Не дальше Турции: в чем проблема новой трубы «Газпрома»

Попытавшись совершить хитрый газовый маневр в обход Украины, Россия поставила себя в уязвимую позицию перед крайне непростым партнером.

Что-то не ладится с газопроводом «Турецкий поток». Семь месяцев назад, когда меморандум о его строительстве был триумфально подписан в Анкаре в присутствии лидеров России и Турции, обещали, что дело будет быстрым: через полгода будут подписаны все необходимые соглашения, в середине 2015-го начнется строительство, к концу 2016-го пойдет первый газ.

Блицкрига явно не получилось. Турция, прекрасно осознав свою переговорную силу и зависимость России от своей позиции, прогнозируемо начала выкручивать «Газпрому» руки по части скидок на газ в обмен на заключение соглашения по «Турецкому потоку»; переговоры ушли в лето и теперь еще осложнились отсутствием в Анкаре полноценного правительства по итогам парламентских выборов, где партия Эрдогана не набрала большинства. Теперь появились сообщения, что «Газпром» приостанавливает строительство «Южного коридора» — трубопроводной системы, соединяющей действующую систему магистральных газопроводов с точкой входа «Турецкого потока» в Черное море.

Все проблемы «Турецкого потока» были ожидаемы и предсказаны.

Попытавшись переиграть ЕС и Украину и совершить хитрый маневр путем изменения точки входа на сушу бывшего «Южного потока», Россия поставила себя в уязвимую позицию перед крайне непростым партнером, которым является Турция. Тут стоит напомнить несколько фактов из истории: сразу после триумфального запуска в 2001 году газопровода «Голубой поток» через Черное море Турция подала на «Газпром» в суд с требованием пересмотреть условия поставок газа и снизить цену. И добилась успеха: рыночную власть монопсонии, единственного покупателя газа по трубопроводу, никто не отменял. В течение более чем десяти лет Турция упорно маневрировала в вопросах транзита российского и каспийского газа через свою территорию, отказываясь принимать на себя второстепенную роль сервисной транзитной страны и настаивая на том, чтобы быть эксклюзивным перекупщиком газа и извлекать из этого свою маржу. Уже одно лишь элементарное знание истории всех этих переговоров могло бы подсказать, что достичь выгодного соглашения с Турцией будет непросто – а тем более в ситуации, когда Анкара полностью понимает все возникшие сложности в отношениях Москвы с ЕС и Украиной и отдает себе отчет в том, что «Турецкий поток» — единственный способ для Путина избежать газовой капитуляции перед ЕС на южном направлении.

Поэтому совершенно неудивительно, что до последнего момента между «Газпромом» и турецкой Botas существовали системные разногласия просто по самому принципу предоставления Турции скидки к цене на российский газ – будет она применяться к конечной цене, рассчитанной по формуле с привязкой к нефтяным котировкам, или к базовой цене, от которой, собственно, и идет отсчет. Хотя источники «Газпрома» сообщают, что вроде бы удалось достичь согласия и теперь ситуация сдерживается только отсутствием в Турции нового кабинета министров, на деле это совершенно не факт, и мы можем стать свидетелем новых разногласий – буквально до последнего момента над «Газпромом» нависала угроза арбитражного иска со стороны Botas с требованием пересмотра и снижения цен.

У «Турецкого потока» есть фундаментальная проблема и с другой стороны – со стороны европейского спроса.

Уже сейчас ясно, что попытка навязать форсированный график реализации этого проекта, вкупе с громкими заявлениями о намерении сбрасывать поставляемые объемы газа на греко-турецкой границе без заботы о дальнейшей логистике, а также прекратить газовый транзит через Украину в 2019 году, были частью плана мощного информационного давления на европейцев. Их хотели напугать дефицитом российского газа и заставить смягчить позиции и по согласованию новых газовых потоков из России, и по Украине, и, вероятно, по санкциям. Усиленный PR на тему новых газовых контрактов с Китаем, которые якобы вот-вот будут заключены и уведут российский газ из-под носа у европейцев – из этой же оперы. В Европе нет недостатка в симпатизантах Путина и просто прагматичных людях, которые должны были взвыть на тему «замерзнем без российского газа» и стимулировать разворот позиции ЕС в сторону Путина.

