Электронный журнал Oil.Эксперт
Российский рынок
https://www.oilexp.ru/news/russia/rossijskaya-neft-vyletit-v-trubu/11611/
Российская нефть вылетит в трубу

Российский мегапроект — нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) — рискует разделить судьбу известных планов советского руководства по повороту сибирских рек. По мнению экспертов, стоимость строительства второй очереди ВСТО может составить 353 млрд — 354 млрд руб., при общей стоимости проекта порядка 700 млрд, а срок окупаемости трубопровода — не менее 30 лет.
Напомним, что причиной начала строительства ВСТО стала необходимость диверсификации нефтяных экспортных потоков, а также попытка закрепиться на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Основную нефть, которой планируется загрузить новый нефтепровод, предполагается добывать в Восточной Сибири. Учитывая, что восточносибирские месторождения на данный момент не разработаны и их извлекаемые запасы не имеют четкого подтверждения, на первое время трубопровод планируется заполнять западносибирской нефтью, передает utro.ru.
Строительство ВСТО предполагается осуществить в два этапа. Первый — строительство участка трубы Тайшет — Сковородино протяженностью около 2,5 тыс. км, а также сооружение нефтеналивного терминала на побережье Тихого океана мощностью 30 млн т в год. Второй — строительство участка Сковородино — побережье Тихого океана, с расширением (к 2025 г.) пропускной способности первого участка до 80 млн т нефти в год. В том случае, если Россия все-таки решится на строительство ответвления от ВСТО на Китай мощностью 30 млн т, до тихоокеанского побережья в год будет доходить только 50 млн т нефти.
На сегодняшний день рассматриваются два маршрута прокладки второго участка трубопровода: южный, протяженностью 1963 км, и северный — 1903 километра. Стоимость строительства южного варианта, за который ратует «Транснефть», составляет порядка 353,66 млрд руб., северного — 354,32 млрд рублей. Общая сметная стоимость строительства приближается к 698,7 млрд руб., что делает ВСТО самым дорогим нефтепроводом в мире.
Предполагается, что «восточная труба» окажется полностью заполненной только к 2025 г., и то лишь в том случае, если действующий тариф по прокачке и мировые цены на нефть в долгосрочной перспективе позволят окупить возрастающую стоимость разработки месторождений Восточной Сибири. По мнению аналитиков, затраты на строительство нефтепровода могут быть компенсированы при тарифе $55 — $57 за тонну. Прежняя смета предполагала окупаемость трубы в течение 17 лет при тарифе в $38,8, который оценивается сегодня ФСТ как нерентабельный. Существует и другое мнение, согласно которому срок окупаемости ВСТО составит 27 — 30 лет, что недопустимо для подобных проектов. Пока стоимость трубы продолжает расти, толкая вверх тарифы. Так, в минувшем году из-за удорожания строительства ВСТО тарифы за прокачку на всех направлениях «Транснефти» выросли на 20%.
Если ситуация вокруг ВТСО будет развиваться в том же ключе, что и сейчас, амбициозный проект выхода российской нефти к Тихому океану может оказаться под угрозой, а огромные деньги вложенные в строительство — зарытыми в сибирскую землю в прямом смысле этого слова.
Даже если ВСТО будет достроен, это не снимает всех рисков. Не известно, как будет выглядеть мировая энергетика к 2025 г.: не исключено, что пик роста потребности в черном золоте в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет пройден значительно раньше, в результате чего ВСТО так и не сможет выйти на полную мощность. Отдельный и самый большой кластер рисков связан с восточносибирскими запасами нефти и темпами их освоения. В случае если радужные прогнозы относительно их объемов окажутся скорректированными в сторону снижения, «проект века» также может оказаться под угрозой.
Одним словом, «восточная труба», призванная оградить Россию от диктата со стороны европейских потребителей нефти и недоразумений с ее транзитом, сегодня сама начинает потреблять до неприличия огромные ресурсы, рискуя, в конечном счете, превратиться в мертвый мегапроект.

Нефтепродукты на eOil.ru