Столичные аэропорты будут снабжаться топливом по трубопроводам

В недалеком будущем столичный регион станет получать по системе трубопроводов 14 млн тонн автомобильного бензина, дизельного топлива и авиакеросина в год.

Наливная станция "Солнечногорская" расположена на западном полукольце магистрального нефтепродуктопровода вокруг Москвы. Фото: Архив компании "Мостранснефтепродукт"

Наливная станция «Солнечногорская» расположена на западном полукольце магистрального нефтепродуктопровода вокруг Москвы. Фото: Архив компании «Мостранснефтепродукт»

Проект увеличения объемов транспортировки нефтепродуктов в Московский регион компания «Транснефть» планирует завершить в 2018 году. В результате в столицу и Подмосковье будет поставляться более 5 млн тонн автобензина, более 3 млн тонн дизельного топлива и почти 6 млн тонн авиакеросина. Таким образом, 80процентов общих поставок авиатоплива аэропорты Внуково, Домодедово, и Шереметьево будут получать по трубам.

Реализация проекта предполагает строительство более 80 км линейной части трубопровода, новой перекачивающей станции (ПС) с резервуарным парком, реконструкцию еще шести станций, а также возведение сливной железнодорожной эстакады. Общий объем резервуаров, которые планируется построить в рамках проекта, превышает 440 тыс. кубометров.

Московский кольцевой

Топливо на рынок Московского региона, который обладает крупнейшими в стране автопарком и авиационным узлом, поставляется автотранспортом, железной дорогой и трубопроводами. В эксплуатации труба экологически безопаснее, надежнее и дешевле, чем другие виды транспорта.

Построенный в конце 1970-х годов Московский кольцевой нефтепродуктопровод (МКНПП) — сооружение уникальное по своим технологическим функциям. Он представляет собой трехниточное трубопроводное кольцо вокруг столицы. Каждая нитка предназначена для перекачки определенного вида нефтепродукта — бензина, дизельного топлива или авиакеросина. Трубопровод разделен на два полукольца: Западное — протяженностью 170 км и Восточное — протяженностью 158 км. Оба они проложены за Московской кольцевой автодорогой на расстоянии 20-40 км от нее.

МКНПП обеспечивает не только доставку нефтепродуктов с Московского, Рязанского и Нижегородского нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), но и их реализацию. На специально оборудованных необходимой техникой пунктах бензин и дизтопливо из трубы наливаются в автомобильные и железнодорожные цистерны. А авиакеросин через трубопроводы-отводы поступает в аэропорты Московского авиаузла.

ЛПДС «Володарская» — крупнейшая база нефтепродуктов в Московском регионе. Фото: Архив компании «Мостранснефтепродукт»

Центр МКНПП — линейная производственно-диспетчерская станция (ЛПДС) «Володарская». Ее магистральные насосы могут перекачивать топливо в обоих направлениях трубопроводного кольца. Станция — одно из крупнейших хранилищ нефтепродуктов в регионе, здесь же расположен крупнейший наливной пункт бензина и дизтоплива в автомобильный транспорт.

Сегодня нефтепродукты на «Володарскую» поступают с двух (НПЗ) — Московского и Рязанского. С первого по трем трубам принимаются бензин, солярка и авиационный керосин. Со второго по двум нефтепродуктопроводам поступает авиатопливо и «дизель».

На МКНПП есть еще три наливные станции (НС): «Новоселки», «Солнечногорская» и «Нагорная». Участия в перекачке они не принимают, исполняя функции хранилищ нефтепродуктов. Там же, как ясно из предназначения, осуществляют налив топлива на автотранспорт.

С нынешними объемами поставок топлива в Московский регион «Транснефть» полностью справляется. Есть даже возможность в рамках существующей трубопроводной системы эти объемы несколько увеличить. Однако прогнозы потребления нефтепродуктов говорят о том, что уже в ближайшем будущем существующих мощностей может не хватить. Аэропорты столичного узла будут наращивать перевозки, продолжит расти и автопарк.

