«Южный поток»: неужели реанимация?

ugНе так давно прозвучало сразу несколько заявлений со стороны представителей Еврокомиссии и России по поводу газовых отношений, которые проливают новый свет на анонсированный проект, точнее, идею проекта «Турецкий поток». Тональность и разнонаправленность этих заявлений свидетельствуют о том, что между Евросоюзом и Москвой начался торг, результатом которого может стать реанимация проекта «Южный поток».

Первая ласточка

Заместитель председателя Европейской комиссии (ЕК) по энергетическому союзу Марош Шефчович 4 февраля заявил, что Еврокомиссия считает «экономически несостоятельным» строительство «Турецкого потока» и надеется вернуться к переговорам с Россией о проектах поставок газа, аналогичных «Южному потоку». «Для Турции необходимо около 50 миллиардов кубометров газа, еще столько же нужно для Европы. Зачем отправлять весь этот газ в Турцию? Это будет слишком дорого», — отметил чиновник Евросоюза. По его словам, он не понимает, как потоки российского газа могут быть технически переориентированы на границу Турции и «как это согласуется с контрактами «Газпрома» на поставки газа в европейские страны, где точно указаны места доставки этого газа». «Я считаю, что это не будет работать. И не думаю, что это финальное решение, думаю, мы вернемся к более рациональному обсуждению путей доставки газа, что будет более реальным сотрудничеством», — сказал он.

Подобный жест, как говорится, дорогого стоит. Ведь после 1 декабря 2014 года, когда Владимир Путин объявил об отказе от «Южного потока» и плане строительства нового газопровода, никто из чиновников Евросоюза подобного уровня не заикался о возможности продолжения диалога с Москвой по свернутому проекту. Что же произошло?

Игра на публику

Может показаться, что это вынужденная реакция на жесткое, сродни ультиматуму, предостережение Евросоюзу со стороны председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, которое тот высказал по результатам встречи с Марошем Шефчовичем, состоявшейся 13 января в Москве. Тогда, напомним, глава российского газового монополист заявил, что только «Турецкий поток» сможет обеспечить четкость поставок российского газа европейским потребителям. По его словам, это единственный маршрут, по которому могут поставляться 63 миллиарда кубометров российского газа, который идут сейчас транзитом через Украину. «Других вариантов нет, — заявил он. — Наши европейские партнеры об этом проинформированы и теперь их задачей является создание необходимой газотранспортной инфраструктуры от границы Турции и Греции». При этом Алексей Миллер подчеркнул, что на строительство инфраструктуры есть максимум несколько лет: «Это очень-очень жесткий график. Чтобы уложиться в эти сроки, работа по строительству новых магистральных газопроводов в странах ЕС должны быть начата прямо сегодня. В противном случае эти объемы газа могут оказаться на других рынках». Но, как оказалось, это предостережение предназначено для СМИ. Эмиссар Еврокомиссии сообщил журналистам, что удивлен рассказом Алексея Миллера о будущем «Турецкого потока»: «Сегодня мы узнали, что тот газ, который идет транзитом через Украину, этот объем будет перенаправлен в уже новый трубопровод».

Из всего этого складывается чрезвычайно странная картина: «Газпром» озвучивает принципиальные моменты стратегического проекта не напрямую представителю ЕК, а через СМИ, а высокопоставленный чиновник ЕК, курирующий энергетику всего Евросоюза, отказывается признавать (опять же журналистам), что получил от «Газпрома» соответствующую информацию. Подобная форма делового общения практикуется тогда, когда партнеры не заинтересованы в обсуждении проблемы по существу, а лишь имитируют диалог. Тем более что за рамками проблемы остается вопрос, который ЕК не детализирует, а «Газпром» на этот вопрос предпочитает вообще не отвечать. Речь идет о действующих контрактах с европейскими потребителями, где действительно прописаны точки приемы российского газа. Причем некоторые из этих контрактов заканчиваются только через 5-10 лет.

