТО) премьер Михаил Фрадков заявил о недопустимости удорожания проекта и упрекнул руководство «Транснефти» в расточительности. Впрочем, экономический эффект проекта может быть посчитан не ранее, чем будет принято окончательное решение по тарифной политике трубопровода, которое ожидается в конце года. Пока решили, что тариф будет сетевым, пишет РБК-daily.

Изначально планировалось, что первая очередь ВСТО обойдется «Транснефти» в 6,6 млрд долл. Однако после того как президент Владимир Путин велел перенести строительство нефтепровода дальше от озера Байкал, был сделан перерасчет. Первая очередь ВСТО оценивается уже примерно в 11 млрд долл. При этом, как отметил замглавы Минпромэнерго Андрей Дементьев, почти 73% из этой суммы не собственные, а заемные средства компании. «Длина нефтепровода увеличилась на 10%, а стоимость выросла в два раза», возмутился в ходе доклада премьер и потребовал «аккуратнее оперировать цифрами» и «исключить сюрпризы» по увеличению стоимости проекта.

Глава «Транснефти» Семен Вайншток в открытую полемику с премьером вступать не стал, зато в кулуарах Белого дома подробно расписал причины удорожания. По его словам, длина маршрута увеличилась на 23%, к тому же компании из-за отсутствия инфраструктуры придется тянуть линии электропередачи, а подрядчики из-за низкой стоимости проекта и плохих условий не хотят работать. Сейчас, по словам г-на Вайнштока, компании приходится идти «через вечную мерзлоту и через горы», так что сравнивать проекты «просто невозможно».

Министр экономического развития Герман Греф посетовал на то, что без окончательного решения по тарифам нельзя рассчитать экономический эффект проекта. В итоге в протокольном решении сроки обнародования тарифов были сдвинуты на декабрь 2007 го­да. Ранее Андрей Дементьев заверял, что окончательное решение будет принято в первом квартале 2008 года. По его словам, предварительную цену в 38,8 долл. за тонну можно считать «эффективной и конкурент­ной». В Минпромэнерго при том не исключили возможность введения сетевого тарифа на транспортировку нефти.

Сетевой тариф устанавливается Федеральной службой по тарифам в виде суммы, действующей на всем протяжении маршрута вне зависимости от его расстояния. В Минпроме посчитали, что введение этого вида тарифа принесет экономический эффект только после запуска первой очереди ВСТО. Между тем названная замминистра экономически обоснованная сумма в 38,8 долл. была заложена в проект, еще когда он стоил 6,6 млрд долл. По мнению экспертов, правительство будет вынуждено пойти на увеличение тарифа.

«Сегодня стоимость доставки тонны нефти из Тайшета в Сковородино по ЖД составляет около 70 долл., комментирует руководитель проектов НКГ «2К Аудит Деловые консультации» Константин Серебряный. Чтобы привлечь инвестиции в нефтяную отрасль в Восточной Сибири, тарифы по перекачке нефти по ВСТО должны быть ниже». Однако и срок окупаемости нефтепровода не должен быть слишком большим. Так, при тарифах в 50 долл. за тонну первая очередь ВСТО окупиться более чем за семь лет, подсчитали эксперты.

Если тарифы будут выше, не факт, что они будут привлекательны для инвесторов, если ниже отодвинется срок окупаемости. Г-н Серебряный не исключил варианта, при котором изначально стоимость перекачки по ВСТО будет максимально приближена к стоимости перевозки по железной дороге, или порядка 60 долл., но впоследствии, когда часть ВСТО окупится, тарифы могут и снизить.
Нефтепродукты на eOil.ru