Поэтому целесообразность проекта компании «Транснефть» «Реконструкция системы магистральных трубопроводов для увеличения объемов транспортировки нефтепродуктов в Московский регион» никто не ставит под сомнение. Он полностью соответствует Генеральной схеме развития нефтяной отрасли России до 2020 года. А его реализация позволит, во-первых, диверсифицировать поставки топлива с НПЗ Центрального, Южного и Приволжского федеральных округов. Во-вторых, разгрузится Московский транспортный узел — автодороги, железнодорожные пути и грузовые станции.

Попали под реконструкцию

Основная цель проекта — увеличить перекачивающие мощности благодаря реконструкции насосных станций и технологического оборудования. Также ставится задача увеличить товарную емкость резервуарных парков, чтобы обеспечить необходимый запас нефтепродуктов для перекачки.

НПС «Рязань» готова перекачивать нефтепродукты.

В июне 2014 года «Транснефть» приступила к обновлению резервуарных парков, расположенных на МКНПП. Сейчас завершается строительство двух хранилищ по 10 тыс. куб. м на ЛПДС «Володарская» и восьми по 5 тыс. кубов на НС «Нагорная» и «Солнечногорская» (по четыре на каждой). Уже летом все эти резервуары в комплексе с технологической обвязкой (подводящими и отводящими трубопроводами), сетями и насосными станциями пожаротушения, а также комплексами очистных сооружений будут введены в эксплуатацию. Это позволит перераспределить хранящееся на станциях топливо и начать поэтапный демонтаж устаревших резервуаров для строительства на их месте новых — большего объема. Так, например, для авиатоплива вместо двух существующих на «Володарской» хранилищ по 20 тыс. куб. м возведут резервуары объемом 30 тыс. кубов каждый.

Но резервуары — только часть дела. На всех станциях Московского трубопроводного кольца запланирован целый комплекс работ по технической ликвидации отработавших свой ресурс зданий, сооружений, инженерных систем и технологического оборудования и возведению новых. Это делается в рамках завершающейся интеграции предприятий «Транснефтепродукта» в систему «Транснефти», предполагающей единые технические и корпоративные стандарты.

На ЛПДС «Володарская» будет реконструирована магистральная насосная станция. Сейчас там используются четыре магистральных насосных агрегата под авиакеросин и по два — под дизельное топливо и автобензин. После реконструкции будут установлены по три агрегата (два основных и один резервный) на каждый вид нефтепродуктов. Также на станции построят отдельную насосную внутрипарковую перекачку специально для авиатоплива. Дополнительные насосы для увеличения производительности транспортировки авиакеросина появятся также на станциях «Новоселки» и «Нагорная». Все это будет сделано в условиях действующего производства, без остановки перекачки.

Топливо вместо нефти

Активные работы ведутся и за пределами Подмосковья. В начале года компания приступила к реконструкции ЛПДС «Староликеево» в Нижегородской области. Рядом с действующей нефтеперекачивающей станцией будет построена продуктоперекачивающая. Она и станет принимать увеличенные объемы топлива с Нижегородского НПЗ для отправки его в Московский регион. Сейчас на площадке ведется строительство четырех резервуаров по 10 тыс. куб. м для хранения дизельного топлива и автобензина.

Одна из особенностей проекта состоит в том, что в его реализации будет активно задействована уже существующая нефтепроводная система. Часть ее мощностей, оказавшихся сегодня избыточными для компании, будут перепрофилированы под транспортировку нефтепродуктов. Это 400-километровый нефтепровод Горький — Рязань 2, соединяющий нефтеперекачивающие станции (НПС) «Староликеево» и «Рязань», а также 200-километровый нефтепровод Рязань — Москва, по которому сырье сейчас поставляется на Московский НПЗ.

Бывшие «нефтяные» станции «Рязань» и «Коломна» после необходимой переподготовки также будут переведены под транспортировку нефтепродуктов. Помимо этого, компания построит двухкилометровую перемычку, которая соединит НПС «Рязань» с действующей ЛПДС «Рязань» — крупнейшей продуктоперекачивающей станцией в Рязанской области.

В итоге перепрофилированный нефтепровод Рязань — Москва станет третьей трубопроводной ниткой, по которой до ЛПДС «Володарская» пойдут нефтепродукты — каждый по своей трубе.

Перепрофилирование существующих нефтепроводных мощностей под перекачку топлива значительно упрощает реализацию проекта, экономит немалые средства и материально-технические ресурсы, снижает общие трудозатраты.

