Выступление министра промышленности и энергетики России

09 октября 2006

Выступление министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко на Правительственной комиссии по ТЭК, 9 октября 2006 года

Система транспортировки углеводородного сырья и продуктов его переработки включает подсистемы трубопроводного, железнодорожного и морского транспорта, необходимые портовые терминалы. Известно, что железнодорожный и морской транспорт относятся к видам транспорта общего пользования, в отличие от трубопроводного, являющегося специальным видом транспорта, который создает основу всей системы транспортировки углеводородного сырья. Я в своем докладе остановлюсь в основном на трубопроводном транспорте.

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года предусматривает:

— развитие транспортной инфраструктуры нефтегазового комплекса: во-первых — для своевременного формирования транспортных систем в новых нефтегазодобывающих регионах; во-вторых — для диверсификации поставок на внутренние и внешние рынки по направлениям, способам и маршрутам; в-третьих — для повышения эффективности экспорта газа, нефти и нефтепродуктов;

— регулирование доступа производителей энергоресурсов к трубопроводным системам;

— поддержку проектов, направленных на создание энерготранспортной инфраструктуры — на основе принципов частно-государственного партнерства: координация целей, соединение усилий и разделение ответственности и рисков.

Именно с учетом этих установок Энергетической стратегии и происходит развитие системы транспортировки углеводородного сырья и продуктов его переработки. Хочу лишь подчеркнуть, что в стратегическом плане развитие энерготранспортной инфраструктуры требует комплексного, ориентированного на перспективу взаимодействия всех участников процесса — бизнеса, региональных и федеральных структур.

Существующие прогнозы (регулярно выполняемые Министерством в процессе мониторинга Энергетической стратегии с учетом изменения темпов экономического роста и конъюнктуры внешнего рынка) предусматривают увеличение объемов добычи нефти — к 2015 года (в зависимости от варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации) до 509-542 млн тонн против 472 в 2005 году.

Основной прирост добычи будет достигнут за счет освоения нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока России. Добыча нефти в этом регионе вырастет до 74 млн тонн (в 2006 году ожидаемая добыча составит около 23 млн тонн) за счет начала промышленной добычи на таких крупных месторождениях, как Ванкорское, Юрубчено-Тохомское, Куюмбинское, Верхнечонское, Талаканское и выхода на проектную мощность проектов Сахалин-1,2. Продолжится освоение Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, а также шельфа арктических морей, в результате чего добыча нефти в этом регионе повысится на 63% (+16 млн тонн), в том числе за счет освоения месторождения Приразломное (Баренцево море) — на 7,5 млн тонн.

Прогнозные объемы экспорта сырой нефти в 2015 году могут, согласно оценке, составить 272-300 млн тонн, против 253 в 2005 году.

Рост экспорта ожидается за счет увеличения поставок нефти в страны дальнего зарубежья, в то время как вывоз нефти в страны СНГ значительно не изменится.

Ожидается также рост объемов первичной переработки нефти к 2015 году до 225-230 млн тонн (против 207 в 2005 году). Объемы производства бензина возрастут в 1,2 — 1,3 раза, дизельного топлива — на 17 — 23%.

При этом выход светлых нефтепродуктов увеличится с 57,2% в 2005 году до 62 — 64,5% к 2015 году при существенном улучшении их качественных характеристик, что корреспондируется с планами компаний по реконструкции и техническому перевооружению НПЗ, которые подробно обсуждались на предыдущем заседании Правительственной комиссии. На стабильном уровне сохранится экспорт нефтепродуктов.

Если говорить о месте России на мировом рынке нефти и нефтепродуктов, то картина здесь следующая. С учетом ожидаемых темпов роста данного рынка, установок Энергостратегии на диверсификацию экспортных поставок и незначительном увеличении объема транзита (с 24 млн тонн до 29 млн тонн) предусматривается сохранение объемов поставок нефти на европейский рынок (в объеме 235 млн тонн) и увеличение поставок нефти в страны АТР (до 80 млн тонн) и США (до 12 млн тонн), что позволит обеспечить долю экспортной российской нефти в объемах конечного потребления в Европе более 20%, в КНР более 5%, США около 1,0%.

