Д.Рутенберг: ФАС признала РЖД нарушившей антимонопольное законодательство

Россия – страна большая, поэтому стоимость транспортировки нефтепродуктов составляет значительную долю в конечной цене топлива. На одной из последних конференций по транспорту обсуждалась проблема слабой пропускной способности российских железных дорог, которая из сезонной уже превратилась в постоянную. В результате осенью нынешнего года случился кризис, который был связан, как говорят эксперты, вовсе не с вагонами. О проблемах и перспективах отечественной транспортной системы Oil.Эксперт рассказал начальник управления транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг.


 Oil.Эксперт: Дмитрий Анатольевич, вы приглашены к участию в Международном форуме «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов России», который состоится в начале следующего года – 24-25 января в Москве. Одной из главных тем для обсуждения на форуме станет проблема транспортировки нефтепродуктов. Какие инициативы со стороны ФАС готовятся для улучшения работы транспорта?

 

В программе форума широкое обсуждение вопросов не дискриминационного доступа к услугам монополий, к которым относятся перевалка нефтепродуктов в портах, железнодорожные перевозки, и перегонка нефти по магистральным трубопроводам. Соответствующие проекты правил во всех этих отраслях уже разработаны, они выполнены с учетом уточнений, связанных с принятием третьего антимонопольного пакета. И я думаю, что уже в первом квартале следующего года будут приняты правила не дискриминационного доступа в отношении портов. Возможна некоторая задержка в отношении железнодорожного транспорта, так как запаздывает отраслевое законодательство, но надеюсь, что в следующем году все решится. А более подробно все детали этих проектов будут раскрыты на форуме спикерами ФАС.


Oil.Эксперт: Осенний дефицит вагонов, как говорят эксперты, был искусственным, потому что при заказанных компаниями 18 тыс. цистерн, РЖД располагала 22 тыс., и цена, которую нефтяники платили «за дефицит», была неоправданной. Что думает по этому поводу ФАС?

 

— Это большая проблема, с которой сталкиваются не только нефтяники, но и все остальные отрасли, связанные с перевозкой грузов. ФАС считает, что причиной такой ситуации стал неправильный подход к распределению грузопотоков, когда подвижной состав неоправданно скапливается в одних пунктах, где недостаточно грузов, что создает его дефицит в других. Не так давно ФАС признала РЖД нарушившей антимонопольное законодательство, что выразилось в неудовлетворении спроса на вагоны. Руководством РЖД отклонялись заявки на транспорт, притом, что она была обязана их удовлетворить. Вообще, что касается железнодорожного транспорта, то здесь основным игроком является вовсе не РЖД, а такие компании как «Трансойл», ПГК, которые, правда, пока входят в группу РЖД. Но, тем не менее, возможности поиска контрагентов для отправителей грузов имеются. Хотя, обеспечить перевозку по тарифам, установленным прейскурантом, в настоящий момент может только РЖД. Причинами проблем с транспортом является и монополизм РЖД, и неурегулированность нормативной базы, которая не отвечает требованиям современного рынка. Но перспективы есть: сейчас разрабатывается новая технология перевозки нефтепродуктов в контейнерах, которая расширит возможности для перевозки, позволив выйти на этот рынок такому крупному игроку, как «Трансконтейнер».


Oil.Эксперт: Компании, имеющие подвижной состав могут компенсировать свои затраты путем возврата НДС по стоимости на конечном пункте, а остальные теряют значительную долю возврата, что создает неравные условия конкуренции. Может быть, стоит устранить эту несправедливость?

 

— Это немного не так. Ведь те компании, которые имеют свой подвижной состав, вкладывали определенные инвестиции в его приобретение и обслуживание, поэтому они имеют такое преимущество в части возврата НДС. И если остальные пойдут тем же путем, то они смогут с ними конкурировать на равных. Так что могу только посоветовать компаниям, не имеющим собственного подвижного состава, заняться этим вопросом.


Oil.Эксперт: Еще вопрос на тему портов. В конце ноября вице-премьер Игорь Сечин провел совещание в Усть-Луге, посвященное завершению строительства терминалов трубопровода БТС-2, который должен обеспечить независимость экспорта нефти из России от Белоруссии. Однако, эксперты утверждают, что терминалы не найдут себе нефти и останутся сухими. Одной из причин станет высокая цена за перевалку в размере 14,50 долларов за тонну темных и 12,50 долларов за тонну светлых нефтепродуктов. Следит ли ФАС за развитием событий?

 

Действительно, высокая цена перевалки может отпугнуть нефтяников, но это вопрос к тому, кто установил и утвердил такие тарифы, ведь из чего-то же они исходили. Цена услуг во всех морских портах подлежит государственному регулированию в соответствующих ведомствах. И могут только выразить сожаление, что Федеральная служба по тарифам приняла решение, которое может привести к тому, что запускаемый терминал может остаться незагруженным. Хотя, думаю, что собственники все же отреагируют на ситуацию и будут смотреть не только на затраты формировании цены перевалки, а на конкурентов, чтобы привлечь к себе новые потоки.