А чтобы компенсировать уменьшение поставок нефти на Московский НПЗ, которое неизбежно при переводе магистрали из Рязани на транспортировку топлива, пропускная способность нефтепровода Ярославль — Москва будет увеличена с 9 до 12 млн тонн в год. Для повышения объема перекачки во Владимирской области построят новую НПС «Лобково». Ее ввод в эксплуатацию намечен на второй квартал 2017 года. Тогда и можно будет перепрофилировать нефтепроводы Горький — Рязань-2 и Рязань — Москва на транспортировку топлива.

Керосиновый бум

Сегодня доля авиакеросина в общем объеме поставок нефтепродуктов по системе «Транснефти» в Московский регион не превышает 25-30 процентов. Когда проект будет полностью реализован, она будет составлять более 50 процентов. Столичные аэропорты, в свою очередь, как уже было сказано, получат по трубе около 80 процентов потребляемого топлива.

Для этого в районе железнодорожной станции Шелухово в Рязанской области построят головную перекачивающую станцию (ГПС) «Шилово-3» с резервуарным парком общим объемом 40 тыс. куб. м. Там же возведут железнодорожную сливную эстакаду. Таким образом авиакеросин, произведенный на заводах Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов, из железнодорожных цистерн будет поступать на станцию для дальнейшей перекачки. Мощность эстакады на первом этапе составит 2,5 млн тонн в год, при этом изначально будет заложена возможность увеличения производительности до 4 млн тонн.

От «Шилово-3» проложат 77-километровый трубопровод до НПС «Рязань». Оттуда авиакеросин пойдет в сторону Москвы на ЛПДС «Володарская» и далее по МКНПП будет распределяться по аэропортам.

На ГПС «Шилово-3» построят крупную химико-аналитическую лабораторию, которая будет контролировать качество авиакеросина, принимаемого с железной дороги. Новая лаборатория появится в следующем году и на ЛПДС «Володарская». Здесь контроль качества будет осуществляться перед сдачей на топливно-заправочные комплексы (ТЗК) аэропортов. У самих ТЗК есть свои химико-аналитические лаборатории, которые проверяют качество топлива уже на входе. Так что контроль будет многоуровневый, исключающий попадание в баки самолета некачественного керосина.

Проект увеличения поставок нефтепродуктов в столичный регион даст аэропортам дополнительный топливный ресурс и упрощенную логистику, железной дороге — долгожданную разгрузку, а жителям Москвы и Подмосковья — уверенность в том, что дефицит бензина и «дизеля» останется в далеком прошлом

СПРАВКА

Московский кольцевой нефтепродуктопровод (МКНПП) строился с 1970 по 1984 год. За это время были проложены три нитки трубопроводов диаметром 377 мм для перекачки автобензинов, дизтоплива и авиакеросина, построены линейная производственно-диспетчерская станция «Володарская» и наливные станции «Нагорная», «Солнечногорская» и «Новоселки». Сегодня протяженность трассы МКНПП более 415 км, в однониточном исполнении протяженность трубопроводов составляет более 1150 км.

КСТАТИ

Объемы поставок авиационного керосина в аэропорты Московского авиаузла по трубопроводам сегодня составляют около 1,8 млн тонн в год. Это примерно треть от общей потребности аэропортов. Лидером по трубным поставкам является Шереметьево, потребляющий три четверти всех идущих по нефтепродуктопроводам объемов авиакеросина. На втором месте — Внуково (чуть более 300 тыс. тонн), на третьем — Домодедово (более 200 тыс. тонн). К 2020 году Домодедово планирует нарастить поставки по трубе до 2,3 млн тонн в год (это самый большой прирост), Внуково — примерно до 1 млн тонн, Шереметьево — до 2,7 млн.

rg.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 16 апреля 2024
Япония намерена сохранить долю в проектах по добыче газа и нефти в России из-за того, что считает это важным для своей энергетической безопасности.
Венгрия: геотермальная энергия – ключ к независимости от российского газа (Видео)
При Викторе Орбане Венгрия импортирует 65% нефти из России и 80% газа. Но в ряде муниципалитетов власти проводят реконструкцию системы отопления и постепенно переходят с ископаемого топлива на геотермальную энергию – доступный и возобновляемый ресурс.