03 October 2018, 14:59
Спрос на нефть в регионах. WOO-2040. Отчет ОПЕК 2018
03 October 2018, 14:59

Страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

С 2005 года, когда спрос на нефть в странах ОЭСР достиг наибольшего показателя, наблюдалась тенденция к снижению спроса. Она продолжалась до того, как в 2015 году произошло падение цен на нефть и обозначился сравнительно высокий темп роста ВВП (2.5 % в американских и европейских странах ОЭСР в 2015 году), что спровоцировало обратную тенденцию, и рост спроса на нефть в странах ОЭСР достиг рекордного показателя 0.7 млн. баррелей в день. С того времени положительный рост спроса на нефть продолжился, хотя более медленными темпами – 0.4 млн. баррелей в день в 2017 году. Согласно прогнозам, в 2019 показатель роста спроса снизится до 0.3 млн. баррелей в день и снова станет отрицательным после 2020 года.

Рис. 1. Годовой рост спроса на нефть в странах ОЭСР, 2018-2023 (млн. баррелей в день)

Определенная тенденция уже ясно обозначается в странах ОЭСР в Азии и Океании, где на 2018 год прогнозируется минимальный рост, в 2019 году ожидается отрицательная динамика спроса на нефть. В европейских странах ОЭСР удивительно высокий рост спроса, наблюдавшийся в 2015-2017 гг. (в диапазоне 0.2-0.3 млн. баррелей в день ежегодно), очевидно, не продолжится в последующие года. Наиболее недавний прогноз на 2018 год говорит о незначительном росте (примерно 0.1 млн. баррелей в день), что объясняется снижением использования нефтепродуктов в автотранспортной отрасли, а также в промышленности и сельском хозяйстве.

Вероятно, некоторый рост сохранится на протяжении 2019 года, в то время как нововведения Международной морской организации (ММО) будут способствовать его положительной динамике в 2020 году, но не в последние годы среднесрочного периода, когда в европейских странах ОЭСР возникнет тенденция к снижению спроса на нефть, поскольку предполагаемое повышение цен (по сравнению с ценами 2015-2017 гг.) и замедление роста экономической активности оказывают давление на спрос на нефть в регионе. Тем не менее, к 2023 году спрос на нефть в европейской части ОЭСР достигнет 14.2 млн. баррелей в день (немного меньше уровня базового 2017 года). В то время как тенденции спроса на нефть в странах ОЭСР в Европе, Азии и Океании легче предусмотреть, в отношении американских стран ОЭСР существует высокая степень неопределенности. Она включает в себя оценку экономических показателей региона за среднесрочный период, воздействие повышения цен на поведение потребителей и возможные последствия принимаемых мер, таких как недавние споры относительно будущих стандартов CAFE в США. Более того, быстрое расширение нефтехимической отрасли в США в следующие 2-3 года поднимает вопрос об устойчивости данного тренда в долгосрочной перспективе.

Принимая во внимание данные факторы неопределенности, спрос на нефть в американских странах ОЭСР будет расти вплоть до 2021 года, хотя рост будет замедляться с каждым годом. После 2021 года начнется незначительно сокращение. Следствием этого является то, что с 25 млн. баррелей в день в 2017 году спрос на нефть повышается до 25.7 млн. баррелей в день в 2021 году и вновь идет на снижение до 25.4 млн. баррелей в день в 2023 году, что, однако, выше показателя 2017 года. На отраслевом уровне большая часть роста придется на нефтехимический сектор, затем идет авиация и другая промышленность, однако прибыль в этих отраслях, вероятнее всего, будет частично сведена на нет падением роста в автотранспортной отрасли.

Страны, не входящие в ОЭСР

В среднесрочном плане спрос на нефть в развивающихся странах останется устойчивым и в среднем будет расти на 1.1 млн. баррелей в день ежегодно. Данный показатель в основном стимулируется устойчивым ростом ВВП (в среднем 5 % ежегодно). Более того, рост ВВП в развивающихся странах показывает лишь незначительное замедление с 5.1 % в 2018 году до 4.8 % в 2023 году. Помимо экономического роста, большая часть поступательного спроса, привязанного к реализации новых правил ММО касательно содержания серы, и ожидаемое крупное расширение глобальной нефтехимической промышленности, вероятно, не пройдут незамеченными в развивающихся странах. В этих странах в наибольшей мере проявляется расширение спроса на нефть в транспортной, авиационной и жилищной отраслях, что обеспечивает прочную основу для устойчивого роста спроса на нефтепродукты. По прогнозам, рост спроса увеличится с 44.4 млн. баррелей в день в 2017 году до 51 млн. баррелей в день в 2023 году.

