ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) остается лидером среди российских морских портов по грузообороту и доходам, несмотря на кризис, прибыль компании росла, и даже второй крупнейший по выручке универсальный порт — ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП) отстает от НМТП в 3 раза.
Выручка Новороссийского порта в 2009 году составила 11,5 млрд руб., ММТП — почти 3,4 млрд руб. Причем, за год до этого отставание второго было менее очевидным. В то время как выручка НМТП выросла в кризис на 27%, выручка Мурманского порта — только на 14%. По показателю чистой прибыли отрыв будет еще более сильным — первый заработал за прошлый год 5,4 млрд руб., второй — 1 млрд руб.
Основу грузооборота Новороссийского порта составляют нефть, зерно и железная руда, перевалка которых в кризис практически не снизилась. Мурманский порт переваливает в основном уголь, апатиты, генеральные грузы, в том числе контейнеры, динамика отгрузок которых менялась в 2009 году от месяца к месяцу — потоки то сокращались, то снова наращивались.
Третье место по выручке занимает ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП) — в 2009 году стивидор выручил 2 млрд руб., прибыль составила 462,7 млн руб. Прошлый год был для компании сложным — основной грузопоток стивидора состоит из экспортных коксующихся углей, металлопродукции, а также импортных контейнеров, перевалка которых в кризис сократилась наполовину.
За ВМТП следует другой дальневосточный стивидор — ОАО «Восточный порт», выручка которого достигла в прошлом году 1,9 млрд руб., приблизившись к показателям Владивостокского порта. Однако это единственный порт среди лидеров, который получил чистый убыток в 1,2 млрд руб. по итогам 2009 года. Порт концентрируется на перевалке каменного угля, отгрузка которого снизилась на 3% в прошлом году.
Пятерку крупнейших российских портов замыкает ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» с выручкой в 1,3 млрд руб. и прибылью в 41,8 млн руб. по итогам 2009 года. Порт специализируется на перевалке по большей части генеральных грузов, металлов и угля.