Очевидно, изложенное (развитие добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов) требует соответствующего развития инфраструктуры трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.

В настоящее время система трубопроводного транспорта включает  около 350 тыс. км трубопроводов технологического назначения (нефтесборные,  по доставке воды для поддержания пластового давления, для транспортировки подготовленной нефти), около 2,5 тыс. км магистральных трубопроводов, принадлежащих нефтяным компаниям, в том числе иностранным (трубопроводы Уса-Ухта, Сахалин — Де-Кастри, КТК), а также 50 тыс. км трубопроводов, принадлежащих ОАО «АК «Транснефть», которая обеспечивает экспортные поставки нефти и доступ к трубопроводным мощностям, регулируемый государством. В системе функционируют 355 станций по перекачке нефти, 861 резервуар для хранения нефти общей емкостью около 14 млн кубометров.

Трубопроводы компании проходят по 65 регионам страны, их протяженность за последние несколько лет увеличилась почти на две тысячи километров — за счет реализации по решениям Правительства Российской Федерации ряда крупных проектов, позволяющих уйти от зависимости от транзита по территории сопредельных государств, создать новые экспортные направления.

В частности, осуществлено строительство нефтепровода Суходольная-Родионовская мощностью 33 млн тонн; мощность Балтийской трубопроводной системы увеличена, по сравнению с 2001 года, с 12 до 65 млн тонн нефти в год.

Прирост мощностей за счет комплекса работ по расширению действующей системы магистральных нефтепроводов в период 2003-2005 годы составил около 16 млн тонн, а с учетом выполняемых работ в 2006 году — 23 млн тонн.

В настоящее время в соответствии с Энергостратегией и по решению Правительства Российской Федерации начато строительство трубопроводной системы ВСТО, ведется проектирование трубопровода Харьяга-Индига.

Реализация этих проектов позволит не только создать условия для разработки месторождений углеводородов в Восточной Сибири и Тимано-Печоре, но и существенно увеличить мощности ОАО «АК «Транснефть» для поставки нефти в страны дальнего зарубежья, создать новые  экспортные направления и условия для диверсификации экспорта, и что особенно важно, минуя порты сопредельных государств.

По состоянию на конец 2005 года мощности ОАО «АК «Транснефть» для поставок нефти в страны дальнего зарубежья составили 221 млн тонн, в том числе по направлениям: Северо-Западное — 72,1 млн тонн, Западное — 66,5 млн тонн, Черноморское — 66,2 млн тонн. В ближайшей перспективе появятся новые направления: Восточное — 30/80 млн тонн и Северное — 12 млн тонн.

За последние годы удалось ликвидировать дефицит мощностей магистральных нефтетрубопроводов. В настоящее время профицит мощности ОАО «АК «Транснефть» составляет около 7 млн тонн нефти в год, средняя загрузка нефтепроводов — 92%. Однако по отдельным, наиболее экономически эффективным направлениям транспортировки нефти дефицит мощностей сохраняется.

Необходимо отметить, что реализация проекта ВСТО позволит увеличить транспортировку нефти трубопроводным транспортом в восточном направлении  с нуля до 11,6 — 26% и, с учетом реализации проекта «Север» (Харьяга-Индига), довести удельный вес экспортных поставок нефти, минуя порты сопредельных государств до 95%.
Реализация этих проектов приведет к приросту мощности нефтетрубопроводного транспорта в 1,4 раза. При этом возможный профицит мощностей оценивается в пределах 34-60 млн тонн (13-19%), что позволит, прежде всего, диверсифицировать направления экспорта, а следовательно и повысить его эффективность.

Проводимая тарифная политика позволяет поддерживать текущую деятельность ОАО «АК «Транснефть», реализовывать новые проекты и удерживать тарифы на уровне ниже, чем в сопредельных государствах.

Кратко остановлюсь на состоянии работ по реализуемым в настоящее время инвестиционным проектам.

Во-первых, это строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) для поставок западно- и восточносибирской нефти на нефтетерминал на побережье Тихого океана.

