В первом квартале 2010 года импорт нефти в Китай вырос на 29% по сравнению с прошлым годом — до 4,62 млн баррелей в день. На те же 29% вырос импорт и в марте (по сравнению с мартом 2009 года), достигнув 4,98 млн. баррелей в день — это один из рекордов китайской экономики.
Основной игрок на китайском нефтяном рынке — Ангола, которая в марте обошла Саудовскую Аравию. На третьем месте Иран, далее следует Россия и быстро догоняющая ее Ливия.
Бурный спрос на нефть в Китае объясняется столь же бурным ростом числа проданных машин. В прошлом году Китай стал крупнейшим автомобильным рынком мира, впервые обогнав США. В стране было продано около 13 млн машин. В этом году ожидается, что продажи авто вырастут еще на 25% — до 17 млн.
Китайцы решили не покупать бензин для этих машин за границей, а строить собственные нефтеперерабатывающие заводы и делать нефтепродукты самостоятельно, поэтому импорт нефти быстро растет. Перерабатывающие мощности увеличиваются на десятки миллионов тонн ежегодно.
За последние 10 лет потребление нефти в Китае практически удвоилось: с 4,5 млн баррелей в день в 1999 году до примерно 8 млн баррелей в день в 2008 году (данные ВР). По прогнозам Международного энергетического агентства, в ближайшие 20 лет этот показатель еще раз удвоится.