12 March 2025, 17:26
OPEC. Мировая экономика от 12 марта 2025
-
Исходя из последних данных об экономическом росте и показателях производства, ожидается, что в 2025 и 2026 годах экономический рост останется стабильным. Устойчивый рост в 4 квартале 24 года в США, Японии, Индии и Китае подкрепляет этот прогноз. Кроме того, благодаря тому, что Индия, Бразилия и Россия сохраняют устойчивые тенденции роста, глобальный экономический импульс представляется достаточно устойчивым. В Еврозоне в следующем году также ожидается умеренное восстановление. Однако недавние торговые события, вызванные действиями США, внесли некоторую неопределенность в перспективы глобального роста.
Предположения, лежащие в основе текущего прогноза развития мировой экономики, остаются в целом неизменными. Согласно прогнозам, инфляция продолжит постепенно снижаться в 2025 году и нормализуется к 2026 году. В связи с этим ожидается, что в ближайшей перспективе в основных странах с развитой экономикой сохранится аккомодационная денежно-кредитная политика, хотя и более осторожными темпами из-за сохранения определенного инфляционного давления. В Японии Банк Японии (BoJ), вероятно, продолжит постепенно ужесточать свою политику. В других странах Китай, как ожидается, сохранит политику смягчения денежно-кредитной политики, наряду с фискальными мерами, направленными на достижение целевых показателей роста до 5 %. Ожидается, что сектор услуг останется главной движущей силой мирового экономического роста в ближайшей перспективе, а динамика его роста нормализуется в 2025 году и продолжится в 2026 году.
Промышленный сектор, по прогнозам, также будет постепенно набирать обороты, хотя неопределенность сохраняется, особенно в связи с тем, что еще предстоит выяснить, как и в каком объеме будут действовать потенциальные тарифы и другие политические меры. Пока предполагается, что они не окажут существенного влияния на текущие базовые прогнозы роста, однако необходимо внимательно следить за результатами потенциально дальнейшего роста неопределенности, а также за масштабами и значимостью потенциальных тарифов и других мер политики.
Учитывая эти тенденции и динамику роста, прогноз глобального экономического роста на 2025 год остается неизменным и составляет 3,1 %. В 2026 году прогнозируется небольшое ускорение роста до 3,2 %, что свидетельствует о стабильном и устойчивом расширении экономики. Оба прогноза остались без изменений по сравнению с прогнозами прошлого месяца.
Таблица 3 — 1: Темпы экономического роста и их пересмотр, 2025-2026 годы*, %
Обновленная информация о последних событиях в мире
Во втором полугодии 24 года темпы роста мировой экономики были высокими, и ожидается, что этот эффект сохранится и в начале 2025 года. Однако неопределенность в отношении торговли вызывает опасения. В ОЭСР в 4 квартале 24 года наблюдался сильный, но несколько замедляющийся рост экономики США, поскольку потребительские расходы оставались устойчивыми. Показатели начала 2025 года указывают на продолжение роста потребления, хотя торговый баланс расширился из-за эффекта опережающего роста в преддверии возможных перебоев в торговле. В Еврозоне экономический рост в 4Q24 замедлился после умеренного восстановления в предыдущем квартале, что отражает сохраняющиеся проблемы, особенно в промышленном секторе. В Японии в 4 квартале 24 года наблюдался уверенный подъем, обусловленный высокими государственными и частными расходами. В странах, не входящих в ОЭСР, Китай достиг целевого показателя роста на 2024 год в 5 %, чему способствовали высокие уровни экспорта и производства в 4 квартале 24 года, а также активные фискальные и монетарные стимулы. Индия вернулась к уверенному росту в 4К24 после замедления в 3К24. Бразилия и Россия продолжали демонстрировать высокие темпы роста, особенно в сфере частных расходов, несмотря на сохраняющиеся инфляционные опасения.
По второй оценке Бюро экономического анализа (БЭА), экономический рост в США в 4 квартале 24 года составил 2,3 %, кв/кв, SAAR, подтвердив предварительную оценку. Это произошло после роста на 3,1% в 3Q24 и 3,0% во 2Q24. В Еврозоне рост составил всего 0,9%, кв/кв, SAAR, по данным Евростата, после роста на 1,7% в 3кв24, при продолжающейся слабости, особенно в промышленном секторе. Темпы роста в Японии в 4 квартале 24 года составили 2,2 %, кв/кв, SAAR, по сравнению с 1,4 % в 3 квартале 24 года, как сообщило Министерство экономики, торговли и промышленности.