Протяженность трубопровода — 4670 км (2764 км на первом этапе), диаметр — 1067/1220 мм, проектная мощность — 30 млн тонн на первом этапе, 80 млн тонн при полном развитии. 28 апреля 2006 года началось строительство первого пускового комплекса системы ВСТО. Во исполнение решений совещания от 24 апреля 2006 года в Томске под председательством президента Российской Федерации Владимира Путина ОАО «АК «Транснефть» приступило к выполнению проектно-изыскательских работ по прохождению трассы трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» за пределами водосборной территории оз. Байкал.

Разработана Декларация о намерениях расширения нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан», предполагающая прохождение трассы нефтепровода по маршруту Усть-Кут-Киренск-Ленск-Олекминск-Алдан-Тында.
Компанией проведена презентация ДОН, которая получила одобрение в администрациях Иркутской и Амурской областей и Республики Саха (Якутия).

В целях реализации 1-го пускового комплекса в сроки, определенные Минпромэнерго России, трасса расширения ВСТО протяженностью 2050 км разбита на три участка: Усть-Кут-Талаканское месторождение, Алдан-Тында, Талаканское месторождение-Алдан.

Совместно с администрациями субъектов федерации и муниципальных образований ОАО «АК «Транснефть» 14.07.2006 в города Иркутске, Усть-Кут, Киренск, Якутск и Ленск состоялось открытое заседание общественных слушаний материалов ОВОС по участку «Усть-Кут-Талаканское месторождение»; 21-22.08.2006 в города Алдан, Тында, Нерюнгри, Якутск, Благовещенск — по участку «Алдан-Тында».

Следующий проект это — нефтепровод Харьяга-Индига, предназначенный для поставок нефти, добываемой в Тимано-Печоре, на нефтетерминал в районе Индиги. Проектная мощность трубопровода — 12 млн тонн, протяженность — 467 км. Недавно (24.05.06) в городе Нарьян-Мар прошли общественные слушания и получили положительную оценку материалы оценки воздействия данного проекта на окружающую среду. Обоснование инвестиций в строительство трубопровода будет направлено на государственную экспертизу в ближайшее время.

Кроме того, сегодня рассматривается вопрос о расширении пропускной способности КТК с 28 млн тонн до 67 млн тонн в год.

Реализация проекта расширения КТК приведет к увеличению предложения нефти на черноморском направлении, что, с учетом загруженности данного рынка, приведет к снижению конкурентоспособности российских ресурсов в этом регионе. Чтобы не допустить этого, намечается строительство трубопровода из болгарского порта Бургас в греческий порт Александруполис для транспортировки нефти в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Это наиболее экономичный из проектов обхода проливов. Проектная мощность трубопровода — 35 млн. тонн с возможностью расширения до 50 млн тонн, протяженность — 287 км, максимальная грузоподъемность танкеров в порту Александруполис — 300 тыс. тонн.

Теперь о трубопроводном транспорте нефтепродуктов.

Сеть магистрального трубопроводного транспорта нефтепродуктов (МТТНП) располагается в широтном направлении и пролегает от Кемеровской области до западных границ Республики Украины с Венгрией и латвийского порта Венспилс. Протяженность МТТНП составляет 19,1 тыс. км, в том числе 15,2 тыс. км магистральных и 3,9 тыс. км отводов. По трубопроводной системе транспортируются светлые нефтепродукты (моторные топлива) из 14 нефтеперерабатывающих заводов Европейской части России. К системе МТТНП подключены также два НПЗ Белоруссии (Мозырский и Ново-Полоцкий).

Средний срок службы трубопроводов компании ОАО «Транснефтепродукт» составляет 27,2 года при нормативном 33 года. При этом тенденция роста срока службы приостановлена. Техническое состояние основного и вспомогательного технологического оборудования перекачивающих станций и резервуарных парков удовлетворительное. Аварий по техническим причинам с 2002 года не было.

За 2000-2005 годы объем перекачки нефтепродуктов по магистральным трубопроводам системы ОАО «АК «Транснефтепродукт» увеличился на 20,3% (с 23,1 млн тонн до 27,8 млн тонн), как за счет роста объема транспортировки нефтепродуктов на внутренней рынок России (прирост на 1,6 млн тонн), так и на экспорта(прирост на 3,1 млн тонн, в том числе в дальнее зарубежье на 2,3 млн тонн).

