02 May 2017, 13:08
Бум на рынке электромобилей станет причиной нового нефтяного кризиса
02 May 2017, 13:08

Новые технологии приведут к широкому распространению электромобилей в следующее десятилетие.

В развитии технологий наступает момент, когда покупать альтернативы становится бессмысленно. Вспомните о смартфонах в последние десять лет, цветных телевизорах в 70-х или бензиновых автомобилях в начале прошлого века. Прогнозировать сроки этих сдвигов трудно, но когда они случаются, меняется весь мир.

Впереди эра электрических автомобилей

В прошлом году стоимость аккумуляторных батарей упала на 35%. Анализ рынка электромобилей, проведенный Bloomberg New Energy Finance (BNEF), показывает, что в ближайшие шесть лет они по стоимости сравняются с бензиновыми. Это положит начало реальному массовому рынку электромобилей.

По прогнозам, к 2040 году электромобили с большим запасом хода будут стоить менее 22 тыс. долларов (в текущих ценах). 35% продаваемых в мире автомобилей будут электрическими.

Нефтяные рынки не готовятся к такому развитию событий, и легко понять, почему. Сегодня электромобили составляют лишь 0,1% от мирового рынка автомобилей. На улицах большинства городов они — редкость, при этом стоят значительно дороже бензиновых аналогов. По оценкам ОПЕК, к 2040 году электрокары будут составлять лишь 1% от общего числа машин. В прошлом году гендиректор ConocoPhillips Райан Лэнс заявил, что в ближайшие 50 лет электромобили не окажут существенного влияния на рынок.

Прежде всего, необходимо оценить, как быстро продажи будут расти

В прошлом году продажи электромобилей в мире выросли на 60%. Это любопытная цифра, поскольку совпадает с прогнозируемой компанией Tesla в период до 2020 года. Именно такой рост помог модели T от Ford завоевать рынок в 1910-х. Для сравнения, продажи солнечных панелей следуют по аналогичной траектории, прибавляя ежегодно по 50%, а спрос на светодиодные лампочки за год вырастает примерно на 140%.

Увеличение продаж электромобилей на 60% в год приведет к сокращению спроса на нефть на 2 млн баррелей в сутки уже к 2023 году. Избыток нефти на рынке будет эквивалентен тому, который вызвал нефтяной кризис 2014-го.

Совокупные годовые темпы роста в 60% не могут продолжаться вечно — оценка слишком агрессивна. В своем анализе BNEF использует более методичный подход, раскладывая электромобили на стоимость их деталей. Таким образом, можно предсказать, когда цены упадут достаточно, чтобы привлечь среднего потребителя. Используя модель BNEF, рынок преодолеет пороговую отметку в 2 млн баррелей в день несколькими годами позже — в 2028-м.

Подобные прогнозы в лучшем случае ненадежны. Можно самое большее ожидать, что они окажутся точнее преобладающей в нефтяной отрасли точки зрения, предсказывающей слабый интерес к электромобилям в будущем. Аналитик BNEF Салим Морси говорит:

«Если посмотреть на прогнозы ОПЕК или Exxon, они считают, что спрос будет расти примерно на 2%. Независимо от того, какой в 2040 году будет конечная цифра — 25% или 50%, это не так важно, как осознание факта, что спрос на электромобили будет массовым».

Анализ BNEF фокусируется на общей стоимости владения электромобилем, включающей в себя обслуживание, расходы на заправку и — самое главное — стоимость батарей.

Чтобы ЭМ получили широкое распространение, должно произойти одно из четырех:

1. Правительства предложат льготы для снижения стоимости.

2. Производители пойдут на чрезвычайно низкую рентабельность.

3. Покупатели будут готовы платить больше за электромобили.

4. Стоимость батарей упадет.

Первые три процесса уже идут, однако они не могут продолжаться вечно. К счастью, стоимость батарей движется в правильном направлении.

У уравнения существует и другая сторона: откуда возьмется вся необходимая электроэнергия? По оценкам BNEF, к 2040 году электромобили будут потреблять 1900 Твт•ч, что эквивалентно 10% электричества, произведенного человечеством в прошлом году.

Хорошие новости заключаются в том, что электричество становится чище. С 2013 года мир прибавляет больше генерирующей мощности от ветра и солнца, чем от угля, газа и нефти, вместе взятых. Электромобили снизят стоимость хранения батарей и позволят запасать нестабильную энергию солнца и ветра. Развитие в сторону эффективной электросети, электромобилей и возобновляемых источников энергии создает взаимовыгодный круг потребления.

А как насчет лития и других ограниченных материалов, используемых в батареях? BNEF проанализировала эти рынки и обнаружила, что проблем на них не предвидится. До 2030 года на производство батарей будет потрачено менее 1% от разведанных запасов лития, никеля, марганца и меди. Потребуется 4% от общемировых запасов кобальта. После 2030-го производство, скорее всего, переключится на другие материалы, а батареи станут легче, меньше и дешевле.

