Источники сообщают, что экспорт российской арктической нефти в Китай резко вырос благодаря поставкам STS
-
Подсанкционная нефть фигурирует в перевалках с судна на судно в Сингапуре, Малайзии. Маршрут доставки длиннее и дороже. Индия сократила закупки из-за санкций
По словам трейдеров и по данным Vortexa, экспорт российской арктической нефти в Китай в этом месяце должен резко возрасти на фоне увеличения объемов перевалки грузов с судна на судно в море, чтобы гарантировать, что заходящие в порт танкеры не включены в санкционные списки США.
Арктическая нефть составляет примерно десятую часть от общего объёма экспорта нефти из России морским путём. В январе этот вид нефти попал под действие расширенных санкций США. Под ограничения попали танкеры, которые перевозят нефть сортов ARCO и Novy Port, а также российский производитель «Газпром нефть».
Чтобы обойти ограничения, трейдеры используют систему STS (перегрузка с судна на судно) в международных водах у берегов Сингапура и Малайзии. Грузы перегружаются на сверхбольшие суда для перевозки сырой нефти (VLCC), которые не подпадают под санкции. После этого они отправляются в китайские порты.
По оценкам аналитиков, на прошлой неделе через систему STS было доставлено не менее 4 миллионов баррелей арктической нефти. В этом месяце в Южно-Китайское море ожидается прибытие ещё 16 миллионов баррелей.
Эмма Ли, старший аналитик Vortexa, отмечает, что импорт арктической нефти в Китай восстанавливается из-за обильного предложения. Однако конечный объём поставок будет зависеть от логистических трудностей и покупательского интереса со стороны китайских нефтеперерабатывающих заводов.
Российский экспортёр нефти «Газпром нефть» пока не ответил на запрос Reuters о комментарии по этому вопросу.
По данным Vortexa, в марте импорт арктической нефти в Китай из России составил в среднем 25 000 баррелей в день.
Китай заявил о своём несогласии с односторонними санкциями, введёнными Соединёнными Штатами, ЕС и другими странами. Цель этих санкций — ограничить доходы от поставок энергоносителей из России, Ирана и Венесуэлы.
Однако, по словам одного из трейдеров, система STS используется, потому что многие китайские покупатели хотят избежать связи с танкерами, которые подпадают под санкции. Они опасаются вторичных санкций и готовы платить более высокую цену за грузы, которые были перевезены через систему STS.
Например, по данным Kpler, в марте судно VLCC Atila загрузило 2,07 миллиона баррелей ARCO с двух санкционированных танкеров в водах Сингапура. В апреле оно доставило груз в китайский порт Дуньин в восточной провинции Шаньдун.
Арктические сорта ARCO, Novy Port и Varandey добываются в северных регионах России. Суровые зимние условия влияют на добычу, а нефтяные проекты требуют значительных инвестиций.
Эти сорта обычно отправляются с месторождений на плавучие хранилища в Мурманске. Затем они отправляются конечным потребителям. Это затрудняет отслеживание экспорта каждого сорта.
В настоящее время поставки занимают два месяца, чтобы достичь Китая. Танкеры идут через Суэцкий канал, а система STS добавляет расходы на доставку. Северный морской путь в Китай, который обычно короче, закрыт до июля.
«Это очень долгий и дорогостоящий маршрут», — говорит один из трейдеров. «Единственная идея — вывезти партии».
По словам трейдеров, арктическая нефть продаётся со скидками к базовым ценам на нефть марки Brent. Это ниже прежних премий.
Не все арктические нефтяные грузы в ближайшее время найдут своё место назначения. Некоторые из них хранятся на судах.
Например, по данным LSEG, танкер Fast Kathy загрузил арктическую нефть в Мурманске 14 марта. С 9 апреля он находится в порту Порт-Саида в Египте.
Индия, которая ранее была крупнейшим покупателем арктической нефти, сократила закупки из-за санкций. Трейдеры говорят, что арктическая нефть, идущая в Индию, в основном поставляется с Варандея компанией Litasco, торговым подразделением российского Лукойла.
«Лукойл» пока не ответил на запрос Reuters о комментарии по этому вопросу.
В этом месяце индийские власти запретили танкеру проводить операцию STS у порта Мумбаи с грузом российской сырой нефти.
Другими покупателями арктической нефти являются Сирия и Мьянма. Они получили первые партии в начале этого года.
Прогноз биржевых цен на 17 апреля 2025