Главная цель компании на ближайшие годы — вывести трубопроводные магистрали на побережья Балтийского и Черного морей. Решение этой задачи позволит снизить до минимума зависимость российского экспорта от сопредельных стран, послужит развитию экономической инфраструктуры государства и укреплению обороноспособности России. В связи с этим осуществляется строительство магистрального нефтепродуктопровода «Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск» (проект «Север») с выходом на побережье Балтийского моря в район морского порта Приморск Ленинградской области и сооружение там терминала по отгрузке светлых нефтепродуктов.

Другим перспективным направлением развития Компании является выход нефтепродуктопроводов на побережье Черного моря. Этот проект рассматривается в увязке с другими вопросами развития  транспортной инфраструктуры  углеводородного сырья и продуктов его переработке в Черноморском бассейне.

Рассматриваются и другие, менее капиталоемкие проекты (строительство отвода от Приморска в направлении порта Высоцк, достройка нефтепродуктопровода «Андреевка — Альметьевск» и др.).

Несколько подробнее о проекте «Север». Протяженность — 1529 км (Второво-Приморск — 1056 км, Субханкулово-Альметьевск — 167 км, вторая нитка Кириши — Приморск — 306 км), диаметр — 530 мм, проектная мощность первой очереди 17 млн тонн, в том числе 8,4 млн тонн первый пусковой комплекс, 24,6 млн тонн при полном развитии. Плановый срок окончания строительства первого пускового комплекса проекта «Север» — июнь 2007 года.

В результате реализации указанных проектов мощность трубопроводной системы ОАО «АК «Транснефтепродукт» может расшириться за период 2006-2012 годы с 50 до 74 млн тонн в год.

Важнейшим приоритетом Энергетической стратегии является сохранение единой системы газоснабжения (ЕСГ), ее развитие за счет сооружения и подключения к ней новых объектов любых форм собственности (в том числе на основе долевого участия).

К 2015 году, в зависимости от прогнозного варианта, ожидается рост добычи газа до 742-754 млрд м3 (против 638 в 2005 году). Основной прирост добычи ожидается в Северо-Западном регионе — на 38 млрд м3 (за счет освоения Штокмановского месторождения), а также в Восточной Сибири — на 33 млрд м3 (с учетом начала освоения месторождений Иркутской области, включая уникальное Ковыктинское месторождение). На Дальнем Востоке планируется выход на проектную мощность проектов Сахалин-1,2, а также начало разработки проекта Сахалин-3, в результате чего добыча газа в этом регионе увеличится на 42 млрд м3.

Предусматривается полностью удовлетворять внутренние потребности экономики и населения в газе при росте уровня его потребления с 442 млрд м3 в 2005 году до 470 млрд м3 в 2010 году и 490 млрд м3 в 2015 году.

Прогнозные объемы экспорта газа в 2015 году смогут, согласно оценке, составить 274-281 млрд м3 (против 207 млрд м3 в 2005 году). При этом с учетом тенденций развития мирового газового рынка и возможного места России на этом рынке, стратегического решения о диверсификации экспортных поставок, принципиально изменится структура экспорта российского газа:

— за счет освоения ресурсов восточной части России (Сахалин 1,2), а также Штокмановского месторождения доля сжиженного природного газа, поставляемого на рынки АТР и восточного побережья США, достигнет 61 млрд м3 (22% от общего объема экспорта);

— по западному маршруту в Китай (проект «Алтай» будет поставляться газа 30 млрд м3 (11%);

— продолжится рост поставок газа в Европу со 154 до 173 млрд м3 (а доля снизится на 12% до 62%), при диверсификации маршрутов поставок газа по СЕГ и продлении «Голубого потока» до стран центральной Европы и южных регионов Италии;

— поставки российского газа в страны бывшего СССР будут постепенно балансироваться (постепенно замещаться) поставками центрально-среднеазиатского газа, в результате чего экспорт российского газа в данный регион снизится на 37 млрд м3, а доля в общем экспорте на 20% (до 6%).

