Сечин отдаст китайцам 73% в стратегическом НПЗ

Впервые китайская компания может получить 73% в стратегическом предприятии — строящемся для «Роснефти» нефтеперерабатывающем заводе ВНХК мощностью 12 млн т в год. За пакет ChemChina готова построить завод за свой счет.

Под контроль Китая

China National Chemical Corporation (ChemChina) получит 73% в Восточной нефтехимической компании (ВНХК), которая будет строить дальневосточный НПЗ «Роснефти» и управлять им. Об этом РБК рассказали три источника в «Роснефти», знакомые с содержанием меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве c ChemChina, подписанного 3 сентября в Пекине. Собеседники РБК добавили, что по соглашению сторон у «Роснефти» есть опцион на обратный выкуп акций ВНХК, чтобы вернуть контроль в компании. Но этот опцион может быть реализован не ранее, чем завод будет построен и запущен в эксплуатацию. Китайские партнеры возьмут на себя обязательство профинансировать строительство ВНХК, стоимость первых двух очередей которого сейчас оценивается в 660 млрд руб.

«Роснефть» также получит 30% в «дочке» ChemChina Petrochemical Corporation (CCPC), которая владеет девятью НПЗ в Китае мощностью 25 млн т в год, а также договорилась с ChemChina о поставке 4 млн т нефти за три года.

Подписи под соглашением поставили президент «Роснефти» Игорь Сечин и председатель ChemChina Жень Цзяньсинь в присутствии президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина, сообщала ранее «Роснефть», не раскрывая деталей.

Проект ВНХК в Приморском крае планировалось построить в три очереди. Первую, мощностью 12 млн т переработки нефти с выпуском 8,8 млн т моторных топлив, должны были начать строить еще в прошлом году и ввести в строй в 2020 году. Вторая очередь, нефтехимическое производство мощностью 3,4 млн т в год, должна была быть запущена в 2022 году. Третья очередь (четвертый квартал 2028 года) предполагала расширение завода для возможности переработки еще 12 млн т нефти в год и производства 3,4 млн т нефтехимии. Стоимость первых двух очередей завода «Роснефть» оценила в 659 млрд руб., а все три — в 1,3 трлн в ценах 2013 года. Однако строительство до сих пор не стартовало, так как у проекта оказалось немало противников — его рентабельность и рынок сбыта не до конца просчитаны. Цель строительства завода — обеспечение Дальнего Востока более дешевым и качественным топливом, а также экспорт продукции в страны Азии.

«Роснефть» долго искала стратегического партнера для ВНХК, который бы профинансировал строительство завода, а также просила у государства различные льготы и преференции. В 2014 году по итогам совещания у Путина ведомствам и госкомпаниям было поручено обсудить целесообразность финансирования газоснабжения, электроснабжения, железнодорожной логистики, а также поставок нефти для ВНХК за счет инвестиционных программ профильных компаний («Газпрома», ФСК, РЖД и «Транснефти»). «Газпром» выступил против обязательства поставлять газ для нужд ВНХК в размере 2,5 млрд куб. м в год по внутренним ценам. Продукция завода пойдет преимущественно на экспорт, а у «Роснефти» есть свой газ на Дальнем Востоке, указывала монополия.

Что такое территории опережающего развития?

В декабре 2014 года был принят федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития», предусматривающий создание особых территорий с облегченными условиями ведения бизнеса (ТОР). Каждой зоной будет руководить специальная управляющая компания, которая должна будет создать для предпринимателей всю необходимую инфраструктуру, обеспечить предоставление юридических, бухгалтерских, таможенных и прочих услуг.

Чем выгодны
Для бизнесменов, которые желают открыть свое дело в ТОРах, предусмотрены льготы по налогу на прибыль и льготные ставки по страховым взносам. Они могут в упрощенном порядке получить разрешение на строительство и подключиться к системе электроснабжения. В ТОРах действует режим свободной таможенной зоны. Чтобы воспользоваться всеми этими преимуществами, предприниматель должен заключить соглашение с властями и получить статус резидента. На каждой территории устанавливается перечень видов деятельности, позволяющих стать резидентом. К бизнесменам могут быть предъявлены дополнительные требования по использованию конкретных технологий, созданию определенного числа рабочих мест и так далее.

