Подвиг «Татнефти»

В Татарстане запущен новый крупный НПЗ, первый в России за последние тридцать лет. Местные бизнес-элиты доказывают свою экономическую состоятельность и усиливают независимость от Москвы.


Это крупнейший производственный инвестиционный проект в России за последние двадцать лет, объем капложений — $5,6 млрд.


Новых крупных НПЗ в России не строилось почти тридцать лет, с тех пор как советская нефтеперерабатывающая промышленность твердой поступью добралась до восточносибирского городка Ачинска, где в 1981 г был построен последний крупный советский НПЗ. А до него заводы в России не строились с середины 1960−х (в 1970−х г заводы строились в Белоруссии, Казахстане, на Украине, в Литве). Из-за этого наши НПЗ давным-давно морально и физически устарели, и даже частичная модернизация, которую проводили нефтяные компании в 2000−х, не изменила ситуацию кардинально. В России нарастает нехватка качественных моторных топлив — высокооктанового автомобильного бензина и дизельного топлива.


Однако никто из крупнейших нефтяных компаний, включая «Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-ВР, так и не решился построить новый крупный нефтеперерабатывающий завод. Медлительность крупных игроков объясняется тем, что строительство нового современного НПЗ — занятие весьма экстраординарное, как по требуемым вложениям (миллиарды долларов), так и по интеллектуальным затратам (дефицит соответствующих инжиниринговых компетенций). Наконец, глубокая переработка нефтяникам вообще невыгодна. Крупнейшие игроки обходились относительно дешевой модернизацией имеющихся у них советских активов. И только «Татнефть», которая в списке крупнейших нефтяных компаний России находится лишь на шестом месте, такая ситуация не устраивала. Дело в том, что эта компания добывает нефть не в Западной Сибири, а в Поволжье, ее нефть — тяжелая и высокосернистая, ее экспорт приносит минимальный доход по сравнению с остальными игроками. Да и собственного НПЗ у компании не было (правда, она владела долями в акционерном капитале Московского нефтеперерабатывающего завода и НПЗ на Украине в Кременчуге).


В общем, если кто и был готов построить в России новый крупный нефтеперерабатывающий завод, то только «Татнефть».


Татарстан — регион с богатой историей нефтедобычи, но при этом с несравнимо более бедной историей нефтепереработки. До открытия и запуска западносибирских месторождений нефти в 1960−х регион был основным поставщиком этого ценнейшего ресурса. Советское руководство, дабы не концентрировать все капиталоемкие проекты в одной республике, стало строить НПЗ либо в западных районах страны, ближе к основным центрам потребления, либо на востоке. Тем не менее центр зарождающейся нефтехимии было решено создать в Татарстане. Для этого даже был специально возведен новый город — Нижнекамск. Построенный комплекс нефтехимических предприятий (сейчас он называется «Нижнекамскнефтехим», НКНХ) требовал большого количества сырья — прямогонного бензина. Возить издалека его было не с руки. Поэтому в 1979 г на площадке и в структуре «Нижнекамскнефтехима» появилась новая установка ЭЛОУ АВТ-7, предназначенная для переработки нефти в прямогонный бензин, который дальше уходил в пиролизные печи — на производство этилена, стирола, каучука и т. д. Саму эту установку вряд ли можно назвать полноценным НПЗ, ведь она не производит товарного бензина и дизтоплива. Но тем не менее такая установка по первичной переработке нефти есть на каждом НПЗ и является его основой.


Руководство Татарстана еще с конца 1980−х было опечалено тем, что на территории республики так и не появилось полноценной нефтепереработки, ведь важнейший продукт, автомобильный бензин, нефтедобывающему Татарстану приходилось возить издалека. Во времена разгула сепаратизма в республике начали серьезно думать над тем, как избавить важнейший столп экономики региона, нефтедобычу, от привязанности к российской экспортной трубе. Ведь Россия всегда в случае чего может легким движением руки перекрыть вентиль и ограничить доступ татарской низкокачественной нефти в общую трубу.


Решение этой задачи было поручено ближайшим сподвижникам бывшего президента Татарстана Минтимера Шаймиева — Альберту Шигабутдинову и Рустему Сультееву. Для этого была создана группа ТАИФ (ныне ее миноритарными акционерами являются указанные менеджеры, а мажоритарными — семья Шаймиева). Были выделены деньги для достройки уже имевшейся у НКНХ установки ЭЛОУ АВТ-7 до полноценного нефтеперерабатывающего завода посредством покупки установок гидроочистки керосина и дизтоплива, висбрекинга гудрона, битумной установки и завода по производству бензинов. Доли в новом проекте распределились так: 63% — «Татнефть», 25% — «Нижнекамскнефтехим», 7,5% — ТАИФ, сообразно вкладу каждого в общее дело.


