Зачем Казахстан ввел запрет на вывоз нефтепродуктов

23 мая 2008, 08:59

Правительство и ранее неоднократно прибегало к введению такого запрета. Но реальная жизнь неоднократно показывала низкую эффективность этой меры.Цены на АЗС взлетали еще до принятия соответствующего решения
Соответствующее постановление подписал глава казахстанского правительства Карим Масимов. Принятое эмбарго на вывоз отечественного бензина будет действовать до 1 сентября. Главная цель такого шага — сдерживание цен на рынке нефтепродуктов и устранение дефицита ГСМ.

Все дело в цене барреля

Напомним, что правительство и ранее неоднократно прибегало к введению такого запрета. Но реальная жизнь неоднократно показывала низкую эффективность этой меры. В первую очередь правительство всегда запаздывало с принятием нужных мер. Цены на АЗС взлетали еще до принятия соответствующего решения. А на селе в один момент ГСМ попадали в разряд дефицита, ставя под угрозу срыва посевную и уборочную кампании.
Нынешний год не исключение. Автовладельцы не только нашей республики, но и всего мира в последние месяцы не успевают следить за постоянным ростом цен на бензин. Причина в том, что продолжает дорожать сырье.
Прошедшая неделя отличилась очередным скачком цен на черное золото. Цена одного барреля нефти близка к 130 долларам. Резкий скачок цен на мировом рынке эксперты объясняют последними событиями в Китае, где произошедшее землетрясение «гарантирует» высокий спрос на нефтепродукты, необходимые для восстановительных работ.
Так что с резким ростом цен на черное золото аналитики связывают иянеизбежный рост цен на энергоносители.

Интервенция как средство борьбы

Еще в конце прошлого года Карим Масимов заявил, что одной из главных задач правительства и Нацбанка в 2008 году будет борьба с инфляцией. При этом он подчеркнул, что для достижения нужных результатов не исключена «интервенция» национальной компании «КазМунайГаз» в наиболее чувствительные секторы экономики. В данном случае имелось в виду усиление роли КМГ на внутреннем рынке нефтепродуктов, чтобы через нее у правительства были рычаги для сдерживания цен на горючее.
Первым шагом для «интервенции» нацкомпании, по мнению специалистов, должно стать приобретение 70 процентов акций частной нефтяной компании «Мангистаумунайгаз» (ММГ). Глава правительства, по его собственному заявлению, не более как три месяца назад дал «добро» на осуществление этой сделки.
Самым лакомым кусочком в ММГ являются не столько нефтяные месторождения компании, расположенные как раз по соседству с месторождениями «КазМунайГаза», сколько Павлодарский нефтехимический завод и торговая «дочка» ММГ — компания «Гелиос», которая имеет разветвленную сеть АЗС по всей республике.
Напомним, руководство нацкомпании не раз сетовало, что имеет всего лишь менее трех процентов АЗС в
республике и потому не в состоянии повлиять на рост цен на нефтепродукты. С покупкой же ПНХЗ и «дочки» «Гелиоса» такой дисбаланс мог бы быть устранен.

Тенденции, однако

Пока вопрос с национализацией ММГ в «процессе исполнения», специалисты называют еще несколько причин роста цен на нефтепродукты, которые связаны с мировыми тенденциями.
Одна из них — существенное сокращение объемов нефтепереработки.
— С каждым годом ужесточаются экологические требования мирового сообщества, которые направлены как на качество продуктов, так и на текущие характеристики заводов, — сообщил в интервью «ЭК» представитель АО «Торговый дом КазМунайГаз Данияр Тиесов.
Сегодня практически всем нефтепереработчикам мира приходится вкладывать значительные капитальные инвестиции в основное производство, чтобы получать более экологичную продукцию. Но при одновременном росте цен на металлы, на химреагенты, на тарифы за электроэнергию, воду, которые необходимы для проведения реконструкции предприятия, встает вопрос и о прибыли.
— Сегодня бензин становится дорогим удовольствием, что приводит к сокращению его производства, — добавил Тиесов.
Как известно, в последние годы в Казахстане активно ведется модернизация трех существующих НПЗ. В ближайшие два года общая сумма инвестиций в дальнейшую модернизацию и реконструкцию Атырауского НПЗ составит около одного миллиарда долларов США, в Шымкентский НПЗ — 600 миллионов, в Павлодарский завод — 40 миллионов.
Такие солидные финансовые вливания, конечно же, не пройдут даром, и уже в 2008 году все три казахстанских завода смогут перейти на производство бензина стандарта Euro-2, а в 2009-м — на Euro-3. И уже в 2010 году все три НПЗ республики перейдут к производству топлива стандарта Euro-4 и Euro-5. А за качественный товар, как известно, придется платить дороже.
Еще одна тенденция — переход многих НПЗ в нефтехимическую промышленность, продукция которой сегодня очень востребована.
— В последние годы многие НПЗ в мире начинают инвестировать в строительство нефтехимических комплексов, чтобы производить продукцию с более высокой добавленной стоимостью. Это также приводит к сокращению производства бензина, — добавил представитель Торгового Дома КМГ.
Третья тенденция — это предпочтения самих казахстанцев. По данным специалистов, еще 8 лет назад ходовой маркой бензина считался АИ-80. Сегодня отечественные автовладельцы, пересев с Жигулей хоть и на подержанные иномарки, предпочитают поить своих железных коней бензином более высоких и дорогих марок: АИ-92 и АИ-96.
Так что вводимый правительством запрет на вывоз нефтепродуктов вряд ли сильно повлияет на ценовые угрозы.
Об этом пишет «ЦентрАзия».
Нефтепродукты на eOil.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Сделку ОПЕК+ надо продлевать – страны-участницы не успеют снизить запасы нефти до нормы
Так считает министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих
Не без контрафакта. Откуда в России берется некачественное топливо
Россия – энергетическая держава с огромными запасами нефти и развитой нефтепераработкой. Однако, несмотря на это, одной из серьезнейших проблем в стране остается низкое качество топлива.