Федеральная антимонопольная служба по итогам встречи с представителями независимых АЗС разработала план действий по защите прав мелкооптовых и розничных продавцов нефтепродуктов от противоправных действий вертикально-интегрированных нефтяных компаний, сообщает ведомство.
По данным ФАС России, региональные сбытовые компании, входящие в ВИНК, завышают оптовые цены на нефтепродукты для независимых АЗС, в том числе со ссылкой на цены неконкурентных биржевых торгов. При этом для «своих» сбытовых организаций топливо поставляется по существенно меньшим ценам, чем для независимых компаний. Такая групповая модель поведения производителей нефтепродуктов, позволяющая за счет ее использования извлекать неконкурентные преимущества, наносит ущерб независимым участникам рынка и ограничивает конкуренцию. При чем эти действия не обусловлены какими-либо внешними факторами, а являются осознанной деятельностью крупнейших нефтяных компаний.
По тем ценам, по которым ВИНКи осуществляют реализацию нефтепродуктов своим сбытовым обществам, иные участники рынка не имеют возможности приобрести продукт. В своей деятельности ВИНКи использует ряд схем реализации, а именно: реализация посредством цепочки перепродавцов, не осуществляющих хозяйственной деятельности; поставка на внутренний рынок только через дочерние структуры, которые в свою очередь устанавливают и поддерживают цены на монопольно высоком уровне. Также производители нефтепродуктов, ссылаясь на неготовность иных ВИНКов к требованиям техрегламента, осуществляют продажу нефтепродуктов только им, и при этом отказывают в реализации независимым хозяйствующим субъектам.
В связи с этим ФАС России приняла решение:
1. Направить предупредительные письма во все нефтяные компании о сложившейся ситуации на рынке нефтепродуктов и недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем создания дискриминационных условий для независимых владельцев АЗС.
2. Направить письма в адрес Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах о сложившейся ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов и действиях нефтяных компаний, направленных на выдавливание независимых участников рынка, принимаемых ФАС России мерах, а также с просьбой о проведении совещаний с нефтяными компаниями и администрациями для стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов.
3. Осуществить внеплановые проверки нефтяных компаний и товарно-сырьевых бирж на предмет соблюдения нефтяными компаниями требования о выставлении на биржу объемов продажи каждого вида нефтепродуктов в определенном размере, а также осуществить проверку устанавливаемых цен в рамках биржевых торгов.
4. Подготовить поправки в КоАП в рамках «третьего антимонопольного пакета», направленные на установление санкций за отсутствие регистрации внебиржевых контрактов в размере 1 млн.рублей за 1 контракт.
5. Направить запросы в Минэнерго России и нефтяные компании о предоставлении плана вывода в ремонт мощностей НПЗ.
6. Осуществлять контроль за объемами нефтепродуктов, поставляемых нефтяными компаниями на внутренний рынок и экспорт, а также контроль системы резервирования нефтепродуктов и т.д.
Всем территориальным органам ФАС России дано поручение внимательно следить за развитием ситуации на рынке и в случае необходимости возбуждать антимонопольные дела. Кроме того, центральный аппарат ФАС России возьмет на особый контроль 74 дела территориальных органов ФАС России, которые уже возбуждены в отношении нефтяных компаний в регионах с начала 2011 г.
Помимо этого ФАС России планирует направить письмо в Правительство РФ о необходимости создания новых емкостей для резервирования (схемы размещения емкостей, в какой стадии находится строительство, источники финансирования, у кого будут размещены).
«Действия крупнейших нефтяных компаний можно считать объявлением согласованного «бойкота» независимым участникам рынка. О согласованности действий в числе прочих обстоятельств может свидетельствовать и тот факт, что они совершаются различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин. Хотелось бы подчеркнуть, что «бойкот» яляется одной из форм картеля, запрещенного 11 статьей Закона «О защите конкуренции» и 178 статьей Уголовного Кодекса РФ», — полагает глава ФАС России Игорь Артемьев.