В странах, не входящих в ОЭСР, в Китае в конце 4К24 наблюдалось улучшение показателей промышленного производства (ПП), розничных продаж и торгового баланса, что привело к повышению общего квартального роста до 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достижению годового целевого показателя в 5%. Фискальные и монетарные меры стимулирования поддержали эту тенденцию, а сектор недвижимости продемонстрировал признаки улучшения. В Индии высокий уровень частного и государственного потребления и положительные тенденции в промышленности способствовали росту экономики в 4 квартале 24 года до 6,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года после замедления до 5,6% в 3 квартале 24 года. В России в 3 квартале 24 года наблюдалось замедление темпов роста, и последний показатель составил 3,1 % по сравнению с 4,1 % во 2 квартале 24 года, хотя потребительский спрос оставался высоким. Кроме того, в Бразилии сохраняются высокие темпы экономического роста: в 4 квартале 24 года рост составил 3,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, после сильного роста в 3 квартале 24 года на 4,0 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что выше 3,3 % в 2 квартале 24 года.
В начале 2025 года инфляционные тенденции в основных странах ОЭСР расходятся. В январе инфляция в США выросла до 3,0% по сравнению с 2,9% в декабре и 2,7% в ноябре, еще больше отдалившись от целевого показателя Федеральной резервной системы (ФРС) в 2%. В Еврозоне инфляция снизилась до 2,3% в феврале с 2,5% в январе и декабре. В Японии инфляция выросла до 4% в январе по сравнению с 3,6% в декабре и 2,9% в ноябре. В Великобритании инфляция выросла до 3% в январе с 2,5% в декабре и 2,6% в ноябре. На фоне ослабления инфляции в Еврозоне ЕЦБ продолжил цикл смягчения, снизив процентные ставки на 25 базисных пунктов (б.п.) до 2,5% на мартовском заседании. ФРС, Банк Японии и Банк Англии проведут свои заседания позднее в марте.
В странах, не входящих в ОЭСР, инфляция в Китае вернулась на территорию дефляции, хотя на это повлияли сезонные искажения в годовых сопоставлениях в январе и феврале из-за раннего наступления лунного года в этом году. Потребительские цены в Китае в феврале снизились на 0,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года после роста на 0,5 % в январе. В Индии высокая инфляция к концу 2024 года снизилась до 4,3 % в январе по сравнению с 5,2 % в декабре и 5,5 % в ноябре. Аналогичным образом, в Бразилии инфляция снизилась до 4,6% в январе по сравнению с 4,8% в декабре и 4,9% в ноябре. Напротив, в России инфляция продолжила расти и достигла 9,9 % в январе по сравнению с 9,5 % в декабре и 8,9 % в ноябре. На февральском заседании Народный банк Китая (НБК) оставил предельную ставку по кредитам (LPR) без изменений: однолетняя LPR составила 3,1 %, а пятилетняя — 3,6 %. Резервный банк Индии (RBI) на своем последнем февральском заседании снизил процентные ставки на 25 б.п. до 6,25%. Тем временем Центральный банк России оставил ставки без изменений, а Центральный банк Бразилии (ЦББ) с начала года повысил ставки на 1 п.п.
Объем мировой торговли увеличился в натуральном выражении, в то время как в стоимостном выражении сократился второй месяц подряд. В декабре объем торговли увеличился на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по сравнению с 3,2% в ноябре. В стоимостном выражении объем мировой торговли сократился на 1,2% в декабре по сравнению с сокращением на 0,4% в ноябре, согласно индексу CPB World Trade Monitor.
График 3 — 1: Мировая торговля
В марте США ввели дополнительные 10-процентные тарифы в отношении Китая вслед за 10-процентными тарифами, введенными в феврале. В марте США также ввели 25 %-ные тарифы в отношении Мексики и Канады, а также 10 %-ные тарифы на поставки канадских энергоносителей. Однако вскоре после их введения автомобильный сектор получил 30-дневную отсрочку, которая впоследствии была распространена на все товары, соответствующие требованиям правил происхождения в рамках соглашения США-Мексика-Канада (USMCA). Потенциально тарифы на все товары могут вступить в силу в начале апреля. США также ввели 25-процентный тариф на весь импорт стали и алюминия, который вступает в силу 12 марта 2025 года.
