ФАС: поправки для индикативных цен

ФАС РФ разработала поправки в закон «О защите конкуренции», направленные на развитие биржевой торговли нефтепродуктами.
Нефтяники поддержали инициативу ведомства, но подчеркивают, что механизм привлечения компаний к биржевым торгам должен основываться на экономической заинтересованности, а не на административном давлении.
Как пишет Интерфакс, одним из наиболее острых и нерешенных вопросов остается цена на нефтепродукты на внутреннем российском рынке. Пока в стране нет рыночных индикаторов, которые служили бы ориентиром для контролирующих органов, они де-факто могут считать их как им вздумается. Дискуссия о «формуле цены» идет жаркая, компромисс пока не найден.
ФАС постоянно ратует за развитие биржевой торговли, которая, по мнению чиновников, могла бы и сформировать те самые рыночные индикаторы. Но процесс в силу ряда объективных причин идет вяло. Чтобы изменить ситуацию, ФАС разработала поправки в антимонопольное законодательство.
«Цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась на товарной бирже», — говорится в тексте законопроекта. Это должно стать для производителей нефтепродуктов стимулом для активного участия в биржевых торгах. Но при этом ФАС вводит ряд условий для нефтяных компаний.
«Объем товара, продаваемого на бирже, должен составлять не менее 20% от объема производства хозяйствующего субъекта (его группы лиц), не занимающего доминирующего положения на рынке такого товара, и не менее 10% от объема производства хозяйствующего субъекта (его группы лиц), занимающего доминирующего положения на рынке такого товара», — указывается в документе.
Стоит отметить, что в другом варианте законопроекта, говорится уже об обязательной продаже 15% для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. Этот текст обсуждался 14 июля на встрече руководства ФАС с топ-менеджерами крупнейших нефтяных компаний (ЛУКОЙЛа, «Газпром-нефти», «Роснефти», ТНК-ВР) и представителями товарных бирж.
В целом дискуссия прошла весьма конструктивно, но ряд положений законопроекта вызвал вопросы у собравшихся. Прежде всего, это объем обязательной продажи нефтепродуктов на бирже. Нефтяники посчитали, что 15% — это слишком много, а 10% — это максимально возможная планка. Причем лучше, если эта цифра будет считаться не от общего объема производства, а от емкости внутреннего рынка.
При применении нормы в том виде, как она предлагается ФАС, возникает серьезный риск срыва долгосрочных контрактов на поставку топлива, нехватки ресурсов для загрузки собственных сбытовых сетей и даже остановки нефтеперерабатывающих заводов. Проблема в сложной логистике (большие расстояния, неравномерное распределение НПЗ по стране) и ограниченных мощностях по резервированию продукции.
Представители нефтяных компаний напомнили ФАС, что в мире нет таких высоких значений по биржевым продажам топлива. Возникли также вопросы и по таким пунктам, как определение базиса поставки и требования к стартовой цене. В законопроекте написано, что стартовая цена для продавцов, занимающих доминирующее положение на рынке, «определяется как средневзвешенная цена по сделкам предыдущей торговой сессии с минимальным отклонением 15%». Присутствовавший на встрече замруководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Сергей Харламов отметил, что это положение требует тщательного рассмотрения и уточнения, поскольку это порождает очень существенные скачки для участников торгов.
Глава ФАС Игорь Артемьев не стал делать категоричных выводов по итогам встречи. Он предложил всем ее участникам в недельный срок направить свои предложения по совершенствованию законопроекта.
Представитель ЛУКОЙЛа, говоря о предложениях ФАС, подчеркнул, что компания в целом поддерживает инициативу антимонопольного ведомства, поскольку это поможет наконец-то сформировать российский рыночный маркер, установить критерии при определении монопольно высокой цены и отказаться от бесконечного обсуждения формулы цены, жестко привязанной к экспортному паритету.
Очевидно, что с появлением «рыночного маркера» повысится и общая прозрачность топливного рынка, а у чиновников будет меньше возможностей для принятия субъективных решений при применении антимонопольного законодательства. Ну и, естественно, это даст толчок дальнейшему развитию биржевой торговли и повысит уровень конкуренции в стране. В тоже время, по словам представителя ЛУКОЙЛа, компания полагает, что для развития биржевой торговли необходимо снижать транзакционные издержки для ее участников, нужно установить крупные, высоколиквидные базисы поставок, правила участия и проведения торгов следует сделать простыми и понятными, а административное воздействие на весь процесс должно быть минимальным.
«Процесс биржевой торговли должен оставаться максимально свободным от вмешательства всевозможных регулирующих органов, — говорит представитель ЛУКОЙЛа. — Механизм привлечения коммерческих организаций должен основываться на экономической заинтересованности, а не на административной дубине».
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
2 комментария
  1. Как может появится рыночая цена при отсутствии ликвидностина самой бирже и проведения адресных сделок (по заранее обговоренной цене) между продавцом и покупателем через одного брокера???
    Какую цену хочу поставить — такую и поставлю! Потом бухгалтеря рзберется, куда и начто отнести! 🙁

    1. Где же она, ликвидность? ТНК-BP уверяет, что продаёт на торгах около 20% продукции. Да и другие компании всё больше участвуют в торгах.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Канадский регулятор разрешил расширение трубопровода Trans Mountain
Национальная энергетическая комиссия Канады (NEB) разрешила расширение трубопровода Trans Mountain, но попросила минимизировать вред тихоокеанским касаткам.
Рабочие места директоров американских нефтяных компаний под угрозой
Низкая окупаемость инвестиций из-за некачественной работы некоторых американских сланцедобытчиков может обернуться тем, что ряд директоров потеряют свои рабочие места.