Однако дальше дело пошло не так красиво. Кабинет министров республики принял постановление № 657 «О создании АО “Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод”», которым поручил «Татнефти» на период строительства завода обеспечить поставку на НКНХ 6 млн тонн нефти ежегодно. Но не напрямую, а через ТАИФ. Тем же постановлением кабинет министров обязал «Нижнекамскнефтехим» передать ТАИФ установку ЭЛОУ АВТ-7 в аренду. В течение следующих четырех лет ТАИФ брала у «Татнефти» сырую нефть, перерабатывала ее на арендованном оборудовании ЭЛОУ АВТ-7 и продавала самостоятельно продукты переработки по рыночным ценам своему арендодателю — НКНХ. В итоге в 2001 г НКНХ оказался должен ТАИФ $380 млн за полученное сырье и в качестве оплаты долга просто отдал арендатору установку. Вот так из состава имущественного комплекса крупнейшего в стране нефтехимического комбината было выведено сырьевое звено, контроль над которым получила ТАИФ (как впоследствии и над самим комбинатом). Таким образом, «Татнефть», бывшая тогда главным инвестором и акционером строившегося в Нижнекамске НПЗ, осталась в итоге ни с чем. По сути, достроила завод и отдала его за бесценок ТАИФ.


Однако задача глубокой нефтепереработки решена не была. Тот завод был средней мощности, выход моторных топлив составлял всего 900 тыс. т в год. Стало ясно, что нужны намного более серьезные вложения в отдельный крупный НПЗ и семейный бизнес Шаймиева с этой задачей не справится. «Татнефти» было поручено разработать и профинансировать соответствующий инвестпроект.


На этот раз нефтяной компании, контролируемой непосредственно властями Татарстана, удалось обезопасить себя от непроизводственных финансовых потерь чуть получше. Был создан холдинг «Танеко», в котором ей принадлежал околоконтрольный (49%) пакет, а остальные акции были распределены среди ряда физических лиц, по слухам, как раз тех чиновников, которые продвигали проект на всех уровнях. Финансирование стройки началось в 2006 г, деньги от ряда коммерческих банков были получены под экспортные контракты «Татнефти». Однако в 2010 г Шаймиев сложил с себя полномочия главы республики. Но это не приостановило, а, наоборот, ускорило стройку: «Татнефти» после этого события наконец удалось выкупить долю в «Танеко» у компании International Petrochemical Growth Fund, которая как раз и была «прикрытием» шаймиевского окружения. Осталось добавить, что нынешний глава республики Рустам Минниханов с 1999 г возглавлял совет директоров «Татнефти», курируя все аспекты ее деятельности.


Возведенный в Нижнекамске новый НПЗ может перерабатывать до 7 млн т высокосернистой татарской нефти. По мощности ему, конечно же, далеко до таких гигантов, как «Киришинефтеоргсинтез» и Омский НПЗ с мощностями по переработке нефти под 20 млн т. И тем не менее новый НПЗ вкупе со старым таифовским Нижнекамским НПЗ выводят Татарстан в группу регионов — лидеров по переработке нефти.


Нефтеперерабатывающий завод — лишь первое звено огромного комплекса, включающего в себя помимо НПЗ и завод по глубокой переработке нефти, и нефтехимический комбинат. Общая стоимость проекта — $9 млрд. Сейчас полным ходом идет строительство завода по глубокой переработке нефти, собственно, именно с его пуском можно будет говорить о том, что «Танеко» начинает производить высококачественные, удовлетворяющие европейским техрегламентам моторные топлива (стандартов «Евро-4» и «Евро-5»). По мнению Власа Рязанова, директора информационно-аналитического департамента консалтинговой компании «Креон», «Танеко» сейчас сосредоточит усилия на строительстве установок гидроочистки топлива и глубокой переработки нефти (в частности, гидрокрекинга), строительство нефтехимических мощностей отложит на дальнюю перспективу, а вместо этого займется строительством еще одной установки ЭЛОУ АВТ-7 по первичной переработке 7 млн т нефти. В результате мощности Татарстана по переработке нефти вырастут до 22 млн т, что составляет примерно 70% нынешней добычи нефти (30–32 млн т). Таким образом, нефтяная отрасль Татарстана станет фактически независимой от российской экспортной трубы. А у нынешних местных бизнес-элит многократно увеличиваются шансы на сохранение контроля над нефтяной и нефтехимической отраслями экономики Татарстана.


Так что окно возможностей для входа федеральных гигантов (в лице «Газпрома», «Роснефти» и «Сибура») на территорию республики быстро закрывается, пишет «Эксперт».

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
2 комментария
  1. В начале говорится, что новые заводы не строились в России 30 лет, а парой абзацев ниже рассказывается о строительстве завода ТАИФ. Причём ТАИФ называется заводом «средней мощности», не то, что ТАНЕКО. Это при том, что у обоих заводов на входе одинаковые ЭЛОУ АВТ-7.

  2. Заводом этот объект сможет называться только после того, как будет запущена вторая очередь. Пока это типичный «самовар».
    Кстати, создание третьей очереди поставлено под сомнение по официальным данным.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Западные страховые отказываются платить за ущерб «Северному потоку»
Западные страховые отказываются платить за ущерб «Северному потоку»
Франция стала крупнейшим покупателем российского газа в Евросоюзе
Франция в феврале стала крупнейшим покупателем российского газа в Евросоюзе