В период 2015-2017 гг. в Латинской Америке наблюдался вялый положительный, а затем отрицательный рост, в особенности, это касалось Бразилии и Аргентины. Улучшающиеся сегодня экономические условия в данном регионе поддержат рост спроса, который достигнет 6.3 млн. баррелей в день к концу прогнозируемого периода. В аналогичном ключе, согласно прогнозу, ускорение экономического роста и значительные демографические изменения на Ближнем Востоке и в Африке (за исключением стран ОЭСР) приведут к повышению спроса на нефть в данном регионе в среднесрочном плане на 0.6 млн. баррелей в день; к 2023 году он достигнет 4.4 млн. баррелей в день.

Большая часть нарастающего спроса в развивающихся странах придется на Китай и Индию. Прогноз относительно Индии указывает на умеренное ускорение роста спроса, который вырастет с 4.5 млн. баррелей в день в 2017 до 5.9 млн. баррелей в день в 2023 году. Хотя общий увеличивающийся рост спроса в Индии составляет только 1.3 млн. баррелей в день (2017-2023), что значительно ниже ожидаемого увеличения спроса (1.9. млн. баррелей в день) в Китае, данные по Индии говорят об этой стране как о регионе с наиболее быстрым ростом спроса (в среднем 4.4 % ежегодно).

Большая часть увеличивающегося спроса в Индии обеспечивается ускоренным расширением транспортной системы (в общем 0.8 млн. баррелей в день), в особенности, это касается автотранспортной отрасли. Дополнительный спрос в среднесрочном плане также будет наблюдаться в жилищном и сельскохозяйственном секторах (0.2 млн. баррелей в день), в промышленном использовании нефти (0.1 млн. баррелей в день) и в нефтехимической отрасли (0.1 млн. баррелей в день).

Рис. 2. Годовой рост спроса на нефть в развивающихся странах, 2018-2023 (млн. баррелей в день)

В отличие от Индии, рост спроса на нефть в Китае уже начинает замедляться. Несмотря на замедление темпов экономического роста и глубокую реструктуризацию экономической системы, спрос на нефть в Китае в среднесрочном плане будет увеличиваться на 0.3 млн. баррелей в день в среднем ежегодно и достигнет 14.3 млн. баррелей в день к 2023 году.

Происходящие структурные изменения в экономике Китая обладают ощутимыми последствиями для спроса на нефть в среднесрочной перспективе. Например, в то время как спрос на нефть в промышленной отрасли увеличился более чем на 0.7 млн. баррелей в день во время первого десятилетия XX века, прогнозируется, что в течение следующих пяти лет его прирост будет составлять лишь 0.1 млн. баррелей в день. Более того, в среднесрочном плане не прогнозируется никакого роста спроса на нефть в сфере производства электроэнергии.

С другой стороны, несмотря на то, что значительно возрастут продажи альтернативных транспортных средств, стремительный рост спроса на нефть продолжится в автотранспортной и авиационной отраслях. Это будет вызвано увеличением количества среднего класса Китая и, как следствие, возрастанием потребностей в большей мобильности. Особую важность для будущего спроса на нефть представляет нефтехимическая отрасль Китая, в которой спрос будет расти на 0.3 млн. баррелей в день на протяжении среднесрочного периода. Этот показатель стоит на втором месте после показателя роста спроса в нефтехимическом секторе США.

Прогноз на спрос в остальной части Азии указывает на то, что стремительный рост составит 1.2 млн. баррелей в день в 2017-2023 гг. и спрос на нефть к 2023 году достигнет 9.9 млн. баррелей в день, что будет обеспечено устойчивым экономическим ростом и расширением нефтехимической отрасли региона.