У нефтяных рынков остаются причины для скепсиса

Производителям еще предстоит снизить цены на электромобили, кроме того, пока недостаточно зарядных станций для дальних путешествий. Большинство новых покупателей в Китае и Индии будут и дальше предпочитать бензиновые и дизельные автомобили. Растущий спрос на нефть со стороны развивающихся стран может перевесить влияние электрокаров, особенно если ее цена упадет ниже $20 за баррель и там и останется.

Еще одна неизвестная в исследовании BNEF — рост числа беспилотных авто и сервисов вроде Uber и Lyft. Пробег этих машин превышает 30 тыс. км в год — чем больше автомобиль в пути, тем выгоднее становятся батареи. По оценкам BNEF, если новые сервисы окажутся успешными, рыночная доля электромобилей может возрасти до 50% к 2040 году.

Эпоха электромобилей наступает очень быстро — и теперь так думают не только автопроизводители.

Total, одна из крупнейших в мире нефтедобывающих компаний, считает, что к концу следующего десятилетия почти треть продаж новых автомобилей придется на машины на электрическом ходу.

Увеличение числа транспортных средств, работающих на батареях, приведет к спаду спроса на топливо на основе нефти в 2030-е годы, заявил главный экономист по энергетике Total Жоэль Куз на конференции Bloomberg New Energy Finance (BNEF). По его словам, к 2030 году от 15% до 30% всех новых машин в мире будут электрическими, и после этого спрос на топливо перестанет расти и «может быть, даже упадет».

Прогноз Куза — самый высокий, по крайней мере, среди прогнозов крупных нефтяных компаний. Он также превышает собственный прогноз BNEF, сказал Колин МакКеррачер, руководитель отдела анализа транспортной отрасли BNEF: «Это очень много. Это, безусловно, самый агрессивный прогноз среди тех, которые мы когда-либо слышали от лидеров рынка».

Другие нефтяные компании снижают свои долгосрочные прогнозы спроса на нефть. Главный исполнительный директор Royal Dutch Shell Бен ван Берден говорил в марте, что спрос на нефть может достигнуть пика в конце 2020-х годов. В компании создано бизнес-подразделение для поиска наиболее выгодных «чистых» технологий.

Электромобили начинают конкурировать с моделями на бензиновом ходу как по цене, так и по производительности. По оценке самой BNEF, самой дорогой частью электромобиля является аккумулятор, его цена может составлять половину общей стоимости. Первые конкурентоспособные по цене электромобили появились в люксовом сегменте. Здесь лидером стала Model S от Tesla, сейчас эта модель — самая продаваемая среди крупных люксовых автомобилей в США.

Но цены на батареи снижаются примерно на 20% в год, и автопроизводители тратят миллиарды на разработку электрифицированных моделей. Volkswagen намерена увеличить долю электромобилей в общем объеме своих продаж до 25% к 2025 году. Toyota Motor планирует полностью перестать выпускать машины, использующие ископаемое топливо, к 2050 году.

Сейчас на электромобили приходится всего около 1% мировых продаж легковых машин, но автопроизводители готовятся к изменениям на рынке. В 2018 году Volkswagen вступит в гонку с электрическим внедорожником Audi и первой высокоскоростной зарядной сетью в США, которая будет конкурировать с зарядными станциями Tesla Supercharger. На подходе также электромобили от Jaguar и Volvo, а к 2020 году рынок накроет лавина из десятков новых моделей, в том числе от Mercedes-Benz, VW, General Motors и других.

Майкл Либрейч, основатель BNEF, говорит: «К 2020 году на рынке будет представлено более 120 различных моделей электромобилей. Это отличные машины. Двигатель внутреннего сгорания на их фоне будет выглядеть старомодным».

Об одном можно сказать с уверенностью: когда бы ни наступил очередной нефтяной кризис, он станет лишь началом. С каждым последующим годом количество электромобилей на дорогах будет расти, сокращая спрос на нефть.

https://ru.insider.pro/

Читайте недельный обзор по рынку нефти с 24.04.2017 по 30.04.2017 года здесь.

Прогноз ценовых колебаний с 1 по 5 мая — здесь.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 16 апреля 2024
Япония намерена сохранить долю в проектах по добыче газа и нефти в России из-за того, что считает это важным для своей энергетической безопасности.
Венгрия: геотермальная энергия – ключ к независимости от российского газа (Видео)
При Викторе Орбане Венгрия импортирует 65% нефти из России и 80% газа. Но в ряде муниципалитетов власти проводят реконструкцию системы отопления и постепенно переходят с ископаемого топлива на геотермальную энергию – доступный и возобновляемый ресурс.