Без желания и возможностей

Примерно в таком же ключе можно расценивать «толстые» намеки главы «Газпрома» на возможную переориентацию газовых поставок в объеме 60 млрд. куб. метров с Европы на другие рынки, если Евросоюз не согласится с реализацией «Турецкого потока». В ходе недавней презентации ОАО «Газпром» ко Дню инвестора в Гонконге начальник департамента перспективного развития газового концерна Дмитрий Люгай сообщил, что «Газпром» планирует остаться крупнейшим поставщиком газа в Европу, удерживая свою долю на уровне 30%, и даже попытается ее нарастить. В свою очередь, замглавы «Газпрома» Александр Медведев, курирующий экспорт, рассказал инвесторам об ожиданиях российского монополиста применительно к Европе: в ближайшие три года объем экспорта газа в европейские страны восстановится и вырастет на 8% к 2017 году, составив 155–160 млрд. куб. м. Это означает, что «Газпром» даже в первом приближении не рассматривает вариант сокращения присутствия в Европе. Ведь это равнозначно отказу от гарантированных доходов, к тому же закрепиться на новом рынке, тем более в Китае, далеко не просто.

Восток против Запада

Не устраивает, похоже, такой сценарий и Евросоюз, хотя представители ЕС раньше неоднократно заявляли, что Брюссель может восполнить эту потерю с помощью «Южного газового коридора» (предполагает доставку газа из Азербайджана через Турцию и Грецию на север континента). Тем более что 5 февраля Еврокомиссия признала, что в Евросоюзе отсутствует единодушие по поводу создания единой системы закупок газа у внешних поставщиков. По заявлению Мароша Шефчовича, эту идею поддерживают страны Центральной и Восточной Европы, тогда как Западная Европа выступает за сохранение существующей системы контрактов. Как он отметил, это объясняется тем, что в Западной Европе рыночные механизмы «работают достаточно хорошо», поэтому компании устраивает заключение отдельных контрактов с поставщиками. В то же время страны Центральной и Восточной Европе имеют более сложную переговорную позицию и трудности с подписанием долгосрочных контрактов. «Чтобы такая схема была возможной, понятно, что это должно проходить на добровольной основе, при соблюдении европейских правил конкуренции и соблюдении наших обязательств перед ВТО», — резюмировал Марош Шефчович. Здесь существенно и то, что среди стран Восточной Европы тоже нет согласия. Например, Болгария, которую «Газпром» называет виновником отказа от «Южного поток», теперь выступает за реанимацию этого проекта, а Венгрию, судя по всему, устраивает как «Южный поток», так и «Турецкий поток».

Куда ведет старый коридор

Предположение, что между ЕС и Москвой начался торг вокруг реанимации «Южного потока» фактически подтверждают результаты прошедших 27 января в Анкаре переговоров между руководителем «Газпрома» и министром энергетики и природных ресурсов Турции Танером Йылдыза.

По заявлению Алексея Миллера, межправительственное соглашение по газопроводу «Турецкий поток» планируется подписать во втором квартале текущего года, а первый газ подать на территорию Турции в декабре 2016 года. При этом, по его словам, «мощность первой нитки газопровода — 15,75 млрд. куб. метров в год — полностью направим на турецкий рынок». Совокупная мощность всех четырех ниток газопровода должна составить 63 млрд. кубометров. Самое любопытное состоит в том, что самая большая часть газопровода протяженностью 660 км пройдет в старом коридоре «Южного потока», а 250 км- в новом коридоре в направлении европейской части Турции. То есть здесь технически заложена возможность вернуться к реализации проекта «Южный поток». Не исключен вариант, при котором одна нитка газопровода пойдет в Турцию, а три остальных – в Болгарию. Таким образом, получится некая смешанная модель, которая может устраивать и Турцию, и Евросоюз. В любом случае очевидно, что использование наработок в рамках «Южного потока», в значительной мере ускорит реализацию реанимированного или смешанного проекта.

То, в каком направлении и с какой интенсивностью будет развиваться диалог между Евросоюзом и Москвой по поводу «Южного потока», в значительной мере зависит, видимо, от того, как воспримут страны-члены ЕС концепцию Энергетического союза, которую Еврокомиссия планирует представить 25 февраля. Точнее, насколько сблизятся позиции оппонентов в Евросоюзе по отношению к «Газпрому»

Вячеслав Ширяев.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Россия в 2024 году сократит первичную переработку нефти
Первый заместитель министра энергетики России Павел Сорокин отметил, что при этом за счет этих объемов вырастут поставки нефти на экспорт
МЭА: Индия снизила ввоз российской нефти на 420 тысяч баррелей в сутки в феврале
В феврале 2024 года Индия, считающаяся вторым крупнейшим покупателем российской нефти после Китая, снизила ввоз сырья из РФ на 420 тысяч баррелей в сутки