ЕСГ России представляет собой мощный, во многом уникальный производственный комплекс. В газотранспортную инфраструктуру ЕСГ входят: 155 тыс. км магистральных газопроводов и отводов; 6,1 тыс. км конденсатопродуктопроводов; 264 компрессорных станций мощностью 44,8 млн кВт; 24 объекта подземного хранения газа. На долю газотранспортной системы приходится около 85% основных производственных фондов ОАО «Газпром»; более половины ее протяженности составляют газопроводы большого диаметра (1 220 и 1 420 мм).

Среднее расстояние транспортировки газа до российских потребителей составляет около 2400 км, внешним потребителям — примерно 3400 км. Расстояние транспортировки газа от промыслов северных районов Тюменской области до наиболее удаленных стран-импортеров, таких, как Франция, Италия, составляет более 5 тыс. километров.

Износ основных фондов по состоянию на 30.04.2006 г. составил 62%, в том числе магистральных трубопроводов — 59%, компрессоров — 91%, машин и оборудования — 62%. В то же время, в результате последовательной реализации ряда целевых программ аварийность на объектах транспорта газа постоянно снижается — удельный показатель отказов составляет в настоящее время 0,14 на 1000 км в год против 0,21 в 2002 году.

С учетом планов по диверсификации маршрутов экспорта, к 2015 году экспортные мощности газопроводного транспорта вырастут на 52% (+101 млрд м3) — до 297 млрд м3 . Профицит экспортных мощностей к 2015 году будет наблюдаться в основном на направлениях, на которых в прошлом имелись проблемы с транзитом (Украина) или предусматривающих поставки на насыщенные рынки (продление «Голубого потока» до южных регионов Италии, СЕГ).

Инвестиционная программа ОАО «Газпром» предусматривает широкий комплекс мероприятий по расшивке узких мест ЕСГ.

Один из наиболее значимых инвестиционных проектов в отрасли — строительство Северо-Европейского газопровода (протяженность — 1200 км., диаметр — 1220 мм., рабочее давление — 210 атмосфер, проектная мощность — 27,5 млрд куб. м. на первом этапе и 55 млрд куб. м. при полном развитии). Для соединения СЕГ с ЕСГ начато строительство нового газопровода Грязовец-Выборг, который позволит также обеспечить потребности в газе Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Особое внимание при реализации данного проекта необходимо будет уделить экологическим аспектам прохождения газопровода по дну Балтийского моря.

В настоящее время ОАО «Газпром» ведется разработка Генеральной схемы развития и размещения газовой промышленности до 2020 года, которая должна быть рассмотрена в декабре 2006 года на заседании правительства Российской Федерации.

В стадии доработки находится Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. По предварительным оценкам, в зависимости от рассматриваемых вариантов, суммарные капитальные вложения в геологоразведочные работы, добычу, переработку, хранение гелия и транспорт газа по территории России оцениваются в объеме от 27 до 59 млрд долл. США.

Как следует из вышеизложенного, реализуется достаточно масштабный комплекс мероприятий по развитию инфраструктуры транспорта углеводородного сырья и продуктов его переработки. Системная реализация намеченных планов требует задействования всех предусмотренных Энергетической стратегией механизмов государственной энергетической политики.

Перечень соответствующих первоочередных мер включает, в частности, следующее.

1. В текущем году завершается разработка Генеральной схемы развития и размещения газовой промышленности до 2020 года, Генеральных схем развития нефтепроводного и нефтепродуктопроводного транспорта на период до 2020 года, которые будут представлены в Правительство Российской Федерации в декабре текущего года. Указанные Генеральные схемы (после их принятия), развивая и уточняя основные положения Энергетической стратегии России, создадут долгосрочную основу развития нефтегазового комплекса страны.

2. Правительство Российской Федерации осуществляет и будет осуществлять поддержку реализации трубопроводных проектов, направленных, прежде всего, на диверсификацию экспортных поставок и расшивку имеющихся «узких мест» в ЕСГ и системе магистральных трубопроводов АО «Транснефть».

3. Требует дальнейшего совершенствования порядок доступа нефтяных компаний к системе магистральных нефтепроводов и терминалов.

