Саудовская Аравия против России: кому достанется китайский рынок нефти

Саудовская Аравия в прошлом году направила в КНР почти 85 миллионов тонн нефти, предоставив скидку и потеснив на этом рынке Россию, откуда поступило 83 с половиной миллиона тонн сырья. На пятки Москве наступают и другие экспортеры — Ирак, Бразилия, Ангола. Даже США, несмотря на экономический конфликт, активно наращивают торговлю. Насколько эта ситуация угрожает нашим национальным интересам — в материале РИА Новости.

Нефтяное яблоко раздора

Саудовская Аравия и Россия — крупнейшие производители и экспортеры нефти, конкурирующие с переменным успехом. На этот раз в королевстве прибегли к демпингу — искусственному снижению цен.

«После того как Москва на весенней встрече ОПЕК+ отказалась сокращать добычу, саудиты предоставили рекордную скидку всем регионам, в том числе и КНР. Китайцы моментально этим воспользовались», — поясняет Ирина Айдрус, доцент Института мировой экономики и бизнеса РУДН.

Естественно, Россия недосчиталась экспорта — 7,5 процента по сравнению с 2019-м. Зато Саудовская Аравия прибавила почти два и вышла на докризисный уровень. Все стараются отхватить кусок нефтяного китайского пирога побольше. КНР — крупнейший импортер, на эту страну приходится более 13 процентов общемирового потребления. За год туда поставили 542,4 миллиона тонн сырья (10,85 миллиона баррелей в сутки). Несмотря на пандемию, импорт вырос на 7,6 процента.

«Экономика КНР восстанавливается приличными темпами, и спрос на топливо продолжит расти. Скоро достроят четыре нефтеперерабатывающих завода общей мощностью более миллиона баррелей в сутки. При этом население приближается к полутора миллиардам, — рассуждает Олег Каленов, доцент кафедры экономики промышленности РЭУ имени Г. В. Плеханова. — Поэтому потребление нефти внутри Китая тоже увеличивается. Значительная часть мощностей ориентирована на производство пластика».

Кроме того, по торговому соглашению с Вашингтоном Пекин обязан поднять импорт энергоносителей в 2021-м почти на 34 миллиарда долларов — до уровня в два раза больше, чем в 2020-м, напоминает Ирина Айдрус.

С прицелом на азиатский рынок

Третий импортер нефти в КНР — Ирак, нарастивший поставки на фоне их сильного снижения из Венесуэлы из-за американских санкций на 16 процентов, до 60,12 миллиона тонн. На четвертом месте — Бразилия с 42 миллионами, на пятом — Ангола.

Несмотря на политические и экономические разногласия, американцы увеличили экспорт в три раза, до 19,76 миллиона тонн. «Однако российская нефть все же обходится Китаю дешевле за счет нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» и близлежащих портов к китайским НПЗ», — уточняет Олег Каленов.

В общем, экономисты не видят для России особых рисков на китайском рынке. Отнять долю не получится даже у предприимчивых экспортеров ближневосточного королевства.

«Саудиты добились лишь временного преимущества: по объемам поставок, но не по суммарной выручке. В основном за счет демпинга. Россия также могла предоставить скидку и тем самым сократить отставание. Но тогда казна недополучила бы прибыль», — говорит Петр Пушкарев, ведущий экономист информационно-аналитического центра «ТелеТрейд».

Он отмечает, что бюджет Саудовской Аравии зависит от нефти намного сильнее российского. Эр-Рияду было критично важно сохранить или расширить долю рынка в кризисный год. Отсюда и демпинг.

Впрочем, российские доходы сократились и без скидок. За январь-ноябрь — почти на 41 процент, до 66,4 миллиарда долларов. Такие данные приводит Федеральная таможенная служба. Это результат падения поставок и стоимости углеводородного экспорта, отмечает Ирина Айдрус.

При этом доля нефтегазовых доходов бюджета снизилась к осени почти на 14 процентов, до 29,3 — исторического минимума. Тем не менее задача слезть с нефтяной иглы до сих пор актуальна.

Рентабельность добычи и продажи углеводородов даже в кризис очень высокая. Поэтому несырьевые сферы не столь привлекательны для инвестирования. Перекос можно устранить, подняв налоги на отрасль и перераспределив доходы, считают экономисты.

С нефтью по жизни

В 2020-м страну спасла подушка золотовалютных резервов, которые за год даже увеличились на 40 миллиардов долларов. «Прибыль российских нефтяных компаний в рублях из-за ослабления курса и при практически неизменной, но достаточно высокой стоимости бензина на внутреннем рынке, помогла удержать цену экспортной нефти. Но пришлось немного пожертвовать объемами», — объясняет Пушкарев.

Теперь пора скидок позади, мировой спрос на нефть активно восстанавливается. В Международном валютном фонде ожидают, что средние цены увеличатся в 2021-м на 20 процентов относительно низкой базы 2020-го.

Как бы то ни было, аналитики не считают конкурентов на рынке нефтепродуктов опасными для России. В Азии у отечественных экспортеров давно все налажено. Более того, НПЗ Китая и Индии могут потребовать в ближайшие пять-семь лет даже больше топлива, поскольку там не торопятся переходить на зеленую энергетику. Темпы развития промышленного производства в этих странах стабильно высокие.

Кроме того, вероятно, сократится сланцевая добыча в США, где администрация нового президента запретила бурение на федеральных землях. По всей видимости, развернуться сланцевикам, как при Дональде Трампе, не дадут. Значит, значительная часть нефти останется на внутреннем рынке.

ria.ru

 

Прогноз биржевых цен на 4 февраля 2021

 

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
В ЕС призвали к осторожности в снижении поставок сжиженного газа из России
ACER: ЕС необходимо снижать импорт сжиженного природного газа из России поэтапно
В МВФ заявили, что доходы РФ от экспорта нефти остаются высокими, несмотря на потолок цен
В докладе фонда ранее отмечалось, что российская нефть продается на мировом рынке в основном выше потолка цен, который попытался установить Запад