 

Oil.Эксперт: Кстати появилась информация, что порт Приморск приобрела компания «СуммаКапитал». Нет ли здесь признаков монополизма в области перевалки нефтепродуктов? Не вырастут ли цены на услуги?

 

— Все сделки такого размаха получают предварительное одобрение ФАС. И могу сказать, что данную сделку мы тоже внимательно рассматривали, изучали рынок, и никаких нарушений монопольного законодательства в части нарушения конкуренции там не нашли.

 

Oil.Эксперт: АЗС при нефтяных компаниях работают в «тепличных» условиях, имея возможность получать топливо по сниженным ценам и быть прибыльными, а независимые АЗС лишены такой возможности и балансируют на грани рентабельности. Занимается ли ФАС этой проблемой, и какие нужны меры, чтобы создать равные конкурентные условия для всех продавцов?

 

— Сейчас ведется масса антимонопольных дел в отношении ВИНКов, которые устанавливают разную стоимость топлива для своих, и для независимых АЗС. В терминах антимонопольной службы это называется созданием дискриминационных условия на рынке топлива, и мы стараемся реагировать оперативно. Не всегда эти дела выносятся на федеральный уровень, многими занимаются территориальные органы УФАС, поэтому о них мало известно в печати. Но могу сказать, что к нарушителям применяются довольно чувствительные штрафные санкции, выдаются предписания о прекращении нарушений.

_________________________________________________________________________________________

О том, что нас ждет в новом году на рынке топлива Вы можете обсудить на III Международном Форуме «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов РФ», который состоится 24-25 января 2012 г., в Москве, в «Президент-Отеле».

Ознакомится с  Программой Форума можно в разделе «Бизнес-мероприятия».

Подать заявку на регистрацию Вы можете здесь.

_________________________________________________________________________________________


Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
12 комментариев
  1. Меня зацепил последний ответ…
    Уважаемый Дмитрий Анатольевич, а Вы выезжали за пределы Москвы километров за сто?
    Окна независимых АЗС заколочены досками. Кто из бывших владельцев независимых АЗС сможет подать Вам жалобу? Кто потом будет с ними будет работать? Подать жалобу — это же смертный приговор! Так лучше потихонечку сдохнуть, чем сразу.

    1. Для поддержки независимых АЗС государство должно разрешить устанавливать рыночные цены на топливо. В нынешней ситуации подавать жалобы бессмысленно. Рентабельность бизнеса у частников очень низкая. Как помогут жалобы в такой ситуации? ФАС «подкрутит» рентабельность?

    2. Рано заколачивать, будем еще работать.

      1. Пока ещё на рынке остались независимые АЗС, но их будет становиться меньше. ФАС уже взялась за мелких предпринимателей — http://www.oilexp.ru/news/russian_rinok/kurskoe-ufas-likvidirovalo-“benzinovyj-kartel”/67238/ . Монополистом может быть признан даже предприниматель, владеющей 1-2 АЗС.

  2. Цены в оптовом звене сравнялись с розничными. Вот в чем вопрос. Независимые АЗС не могут конкурировать на равных в рознице с монополистами. Это просто захват розничного рынка!

    1. Правильно, об этом я и говорю. В оптовом звене цены относительно рыночные, а в рознице цены устанавливает государство. Крупные компании могут держать убыточные АЗС, а частники быстро разоряются.

  3. Что-то не представляю себе, как «Трансконтейнер» будет дизельку возить в контейнерах… А где можно узнать об этой новой технологии?

    1. Трансконтейнер купит или арендует цистерны, в чём проблема?

      1. Да, я не против того, что бы «Трансконтейнер» купил цистерны. Только в интервью речь о другом идет: «…сейчас разрабатывается новая технология перевозки нефтепродуктов в контейнерах, которая расширит возможности для перевозки».

        1. А я и не дочитал до самого интересного! Перевозка жидкостей в контейнерах — это что-то новое. Непонятно, в чём преимущество перед цистернами.

  4. У нас «Независимые» завозят топливо через всю Россию. А на выходе цена за литр далеко 30 рублей зашкаливает. Территориальный УФАС не занимается этим вопросом.

  5. Не думаю, что технологии контейнерных перевозок, существенно сократят транспортные издержки…

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
В США признали, что хотят уничтожить российский "Арктик СПГ 2"
WSJ: США пытаются сорвать реализацию российского проекта "Арктик СПГ 2"
Нефть дешевеет, несмотря на атаку Ирана на Израиль (Видео)
Рынок ждет возможного ответа Израиля на атаку Ирана, но склоняется к тому, что стороны воздержатся от эскалации конфликта.