Действующий в настоящее время порядок после внесения в 2001 году соответствующих изменений в Федеральный Закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», предусматривающие установление принципа равного доступа нефтедобывающих организаций пропорционально объемам добытой и сданной в систему магистральных трубопроводов нефти с учетом обеспечения полной (исходя из технической возможности) пропускной способности системы, позволил в основном решить проблемы доступа за исключением порядка распределения объемов транспортировки экспортируемой нефти по направлениям отгрузки в соответствии с принципом равного доступа (при решении этих проблем в рамках действующего порядка неизбежен субъективизм).

В настоящее время работа по совершенствованию доступа проводится ФАС России.

Направления совершенствования:

— введение принципа оплаты «качай или плати» за использование системы магистральных нефтепроводов (с повышением материальной ответственности производителей нефти за неиспользование мощностей);

— введение пропорционального принципа распределения объемов транспортировки экспортируемой нефти по направлениям отгрузки с последующей переуступкой между нефтяными компаниями;

— введение сетевого тарифа за транспортировку нефти в зависимости от дальности и, возможно, направлений, что особенно актуально в связи с реализацией проекта ВСТО.

Урегулирование этих вопросов позволит передать выполнение функций по составлению и реализации графиков транспортировки нефти в компанию «Транснефть».

4. Требует также совершенствования порядок доступа к Единой системе газоснабжения.

С принятием в этом году закона «Об экспорте газа» вопрос по доступу независимых производителей газа к ЕСГ для его экспорта решен.

Требует решения вопросы доступа к ЕСГ как производителей, так и потребителей газа на внутреннем рынке страны.
Решение этих вопросов, естественно, тесно связано и обусловлено решениями, которые будут приняты по концепции развития рынка газа.

5. В настоящее время в соответствии с Правительственной программой идет разработка специальных технических регламентов. Регламент «О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов» будет представлен в правительство Российской Федерации в 2006 году.

6. Специального решения требует проблема несанкционированных врезок в трубопроводы. Только за последние 5 лет количество несанкционированных врезок превысило 3200 случаев, нанесенный ущерб только ОАО «Транснефть» составил несколько сотен миллионов рублей.

В соответствии с поручением президента Российской Федерации от 7 апреля 2006 года № Пр-561 и Аппарата правительства Российской Федерации от 24 мая 2006 года № П9-12549 МВД России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в т.г. должно подготовить и внести в установленном порядке в правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации», направленный на ужесточение ответственности за кражи из магистральных трубопроводов, а также за их повреждения.

Минпромэнерго России согласовало законопроект письмом от 31 мая 2005 года № ИМ-2946/14. 23 июня 2006 года в МВД России состоялось согласительное совещание по замечаниям и предложениям Генпрокуратуры России и Минюста России.

В настоящее время МВД России готовит законопроект для внесения в правительство Российской Федерации вместе с протоколом согласительного совещания.

Необходимо ускорить принятие данного законопроекта.

7. С учетом того, что в 2004-2005 годы на объектах трубопроводного транспорта было совершено более 20 диверсионно-террористических актов, особого внимания требует проблема усиления антитеррористической деятельности на объектах трубопроводного транспорта.

В целях выполнения Указа президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 года № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» МВД России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в т.г. должно подготовить и внести в установленном порядке в правительство Российской Федерации проекты федеральных законов «О газоснабжении в Российской Федерации» и «Об оружии».

Законопроект, предусматривающий усиление антитеррористической деятельности на объектах трубопроводного транспорта, разработан МВД России и проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти.

Принятие указанных нормативных документов создаст твердую основу для дальнейшего развития и эффективного использования системы трубопроводного транспорта в Российской Федерации.

Другие требующие решения вопросы также содержатся в подготовленном проекте решения.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
«Газпром» закроет две компании в Нидерландах
«Газпром» ликвидирует нидерландские Gazprom Sakhalin Holdings и Gazprom Finance
Парламент Турции рассмотрит законопроект о продаже СПГ в рамках создания газового хаба
Принятие законопроекта позволит создать предприятия по сжижению природного газа, импортируемого страной