ЛУКОЙЛу разонравилась Литва

ЛУКОЙЛ в текущем году снизит инвестиции в развитие собственной сети АЗС в Литве на 16,7%, до 15 млн долл., сообщил вчера председатель правления «ЛУКОЙЛ Балтия» Иван Палейчик. По его словам, местный рынок слишком перенасыщен, с него уже ушли Shell и Hydro Texaco, а в скором времени литовский ритейл и вовсе может быть монополизирован польской PKN Orlen.

Г-н Палейчик заявил, что рынок АЗС в Литве перенасыщен «из-за большой конкуренции». «По этой причине Литву, как и два других государства Балтии, уже покинули Shell и Hydro Texaco», — цитируют его высказывания информагентства. В связи с этим в 2007 году ЛУКОЙЛ уменьшит инвестиции в развитие собственных АЗС, средства будут направлены на модернизацию имеющихся 117 станций и покупку заправок других компаний. Отметим, что крупнейшие автозаправочные сети в Литве работают под брендами Statoil (60 АЗС), Neste (33 АЗС), Mazeikiu nafta (28 АЗС, принадлежит PKN Orlen) и Uno X (21 АЗС, владеет эстонская Alexela).

Вместе с тем в конце октября вице-президент ЛУКОЙЛа Николай Черный заявлял о планах по увеличению заправок компании в двух других странах Балтии — Латвии и Эстонии (на начало 2007 года — 34 и 30 АЗС соответственно). «В Литве ситуация у нас уже настолько хорошая, что идти дальше мы не можем, иначе возникнут проблемы из-за антимонопольного закона», — говорил тогда он.

Однако, по мнению г-на Палейчика, подобные сложности вряд ли коснутся нового владельца единственного в Прибалтике НПЗ Mazeikiu nafta — польской компании PKN Orlen. Накануне он отметил, что Orlen планирует в будущем монополизировать ритейл в стране. «Все будет зависеть от того, насколько полякам позволит это сделать литов­ский Совет по конкуренции», — заявил он. Вместе с тем глава «ЛУКОЙЛ Балтии» добавил, что польский концерн, поддерживаемый правительством республики, «располагает возможностями по овладению сетями АЗС в Литве и может стать монополистом».

Пресс-секретарь PKN Orlen Павел Пореба сообщил РБК daily, что в конце прошлого года глава компании Игорь Халупец действительно заявлял о намерении «в будущем» увеличить количество заправок под брендом Mazeikiu nafta. «Конкретных планов, бюджета на этот счет пока нет», — заявил представитель PKN. Однако он добавил, что в Чехии холдингу понадобилось «всего несколько месяцев после покупки доли в НПЗ Unipetrol, чтобы открыть заправки под брендом PKN Orlen».

Аналитики отмечают, что у польской компании есть рычаги влияния в Литве, однако пока стабильные по­ставки сырья на Mazeikiu nafta не будут восстановлены, ей будет сложно реализовать заявленное. Напомним, в июле на участке нефтепровода «Дружба» произошла авария, из-за чего нефть на НПЗ поступает танкерами. Г-н Пореба в беседе с РБК daily отметил, что выхода по улучшению системы поставок на MN пока не найдено, «компания по-прежнему рассматривает вариант поставок нефти танкерами».

Аналитик литовского подразделения Hansabank Донатас Ужкурелис отмечает, что в Литве помимо крупных игроков есть и мелкие ритейлеры, которых может скупить PKN. «У ЛУКОЙЛа в Литве самые сильные позиции, не думаю, что планы польской компании повлияли на его решение снизить инвестиции», — говорит он. А Николай Саперов из ИК «Совлинк» полагает, что российский холдинг посчитал вложения в литовский бизнес малоприбыльными и решил их пере­ориен­тировать. «Компании требуются сред­ства на модернизацию и развитие других своих активов, например НОРСИ. Кроме того, ЛУКОЙЛ намерен расширять свое присутствие в Латвии и Эстонии», — отмечает он. По материалам РБК daily.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
FT: объем экспорта нефти из Ирана достиг шестилетнего максимума
За первые три месяца 2024 года Иран в среднем поставлял по 1,56 млн баррелей в сутки, что стало самым высоким показателем с 2018 года
Поставки российской нефти перешли к неизвестным компаниям
Bloomberg: продажей российской нефти занимаются возникающие из ниоткуда компании