Однако план не сработал, так как для него труднее было подобрать худший момент. Европа испытывает рекордное в истории падение спроса на газ, его потребление в ЕС в прошлом году было на минимальных уровнях с 1995 года, на 12% ниже чем в 2013 году и почти на четверть (на 115 млрд куб м) ниже чем в пиковом 2010 году. Отчасти с этим связано рекордное падение продаж «Газпрома» на европейском рынке. Параллельно Европа импортировала более 50 млрд куб. м сжиженного газа.

Трудно шантажировать рынок, не испытывающий дефицита.

Ключевой потенциальный покупатель газа по «Турецкому потоку», Италия, также сильно сбросила общее потребление – до 57 млрд куб. м газа в 2014 году, против почти 80 млрд десятилетием ранее. Но дело не только в этом. Заявления «Газпрома» о том, что теперь европейским покупателям придется самим искать пути отбора газа с греко-турецкой границы, раз они не соглашались на «Южный поток», по плану Путина, должны были напугать итальянцев, но в итоге они их просто разозлили. Личные контакты автора этих строк показывают, что такая постановка вопроса создала «Газпрому» дополнительный имидж ненадежного партнера, которому плевать на своих потребителей: поскольку газопроводная инфраструктура «Юг-Север» от греко-турецкой границы к рынкам Западных Балкан и Италии попросту отсутствует, заявления о нежелании заниматься ее созданием были расценены просто-напросто как декларация «Газпрома» о готовности прекратить работу с этими рынками. Итальянцы пока ведут себя соответствующим образом: достаточно взглянуть на текущие географические приоритеты Eni или Edison, чтобы увидеть, что они сейчас больше интересуются Африкой и Восточным Средиземноморьем, чем Россией. Помимо Греции, которая в реальности связана в возможности брать суверенные займы для финансирования газопроводного строительства, никто из потенциальных потребителей «Турецкого потока» разговоров о продлении трубопроводной инфраструктуры до рынков сбыта не ведет. Для «Газпрома» это плохой сигнал – поток никому не интересен. Даже Сербия начала переговоры о будущих закупках газа с Румынией (которая, в свою очередь, в апреле полностью прекратила импорт газа из России).

Неудивительно, что в этой ситуации на поверхности возникла опция ограничиться всего двумя нитками «Турецкого потока», а третью и четвертую не строить – они будут просто не востребованы. А покупателем 32 млрд куб. м газа в год, поставляемого по первым двум ниткам, выступит Турция, которая еще и получит скидки. Параллельно «Газпром» переключил свой интерес на реанимацию идеи расширить Nord Stream – в июне об этом был подписан меморандум с компаниями Shell, OMV и E.On.

Воспринимать замораживание строительства подводящего «Южного коридора» в этой ситуации слишком драматично не стоит – инфраструктура для прокачки 32 млрд куб. м по первым двум ниткам «Турецкого потока» уже фактически готова. А вот для его расширения нет ни спроса, ни денег – «Газпрому» еще только предстоит найти источники финансирования не только «Турецкого потока», но и «Силы Сибири», которые будут существенным довеском к инвестпрограмме на фоне падения экспортных доходов на $14 млрд в прошлом году и продолжения падения экспорта в этом. На этом фоне неудивительно смягчение риторики об украинском газовом транзите и признание «Газпромом» того факта, что и после 2019 года вопреки прежним угрозам транзит через Украину продолжится.

Так что «Турецкий поток» вместо глобального русского оружия превращается в очередной ограниченный по масштабам региональный проект по обслуживанию одного покупателя – Турции. Ровно точно такая же история – с «Силой Сибири» и Китаем. Региональная держава, как выражается президент Обама, она и есть региональная держава.

forbes.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
МВФ прогнозирует, что цена барреля нефти в 2024 году составит $78,61
В фонде поясняют, что имеется в виду простое среднее арифметическое цен на нефть сортов Brent, Dubai и WTI
Танкеры "Совкомфлота" ходят в Красном море
Гендиректор компании Игорь Тонковидов отметил, что предпринимаются необходимые меры безопасности