Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/burgas-aleksandrupolis-poluchil-operatora-nefteprovod-postroit-mezhdunarodnaya-proektnaya-kompaniya/10421/
|
Подписание соглашения о создании МПК было приурочено к визиту в Россию премьер-министра Греции Константиноса Караманлиса. Вице-президент «Транснефти» (один из российских акционеров проекта) Михаил Барков рассчитывает, что регистрация МПК в Нидерландах завершится до конца января. Затем она сможет приступить к подготовке ТЭО проекта и расчету тарифа на прокачку. По оценкам главы Минпромэнерго Виктора Христенко, на это потребуется около полугода, «если не будет торможения с согласованием землеотводов», и еще около полутора лет — на саму стройку.
Межправсоглашение о строительстве нефтепровода из болгарского Бургаса в греческий Александруполис подписано 15 марта 2007 года. Через трубопровод длиной 285 км планируется прокачивать 35 млн тонн нефти в год с возможностью расширения до 50 млн тонн. Стоимость проекта оценивается в 1 млрд. Российской стороне через ООО «Трубопроводный консорциум Бургас-Александруполис» (им в равных долях владеют «Газпром нефть», «Роснефть» и «Транснефть») принадлежит 51%, еще 49% разделены между Грецией и Болгарией.
Бургас-Александруполис должен разгрузить турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, через которые транспортируется российская и казахская нефть. По оценкам главы департамента зарубежных проектов «Газпром нефти» Николая Серегина, на простое в проливах нефтяники ежегодно теряют $700-750 млн. В ТНК-BP, Chevron и «Казмунайгазе» уже высказывали интерес к приобретению доли в проекте у греческой или болгарской стороны, но договоренностей на этот счет пока нет. Причем акционеры проекта не получат квот на прокачку нефти по трубе. Еще в марте экс-глава «Транснефти» Семен Вайншток говорил, что доступ к трубопроводу будет равным, вне зависимости от размера долей акционеров. Вчера глава ООО «Трубопроводный консорциум Бургас-Александруполис» Дмитрий Евстратов подтвердил, что позиция по этому вопросу не изменилась.
Как сообщает КОММЕРСАНТЪ, эксперты отмечают, что реализация проекта может быть интересна российским компаниям. «Новороссийск, из которого нефть транспортируется в Средиземноморье, один из основных пунктов транспортировки экспортной нефти, а строительство трубопровода позволит разгрузить проливы»,- считает аналитик Альфа-банка Константин Батунин. Аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров отмечает, что из геополитических соображений России нужно поторопиться с реализацией проекта, так как есть ряд альтернативных обходов проливов, «но реализованы будут только один-два». Кроме того, Россия обещала акционерам КТК (частный нефтепровод из Казахстана в Новороссийск) увеличить его мощность. «Наши партнеры по КТК согласились с изменением функционирования консорциума, так что решение о расширении трубопровода должно быть принято до конца 2008 года»,- рассказывал в начале декабря Ъ Виктор Христенко. Действительно, в обмен на расширение КТК с нынешних 30 млн тонн западные акционеры КТК (России в нем принадлежит 24%) внесли изменения в схему управления компании, увеличили тариф с $30,24 до $38 за тонну, на чем давно настаивала Россия.
Нефтепродукты на eOil.ru