В 2018 году США ввели аналогичные тарифы на сталь и 10 % на алюминий, но основные торговые партнеры, включая Японию, Бразилию и Австралию, добились освобождения от пошлин или тарифных квот. Нынешнее предложение отменяет все предыдущие исключения. Тарифы США в отношении ЕС еще не объявлены, но ожидаются в ближайшее время. Канада в ответ ввела тарифы на отдельные американские товары, причем вторая волна тарифов, намеченная на конец марта, теперь отложена после того, как США дали 30-дневную отсрочку. Китай также ввел тарифы в размере от 10 до 15 % на отдельные американские сельскохозяйственные товары и добавил 15 американских компаний в свой список экспортного контроля.
Глобальные ожидания на ближайшую перспективу
По прогнозам, мировая экономика сохранит устойчивую тенденцию роста в 2025 году, несмотря на растущую неопределенность. Ключевым фактором станет дальнейшая поддержка со стороны Индии, которая вернулась к уверенному росту в 4 квартале 24 года, а также признаки промышленного роста и восстановления жилищного сектора в Китае. Улучшение перспектив Японии с высокими показателями роста в конце 2024 года еще больше поддерживает эту тенденцию. В Еврозоне, вероятно, продолжится восстановление экономики, при этом в Германии возможно увеличение государственных расходов при ожидаемом коалиционном правительстве. Бразилия и Россия сохраняют устойчивые темпы роста, хотя и медленнее, чем в 2024 году, из-за жесткой монетарной политики. Ожидается, что в США сохранится устойчивая траектория роста, обусловленная высоким потребительским спросом, хотя инфляционное давление и тарифы на товары основных импортеров вносят дополнительную неопределенность. В 2026 году ожидается некоторое ускорение экономического роста, чему будет способствовать дополнительный рост экономики стран, не входящих в ОЭСР, и Еврозоны.
Торговая напряженность в Северной Америке может повлиять на рост экономики Мексики, Канады и, в меньшей степени, США. Высокоинтегрированный промышленный сектор столкнется с серьезными проблемами при адаптации к тарифам, причем краткосрочный эффект может быть значительным. 30-дневная отсрочка для автомобильной промышленности, позже распространенная на все товары, соответствующие требованиям правил происхождения USMCA, даст время для адаптации и может привести к более широкому соглашению, чтобы избежать высоких тарифов. Однако в условиях сохраняющейся неопределенности последствия могут сказаться на потребительских расходах, особенно на дорогостоящие товары и инвестиции. Тарифы США в отношении Китая, скорее всего, останутся на уровне 20 %. Сохранение исключения de minimis, которое позволяет прямым потребительским поставкам стоимостью менее 800 долларов ввозиться без тарифов, несколько скомпенсирует все последствия. В 2024 году в рамках этого исключения в США поступило китайских товаров на 65 миллиардов долларов, и ожидается, что в 2025 году этот показатель увеличится.
Китай остается менее уязвимым к тарифам США, чем Канада и Мексика, благодаря разнообразию направлений экспорта и растущим торговым партнерствам за пределами США, которые частично компенсируют изменение торговых потоков. Тарифы США в отношении ЕС могут негативно сказаться на экономике обеих стран, если будут введены в полном объеме. Особенно подверженным риску остается автомобильный сектор, однако в отсутствие четких деталей о масштабах и сфере применения этой политики ее влияние остается неопределенным. Несмотря на то, что перебои в торговле могут стать причиной неблагоприятных факторов, глобальный рост в 2025 году по-прежнему будет поддерживаться растущим потребительским спросом и улучшением промышленного производства, особенно в странах, не входящих в ОЭСР.
Прогнозируется постепенное снижение базовой инфляции в период с 2025 по 2026 год, хотя неопределенность в мировой торговле может частично отсрочить этот прогноз. Ожидается, что базовая инфляция в основных странах будет оставаться несколько повышенной, поддерживаемая сектором услуг. Согласно протоколу январского заседания, на решение ФРС приостановить цикл смягчения отчасти повлияли опасения по поводу тарифов. Ожидается, что ЕЦБ продолжит проводить аккомодационную денежно-кредитную политику, а Банк Японии, вероятно, сохранит позицию ужесточения, хотя и сохраняет осторожность в связи с возможными нарушениями в торговле.
