Уголь и нефть тянут морские порты на дно
-
Ассоциация морских торговых портов опубликовала статистику по динамике грузооборота за минувший год. Изучать такие цифры всегда полезно, поскольку они дают неплохое представление о состоянии отечественной экономики. Сразу можно отметить, что морские порты России в 2024 году столкнулись с заметным снижением общего грузооборота: общий объем переваленных грузов уменьшился на 2,3% по сравнению с предыдущим годом, составив 886,3 млн тонн.
Напомним, что еще год назад ожидания были довольно оптимистичные. Итоги 2023 года порадовали портовиков ростом показателей – грузооборот превысил 900 млн тонн. На этой волне заместитель руководителя Росморречфлота Борис Ташимов поделился с журналистами своим прогнозом на 2024 год. По его мнению, отрасль прибавит еще порядка 7% и доведет грузооборот до 950 млн тонн в год.
Однако вместо 7-процентного роста произошло падение на 2,3%. И это уже не спишешь на погрешность.
Предлагаем для начала кинуть общий взгляд на динамику по регионам и конкретным портам, а потом поговорим о том, какие категории грузов сейчас находятся в сложной ситуации и почему это происходит.
Сводка по регионам
Общий грузооборот в Арктическом бассейне снизился на 5,2%, составив 92,9 млн тонн. Основные причины снижения связаны с падением объемов перевалки сухих грузов на 15,8%, в то время как наливные грузы остались почти без изменений (-0,3%).
Порт Мурманск потерял 10,3% своего грузооборота, что составляет 52,1 млн тонн. Порт Сабетта показал позитивную динамику, увеличив грузооборот на 5% до 29,2 млн тонн. Порт Варандей и Архангельск также изменили свои показатели: первый потерял 2,6% (до 5,1 млн тонн), второй, напротив, вырос на 39,4% (до 2,6 млн тонн).
Балтийский бассейн показал незначительный рост на 0,6%, достигнув уровня 273 млн тонн. Основную часть прироста обеспечила перевалка сухих грузов, которая увеличилась на 6,7%.
Порт Усть-Луга сохранил свои позиции, незначительно снизившись на 0,2% (до 135 млн тонн). Приморск потерял 3,7% своего грузооборота (до 60,7 млн тонн). Большой порт Санкт-Петербург продемонстрировал уверенный рост на 6,9% (до 52 млн тонн). Высоцк потерял 3,3% своего грузооборота (до 12,4 млн тонн).
Бассейн Азовского и Черного морей оказался наиболее пострадавшим регионом, показав снижение на 5,4% (до 275,7 млн тонн). Уменьшение коснулось как сухих, так и наливных грузов.
Новороссийск стал единственным крупным портом, который увеличил свой грузооборот на 2,1% (до 164,8 млн тонн). Тамань понесла значительные убытки, сократив грузооборот на 30,2% (до 28,3 млн тонн). Туапсе и Кавказ также потеряли часть своего грузооборота: 13,4% и 3,4% соответственно. В то же время порт Ростов-на-Дону продемонстрировал умеренное снижение на 3,4% (до 15,8 млн тонн).
Каспийский бассейн показал небольшой, но значимый рост на 4,9%, достигнув 8,1 млн тонн. Рост был обусловлен увеличением перевалки сухих грузов на 10,2%.
Порт Астрахань увеличил грузооборот на 4,1% (до 3,9 млн тонн). Махачкала показала снижение на 6,3% (до 3,2 млн тонн).
Перевалка сухогрузов: тяжелый год для угля
Перевалка сухих грузов за минувший год составила 441,1 млн тонн, в сравнении с 2023 годом фиксируется уменьшение объемов на 1,9%. Причем в этот сегмент АСОП включила контейнерные грузы, показавшие резкий рост – на 10,8%. Это означает, что если брать картину только по навалочным грузам, то падение будет весьма существенным.
Тянет на дно статистику в основном уголь. Он продемонстрировал сокращение на 9,8% – до 188,1 млн тонн, что сильно выбивается из тренда всех последних лет. С 2019 под 2023 год перевалка угля через российские морские порты стабильно росла. Общий рост достиг 16,8%, по данным той же АСОП. Падение на 9,8% при таком раскладе выглядит весьма болезненным.
Стоит отметить, что перевозки угля по железным дорогам тоже снизились. Погрузка каменного угля по сети РЖД в 2023 году составила 350,3 млн тонн, а в 2024 году – 331,4 млн тонн. Причем основной минус пришелся на экспортные поставки угля.
Часть проблем, судя по всему, связана с нехваткой мощностей Восточного полигона, который вынужден принимать все больше угля, компенсируя европейское эмбарго. Инфраструктура пока не справляется. Более того, логистика сильно дорожает, растут тарифы, а это влияет на издержки компаний.
Впрочем, для морских портов куда более серьезное значение имели другие факторы – в частности китайские пошлины. Китайские регуляторы установили их с 2024 года в размере 6% на импорт из России энергетического угля и 3% коксующегося. Поставки угля в Поднебесную за первый квартал сразу снизились на 16%.
Плюс свою роль сыграли санкции США. В SDN-лист были внесены «СУЭК», «Мечел», «Сибантрацит», «Эльга», «Коулстар, «СДС-уголь» и «Стройсервис». В результате российские угольщики потеряли часть важных международных партнеров, с которыми давно была налажена торговля. Снизили закупки угля Южная Корея, Турция, Индия.
