|
Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/poka-pobedila-druzhba/12231/
|
Стагнация российской нефтедобычи уже привела к пересмотру планов создания новых коридоров для экспорта углеводородов. Минпромэнерго считает необходимым подождать со строительством второй «ветки» Балтийской трубопроводной системы. По мнению чиновников ведомства, для этого экспортного маршрута в России не хватает нефти. Кроме того, резкое увеличение экспорта подстегнет и без того галопирующие внутренние цены на нефтепродукты.
Как сообщает Росбалт, идея БТС-2 возникла в начале 2007 года на фоне «нефтяного конфликта» между Россией и Белоруссией. Тогда Минск резко увеличил стоимость прокачки сырья по белорусской части нефтепровода «Дружба». В итоге нефтеперерабатывающие заводы Белоруссии, Польши и Германииа на 4 дня остались без сырья — Россия прекратила поставки нефти до урегулирования проблемы пошлин. Затем Минск и Москва договорились о транзите, и Белоруссия отказалась от своих претензий.
Тем не менее, Россия решила, что должен быть построен нефтепровод в обход Белоруссии — от «Дружбы» до одного из портов на побережье Балтийского моря. Недавно «Транснефть» посчитала, что строить новую «трубу» до порта Усть-Луга будет гораздо дешевле, чем до Приморска. Нефтепровод до Лужской губы с ответвлением на Киришский НПЗ обойдется в 78,14 млрд рублей (несмотря на то, что нефтетерминал там отсутствует), а до Приморска — в 91,7 млрд рублей.
Однако, по данным «Интерфакса», в Минпромэнерго полагают, что проект БТС-2 следует отложить хотя бы до завершения строительства магистрали Восточная Сибирь — Тихий океан. Аргументация чиновников проста: темпы среднесуточного роста добычи нефти падают или растут незначительно — на доли процента. Аналитики опасаются, что Россия по итогам 2008 года может войти в число стран с падающей добычей сырья. В то же время, мощности российских НПЗ растут вместе со спросом на нефтепродукты как внутри страны, так и на внешнем рынке. Экспортировать продукты переработки нефти значительно выгоднее из-за более низких экспортных пошлин.
БТС-2, согласно прошлогодним замыслам, должна взять на себя порядка 80 млн тонн нефти — столько же, сколько сейчас идет через Белоруссию по «Дружбе» (но не стоит забывать, что около 18 млн тонн попадает на белорусские НПЗ). Мощность БТС-1 и порта Приморск сейчас составляет около 74 млн тонн нефти в год.
Скорее всего, нефтяники все равно сохранят какие-то поставки по «Дружбе» в ближайшие страны Восточной Европы, и эта труба в любом случае будет заполнена примерно наполовину. А это значит, что рассуждения чиновников Минэнерго вполне логичны: вряд ли в России найдутся дополнительные объемы сырья для полной загрузки БТС-2. «Это отвечает нашим собственным расчетам — и «Дружба», и «БТС-2″ могут быть использованы, но ни одна из них не будет полностью загружена», — отмечают аналитики Deutsche Bank.
Многие аналитики всерьез обеспокоены, что строительство второй «ветки» БТС станет дополнительным фактором роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Дело в том, что Россия имеет четкие и жесткие обязательства по загрузке НПЗ в Восточной Европе, которые как раз и снабжаются нефтью через «Дружбу». Их конечно можно снабжать нефтью через терминалы Ростока и Гданьска, доставляя туда сырье по морю из Приморска, но для этого нужно полная переориентация всех маршрутов, экономическая целесообразность в которой отсутствует.
Такой передел направлений вызовет хаос на и без того перегретом рынке. Для того, чтобы повысить загрузку БТС-2, компаниям придется забирать нефть с российских НПЗ, сокращая тем самым внутреннюю переработку и снижая предложение продуктов. Все это неминуемо скажется на балансе цен. Возможно, именно поэтому ни политическое, ни инвестиционное решения о строительстве «трубы» от белорусской границы до Балтики до сих пор не принято. А ведь проектирование БТС-2 «Транснефть» завершила еще в августе прошлого года, и решение об инвестициях должно было быть принято в конце того же года. При этом трубопроводный монополист обещал, что проект может быть реализован за 12-18 месяцев.
Нефтяные аналитики говорят, что расходы «Транснефти» на сооружение БТС-2 уже включены в оценку акций компании, а вот доходы — пока нет. Дело в том, что для масштабного экспортного проекта, способного прокачивать до 80 млн тонн сырья в год, российская нефтяная индустрия демонстрирует слишком скромные успехи. Похоже, это признают и правительственные чиновники.
Нефтепродукты на eOil.ru