Доходы от нефти, производимой в странах ОПЕК, способствует экономическому росту, поэтому они частично оказывают влияние на внутренний спрос на нефть. В 2016 году спрос на нефть в странах-членах ОПЕК снизился впервые с 1999 года, когда среднегодовая цена на нефть достигла минимума из-за экономического спада. В 2017 году произошло умеренное восстановление прежних показателей спроса. Заглядывая в будущее, предполагаемое устойчивое повышение цен на нефть окажет положительное воздействие на экономику, которая, в свою очередь, поддержит спрос на нефть. К 2023 году спрос достигнет 10.3 млн. баррелей в день (на 1 млн. баррелей в день больше, по сравнению с 2017 годом).

Ожидается, что к 2023 году автотранспортная отрасль внесет наибольший вклад в рост спроса в странах-членах ОПЕК – благодаря этой отрасли показатель роста увеличится на 0.4 млн. баррелей в день (при отметке 3.3 млн. баррелей в день в 2017 году). Значительное повышение спроса также прогнозируется в нефтехимическом секторе (0.2 млн. баррелей в день), в других отраслях (жилищная, сельскохозяйственная, промышленность и торговля) спрос вырастет лишь на 0.3 млн. баррелей в день в общем. Дополнительный спрос в отраслях не автомобильного транспорта в основном будет вызван увеличением потока авиаперевозок. Спрос на нефть в электроэнергетическом секторе останется на прежнем уровне в среднесрочной перспективе, поскольку растущий спрос на электроэнергию в странах ОПЕК в основном покрывается установками, работающими на возобновляемой и ядерной энергии и на природном газе.

Рис. 3. Спрос на нефть в странах-членах ОПЕК в разбивке по секторам, 2018-2023 (млн. баррелей в день)

На рис. 4. Показаны годовые изменения спроса на нефть в Евразии. Стоит отметить, что ежегодный рост спроса в этом регионе составляет лишь 0.1 млн. баррелей в день. Таким образом, вклад региона в общий рост спроса невелик. По оценкам, спрос на нефть в Евразии в среднесрочном плане будет постепенно расти с 5.4 млн. баррелей в день в 2017 году до 6 млн. баррелей в день в 2023 году. Как показано на рис. 4, рост спроса в этом регионе увеличивается скорее на начальном этапе, поскольку в России ускорится восстановление от недавнего спада, а стабильные в настоящее время темпы роста ВВП в других странах региона будут замедляться по мере приближения к концу среднесрочного периода.

Рис. 4. Годовой рост спроса на нефть в Евразии, 2018-2023 (млн. баррелей в день)

Спрос на нефть в России возрастет на 0.3 млн. баррелей в день и в 2023 году составит 3.8 млн. баррелей в день. Однако, 0.2 млн. баррелей в день из этого показателя будут достигнуты к 2020, что оставит мало возможностей для роста спроса во второй части среднесрочного периода. Стоит упомянуть, что рост спроса в российской нефтехимической отрасли на протяжении среднесрочного периода находится практически на том же уровне, что и в автотранспортной отрасли. Это еще один знак устойчивого глобального расширения нефтехимического сектора, а также его растущей значимости для России. Что касается Азии (за исключением Океании, Ближнего Востока, Индии и Китая), прогнозируется относительно стремительный рост спроса – почти 2 % ежегодно, спрос увеличится с 1.9 млн. баррелей в день в 2017 году до 2.2 млн. баррелей в день в 2023 году.

Рис. 5. Рост спроса на нефть по регионам в период с 2017 по 2023

Подводя итог тенденциям спроса на нефть по регионам, рис. 5 демонстрирует, как этот рост распределен между регионами наряду с соответствующим среднегодовым показателем роста спроса.

Спрос на нефть в среднесрочном плане. WOO-2040. Отчет ОПЕК 2018

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Цена на нефть марки Brent выросла (Видео)
Мировые цены на нефть растут. Стоимость одного барреля марки Brent увеличилась больше чем на 4% и превысила отметку в 90 долларов. Об этом говорят данные торгов на лондонской бирже ICE.
Доля рынка ОПЕК в Индии упала до рекордно низкого уровня
Россия была крупнейшим поставщиком нефти в Индию второй финансовый год подряд, поскольку растущий импорт российской нефти привел к снижению доли поставок ОПЕК и Ближнего Востока в Индию до рекордно низкого уровня, сообщило агентство Reuters в пятницу со ссылкой на полученные данные отслеживания танкеров из отраслевых источников.