В целом же, для российской угольной промышленности 2024 год стал крайне тяжелым. По словам ряда экспертов – самым тяжелым с конца 1990-х годов. Уже в апреле 2024-го по данным Росстата следовало, что 52,4% компаний в угольной отрасли работали в статусе убыточных. В июне тот же Forbes проинформировал, что морской экспорт российского угля сократился на 17%.
В довершение всего первые несколько месяцев прошлого года в порту Тамань были сложности с отгрузкой угля – из-за повышенных ставок грузоотправители массово отменяли погрузку. Повышенные ставки в свою очередь возникли из-за отклонения слишком большого объема заявок со стороны РЖД. Запутанная ситуация долго не могла разрешиться – по факту только к июню грузооборот вышел на нормальный уровень.
Серьезные проблемы испытывает и металлургия. Перевалка черных металлов через отечественные порты снизилась на 10,8% – до 19 млн тонн. Причины здесь совершенно объективные, мир переживает падение спроса на стальную продукцию, цены на мировых рынках крайне низкие. Катализатором негативных изменений стало замедление строительной отрасли в Китае.
В дополнение к внешним факторам сработали и внутренние, поскольку рост ключевой ставки ЦБ сказался и на российской металлургии.
Что касается остальных категорий сухих грузов, то там фиксируется рост, порой весьма значительный. Зерновые дали прибавку в 6%, доведя показатели перегрузки до 74,8 млн тонн, что говорит о росте сельскохозяйственного производства и увеличении экспортного потенциала этой отрасли. Минеральные удобрения продемонстрировали еще более внушительный рост – на 15,7%, их перевалка через морские порты достигла 42,5 млн тонн. А рекордсменом является отгрузка руды, которая дала впечатляющий рост на 26,3% – в абсолютных цифрах это 12,3 млн тонн.
И, как уже было сказано, контейнерные грузы тоже прибавили. Объем их перегрузки в морских портах составил 55,5 млн тонн, то есть вырос на 10,8%.
Перевалка наливных грузов: нефть под ударом
Сектор наливных грузов по итогам 2024 года тоже в минусе, он продемонстрировал снижение на 2,6%. Общий объем перевалки составил 445,2 млн тонн. И тут следует понимать, что точно так же, как и в случае с сухими грузами, падение показателей обеспечила только одна категория – нефть и нефтепродукты. Все остальное вполне себе наращивает обороты.
Сжиженный природный газ обеспечил прирост на 5,9%. Общий объем отгрузки – 36,3 млн тонн. Это лишний раз подчеркивает стратегическое значение СПГ для российской экономики и растущий интерес к нему на международных рынках. Пищевые грузы тоже дали заметный рост – до 6,4 млн тонн, что на 14% больше, чем в предшествующий период.
С нефтью же все сложно. Объем перевалки сырой нефти упал на 1,7% и составил 267,5 млн тонн по итогам 2024 года. А нефтепродукты закончили год с еще более значительным снижением – на 7,1%, опустившись до отметки в 131,1 млн тонн.
Западные информационные агентства, включая Reuters, сообщают, что причинами проблем с отгрузкой российской нефти стали санкционное давление и атаки украинских беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы. Reuters в частности пишет, что общий объем российского экспорта всех видов топлива, включая мазут, дизельное топливо, нафту и авиационный керосин, в прошлом году составил 113,7 млн тонн, что на 9,1% меньше, чем в 2023 году.
Британские журналисты сделали расчеты, основываясь на открытых рыночных данных, и пришли к выводу, что переработка нефти в России в 2024 году составила 267 млн тонн (примерно 5,4 млн барреля в сутки), что является самым низким показателем с 2012 года.
Отечественные новостные агентства и эксперты в свою очередь обращают внимание на то, что важным фактором в сокращении морской перевалки нефти является снижение ее добычи в России.
Свежий январский доклад ОПЕК показал, что по итогам 2024 года добыча нефти в России составила 9,167 млн баррелей в сутки, то есть упала примерно на полпроцента в сравнении с предыдущим годом. Падение добычи происходит из-за соглашения с ОПЕК, а также на фоне сокращения спроса на внешнем рынке. Особенно заметно влияние Китая, который уже не первый год снижает зависимость от нефти и развивает альтернативные виды энергетики.
В текущем году ситуация с экспортом нефти, по-видимому, также останется сложной, учитывая дополнительные санкции, введенные США 10 января. Напомним, что Госдепартамент США и Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США сообщили о рестрикциях в отношении «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза», а также целого ряда их «дочек» и иных подконтрольных фирм. Плюс еще нескольких значимых российских компаний.
В частности, под удар попал «Восток ойл», флагманский проект «Роснефти». Активизировалась охота за так называемым «теневым флотом», который, по мнению Запада, имеет ключевое значение для российских экспортных поставок нефти и нефтепродуктов.
Все эти факторы усложняют прогнозы относительно динамики грузооборота через российские порты на 2025 год. Впрочем, в текущей ситуации любые прогнозы – как оптимистичные, так и пессимистичные – особого смысла не имеют. Слишком уж сильно судьба экспортных потоков российского сырья зависит от политического ландшафта текущего года. А он сейчас крайне непредсказуем.
Прогноз биржевых цен с 27 по 31 января 2025