Где находятся
В первые три года такие территории могут размещаться только на Дальнем Востоке, а также в моногородах с тяжелым экономическим положением (в июне 2015 года было принято специальное постановление правительства об особенностях создания ТОРов в моногородах). С января 2016 года ТОРы можно будет создавать в закрытых административно-территориальных образованиях, а еще через два года опыт планируется распространить на всю страну. Сейчас Госдума рассматривает законопроект, ускоряющий возможность создания ТОРов в регионах Сибирского федерального округа.

Что было раньше
Идею создания ТОРов впервые высказал президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию в 2013 году. ТОРы — не первая попытка создать в России «локомотивные» территории для развития бизнеса. С 1990-х годов в стране создаются особые экономические зоны, работающие по схожему принципу. Согласно законодательству, границы ТОРов и особых экономических зон не должны совпадать.

Помимо китайского партнера у ВНХК высокие шансы получить налоговые льготы в рамках одной из дальневосточных территорий опережающего развития (ТОР). Как ранее говорил в интервью РБК вице-премьер, полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, завод получит льготы по налогу на прибыль, имущество и землю.

Блок «Роснефти»

Представитель «Роснефти» не стал комментировать информацию о доле, которую ChemChina может получить в ВНХК. «Стороны работают над определением окончательных условий и сроков сделки», — сказал он.

Сечин ранее заявлял во Владивостоке, что ChemChina получит «серьезный пакет» в ВНХК, но в любом случае «Роснефть» сохранит контроль (цитата по РИА Новости). Но в официальном сообщении госкомпании говорится, что китайский инвестор получит «контрольный пакет акций ВНХК». ​Представитель ChemChina не ответил на запрос РБК.

По информации собеседника РБК в «Роснефти», компания сохранит только 27% в дальневосточном проекте. «Этого достаточно, чтобы блокировать невыгодные для компании и государства решения инвестора. А когда рынок цен на топливо будет более благоприятным, мы реализуем свое право выкупа акций до контрольного пакета», — пояснил он. «Главная переговорная победа» «Роснефти» — это обещание китайцев профинансировать строительство завода, добавил источник. ​Ведь финансовые санкции против компании мешают привлечь западное финансирование, из бюджета компания также не получила средства на строительство ВНХК.

Однако сделка с ChemChina, возможно, потребует согласования регулирующих органов, предупреждает «Роснефть» в своем пресс-релизе. Это подтвердил РБК начальник управления контроля иностранных инвестиций Федеральной антимонопольной службы Армен Ханян: ВНХК является стратегическим предприятием. По его словам, не исключено, что потребуется предварительное согласование с правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России. Пока «Роснефть» не направляла соответствующего ходатайства, сказал Ханян. Если у «Роснефти» не будет контрольного пакета в ВНХК, нет смысла строить такой крупный завод, чтобы отдать его компании из другого государства, пусть и дружественного сегодня, отмечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. По его прогнозам, «Роснефть», как только это станет возможно, реализует свое право обратного выкупа акций компании. Скорей всего, ей придется возместить инвестиции китайского партнера с небольшой премией, которая будет соответствовать банковскому проценту. Но в случае роста цен на нефть цена обратного выкупа может оказаться значительно выше.

rbc.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
МЭА сообщило о падении доходов от нефтеэкспорта РФ в марте на 20%
Экспорт российской нефти и нефтепродуктов в марте вырос на 210 тыс. баррелей в сутки по сравнению с предыдущим месяцем
Российская нефть застряла в море из-за санкций против Ирана
Под антииранские санкции США попала компания из Эмиратов, а на ее танкерах — российская нефть