Минэнерго и Минфин решают судьбу нефтепереработки

Чиновники из Минэнерго не поддержали предложение Минфина о повышении экспортных пошлин на нефтепродукты. Напомним, Минфин хочет поднять пошлины до уровня в 85-90% от пошлины на нефть. Минэнерго предлагает отказаться от идеи увеличения пошлин или разработать компенсирующие меры для нефтяников.


«Мы считаем, что эти цифры без дополнительных компенсирующих мер не просто значительно, а категорично ухудшат экономику нефтепереработки в стране», — сказал министр энергетики Сергей Шматко. Он не ответил на вопрос, какие компенсирующие меры возможны, сказав, что они только обсуждаются. «Пока мы декларируем, что принято только решение о выравнивании пошлин на светлые и темные нефтепродукты», — сказал С.Шматко.


Сейчас ставка пошлины на темные нефтепродукты — 38,1% от нефтяной, на светлые — 70,7%. Проект бюджета на 2011-2013 г предполагает их постепенную унификацию на уровне 55, 56 и, наконец, 60% от нефтяной. Но в октябре Минфин предложил резко повысить единую ставку. Вплоть до 85-90%, говорил замминистра Сергей Шаталов. Решение нужно принимать с 2011 г, сказал на прошлой неделе министр финансов Алексей Кудрин.


По оценке А.Кудрина рост пошлин на нефтепродукты до 90% от нефтяной обойдется компаниям в $15 млрд, при этом Минфин обещал компаниям адекватную компенсацию — в виде субсидий или снижения НДПИ (трехлетний бюджет пока, напротив, предусматривает индексацию базовой ставки налога в 2012 г на 6,4%, в 2013 г — на 5,4%).


«Окончательного ответа, что будет сделано, пока нет», — признал С.Шматко, какой будет единая ставка, еще предстоит решить. В среду этот вопрос, по его словам, обсуждался на совещании в Минэнерго, а в четверг — у вице-премьера Игоря Сечина.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
23 комментария
  1. Я думаю, что власти пойдут по мягкому варианту. И дадут
    производителям пару лет, чтобы привыкнуть к более суровым
    налоговым условиям. Согласуют более либеральную схему увеличения налоговой нагрузки. Но, мне кажется, этого времени будет недостаточно для изменения структуры экспорта.

    1. Почемы власти боятся затоваривания внутреннего рынка мазутом? НПЗ будут выпускать меньше мазута или экспортировать с меньшей прибыльностью, может в убыток. Ничего страшного в этом нет, зато появиться настоящий стимул для модернизации.

      1. Не экспортировать невозможно и выпускать меньше — практически тоже невозможно. Наше внутреннее потребление — менее 15 миллионов тонн при производстве около 60 миллионов в год. Все знают, что в России мазут используется в основном как топливо, тогда как в Европе его покупают для дальнейшей переработки на НПЗ. Проблема в том, что у нас в стране идти по этому пути не позволяет технический уровень заводов. Да.Верно.Стимулировать реконструкцию необходимо. Можно подстегнуть темпы модернизации нефтянки либеральной налоговой программой. А можно и «засечь» так, чтобы и эта кляча сдохла.»Стимуляцию» пациента желательно проводить осторожно…

        1. Никто не будет модернизировать НПЗ сейчас, это невыгодно! Эффективность экспорта мазута выше, чем экспорт бензина. Если ВИНК осуществит модернизацию и перестанет выпускать мазут, акционеры тут же подадут в суд на менеджмент за преднамеренное нанесение ущерба компании.

          1. мазут на экспорте 9000р/тн, а бензин на внутрянке (причем здесь экспорт) — 23000 р/тн! Так где здесь меньшая эффективность?

          2. Я говорю только о экспорте нефтепродуктов. Конечно, поставки качественных нефтепродуктов на внутренний рынок намного выгоднее экспорта. Но объём внутреннего рынка ограничен. Российские НПЗ производят с избытком все виды нефтепродуктов, поэтому что-то нужно экспортировать. При экспорте тонны бензина в бюджет платится $208,1, тонны мазута — $112,1. Именно поэтому заводы стараются производить побольше мазута и поменьше бензина.

        2. Нет никакой технической проблемы свернуть производство мазута за год-два. Не так уж много денег на это нужно. Но сначала — заинтересованность в модернизации, а потом сама модернизация, иначе получится как с ТАИФом.

          1. Абсолютно верно.Согласен.Никакой технической проблемы свернуть производство мазута.Можно и за полгода уложиться. Парк бульдозеров и группа оперативных резчиков по металлу.

          2. Зачем так радикально? Вот у ЛУКОЙЛа есть один завод, на котором он провёл модернизацию и уже лет пять не производит мазут. Обошлось это, насколько помню, в $120 млн. Конечно, сейчас цены не те, но расходы вполне допустимые. Вопрос только в целесообразности.

          3. Кстати, некоторые мазутоварки можно и бульдозерами снести. Они зарабатывают дополнительно $10 с тонны, а государство при этом теряет $100. Причём эту разницу не получает никто, часть стоимости сырой нефти просто уничтожается в процессе переработки.