В странах, не входящих в ОЭСР, смягчение кредитно-денежной политики Китая, вероятно, возобновится в 2025 году после того, как на двух последних заседаниях процентные ставки оставались неизменными. Ожидается, что процентные ставки в Индии будут снижаться осторожно, хотя волатильная продовольственная инфляция по-прежнему вызывает беспокойство. В Бразилии резкое ужесточение кредитно-денежной политики в последние месяцы начинает замедлять рост цен, но БКБ, вероятно, будет ждать дальнейших сигналов, прежде чем переходить к циклу смягчения. Центральный банк России может рассмотреть вопрос о возобновлении ужесточения, поскольку инфляция продолжает расти, но при этом он может принять регулятивные меры для сдерживания инфляции без повышения процентных ставок, как это было на последнем заседании. Ожидается, что к 2026 году в Бразилии и России произойдет смягчение процентных ставок и возврат к более мягкой кредитно-денежной политике.
Что касается фискальной политики, то предложения США по сокращению расходов сопровождаются смягчением мер регулирования, а продление налоговых льгот 2017 года, как ожидается, будет реализовано в 2025 году, что может оказать положительное влияние на рост. В еврозоне новое коалиционное правительство Германии объявило о планах ослабить долговой тормоз, который ранее ограничивал государственные заимствования. Предложение освобождает расходы на оборону, превышающие 1 % ВВП, от долгового тормоза и включает фонд инвестиций в инфраструктуру объемом 500 млрд евро за пределами долгового тормоза. Ожидается, что Япония продолжит меры фискальной поддержки, принятые в конце 2024 года.
В странах, не входящих в ОЭСР, Китай объявил о целевом показателе роста в 5 % на 2025 год, несмотря на торговую напряженность, что предполагает вероятное дополнительное фискальное стимулирование. Для достижения этой цели возможна прямая поддержка потребителей. В Индии в последнем союзном бюджете отмечены текущие инициативы по стимулированию роста, включая улучшение условий для ведения бизнеса, налоговые льготы для среднего класса и дальнейшую фискальную консолидацию. Бюджетные возможности Бразилии остаются ограниченными в 2025 году с возможным увеличением в 2026 году. В России дополнительные фискальные меры, изложенные в проекте бюджета на конец 2024 года, продолжат поддерживать рост, хотя и более медленными темпами.
Промышленный сектор демонстрирует признаки улучшения, хотя ранние показатели предшествовали последним тарифным мерам. Показатели ИП улучшились в США, Китае и Японии, но продолжают ослабевать в еврозоне. Ожидается, что в 2025 и 2026 годах ситуация в этом секторе нормализуется, хотя перебои в торговле могут помешать его восстановлению.
В феврале глобальные индексы менеджеров по закупкам (PMI) указали на улучшение перспектив в производственном секторе и замедление темпов роста в секторе услуг, хотя оба показателя остались на территории экспансии.
График 3 — 2: Глобальные индексы PMI
Глобальный индекс PMI для производственной сферы составил 50,6 в феврале, увеличившись по сравнению с 50,1 в январе и 49,6 в декабре.
Глобальный индекс PMI в сфере услуг немного снизился до 51,6 в феврале, по сравнению с 52,2 в январе и 53,8 в декабре.
Таблица 3 — 2: Темпы роста мировой экономики и их пересмотр, 2025-2026*, %
Поскольку ожидается, что устойчивая динамика 2024 года сохранится и в 2025 году, поддерживаемая высоким потребительским спросом и восстановлением промышленного производства, прогноз мирового роста на 2025 год остается на уровне 3,1 %, без изменений по сравнению с предыдущим прогнозом. Этому прогнозу способствуют высокие темпы роста в Индии и Китае, а также сохраняющаяся динамика в США.
Ожидается, что в 2026 году смягчение денежно-кредитной политики и дальнейшая фискальная поддержка в ведущих странах ускорят рост мировой экономики до 3,2 %, что также не изменится по сравнению с предыдущим прогнозом.
OPEC. Мировая экономика от 12 февраля 2025