  2. Несимметричные действия (увеличение налогов для нефтепереработчиков и
    уменьшение налогов для нефтедобытчиков) в итоге приведут к «удушению» независимой нефтепереработки, и монополизации нефтеперерабатывающей отрасли.
    Почему-то правительство считает, что и нефтедобыча и нефтепереработка сосредоточены в рамках одной компании. Для крупных монополий так и есть.
    Но в тоже время строится большое количество миниНПЗ, которые никак не связаны со скважиной и для которых увеличение экспортной пошлины на нефтепродукты не компенсируешь снижением НДПИ. Против них и направлены эти предложения Минфина.
    Правильнее было бы рассматривать каждый сектор нефтянки как отдельную отрасль: нефтедобыча, нефтепереработка, розничная реализация нефтепродуктов. Правительство же напротив работает на благо крупных монополий!

    1. Зачем вообще нужны миниНПЗ? Небольшие заводы не могут обеспечить выпуск качественных нефтепродуктов. МиниНПЗ нужно закрывать, тем более, что в России избыток перерабатывающих мощностей.

      1. Здравая мысль.Вполне логично.Более того, можно в целях тотального контроля над качеством и загрузкой мощностей, а также финансовыми потоками (как идеальный вариант) — провести национализацию нефтянки. Без конфискации и посадок, по-честному, просто объявить национализацию.

        1. Как показывает опыт, государственные конторы работают неэффективно, нефтяная отрасль должны оставаться в частном владении.

          1. Такими методами скоро останется один ГазЛукПром! Да еще и нефть кончится!Надо переходить на заправку авто от батареек!

          2. Интересно, вы-то почему защищаете производителей экспортного мазута? Вы же с ТАИФа, как я понял? ТАИФ мазут почти не производит. Вам же лучше, если государство будет вводить жёсткие требования к качеству топлива и заставит производителей низкосортного топлива уйти с рынка. Разве я не прав?

  3. Новые экспортные тарифы — топорная работа Минэнерго. От нововедений будет всем хуже, и нефтяникам и потребителям. См. http://www.fuelservice.ru/blog/?p=1160

    1. Вы заблуждаетесь насчёт неэластичности внутреннего рынка мазута. Сейчас откладываются многие проекты по переработке мазута из-за высокой эффективности экспорта. Переработка мазута — не обязательно дорогостоящий гидрокрекинг, из него можно делать масло, битум, высококачественный кокс. На днях Shell объявила о переносе на год запуска завода масел в России. Россия импортирует битум и нефтяной кокс! Никто не будет перерабатывать мазут в России, если его можно вывезти на льготных условиях. При повышении пошлин производство мазута сразу снизится за счёт перенастройки оборудования на НПЗ и будет дальше снижаться за счёт ускорения ввода вторичных процессов.

      1. Примерно так же как и Вы рассуждает МинЭнерго. Но я застал то время, когда Московский НПЗ переходил не рециркуляцию из-за затоваривания мазутом. Вполне возможно, что эти времена вернутся. Если бы всё было так просто «перенастроить оборудование», то нефтяники давно бы уже эту перенастройку осуществили. Но в том то и дело, что нужно вводить новые технологические процессы, новое оборудование, что требует не только финасовых затрат, но и значительного времени. И три года здесь явно недостаточно.

        1. И сколько же лет нужно на модернизацию? «Киришинефтеоргсинтез» начал строить комплекс гидрокрекинга в 2001 году, насколько я помню. В 2011 году стукнет 10 лет к начала проекта. Да там всё оборудование, наверное, поржавело за эти годы. Что, у «Сургутнефтегаза» денег не хватает?
          Нет уж, сначала изменение пошлин, потом ввод вторичных процессов. За рубежом наши компании почему-то укладываются в 2-3 года на модернизацию заводов.

          1. Мне трудно с Вами спорить, я не считаю себя специалистом в технологии переработки нефти. Но давайте предположим, что нефтяники вообще «забьют» на внутренюю переработку и сосредоточатся только на нефти, тем более, что именно от экспорта нефти и идёт основной денежный поток.
            Результаты? Даже подумать страшно. Вот и Алекперов В. готов отказаться от розничного бизнеса. Небо падает на землю!

          2. Давайте отделим производство нефтепродуктов для внутреннего рынка и на экспорт. Внутренний рынок у нас премиален, никто от него отказывать не станет. Нефтяники умеют считать деньги. Другое дело — экспортноориентированное производство. Если экспорт нефтепродуктов снизится в пользу экспорта сырой нефти, стране будет только польза, бюджет пополнится. Если вместо мазута на экспорт пойдёт топливо Евро-5, будет тоже хорошо.
            Что касательно возможного отказа ЛУКОЙЛа от розничного бизнеса — это не инициатива Алекперова, это требование Минэкономики и ФАС — http://www.oilexp.ru/news/russian_rinok/fas-mozhet-zabrat-u-neftyanikov-roznichnyj-biznes/32087/ .

          3. Я неспроста упомянул «Киришинефтеоргсинтез». Это флагман отечественной нефтепереработки, самое крупное предприятие. Но он не всегда занимал первое место. Когда-то больше всего сырья перерабатывал Омский НПЗ. Однако, Омский НПЗ провёл модернизацию и теперь имеет самую высокую в России глубину переработки нефти, 83%. А «Киринефтеоргсинтез» модернизацию притирмозил, что обеспечило ему конкурентное преимущество. Глубина переработки нефти у него осталась на прежнем уровне — 45%.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 18 марта 2024
Эксперты уверены, что премия за геополитический риск, уже заложенная в цены на сырую нефть, составляет не менее 5 долларов за баррель.
Экспорт российского газа по "Турецкому потоку" вырос на 40 процентов
ENTSOG: экспорт российского газа по "Турецкому потоку" за 10 недель 2024 года вырос на 40%