В Баку считают реальным заполнение нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк, но и не забывают о стоимости Баку-Джейхана

10 декабря 2007, 08:59

Заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что запасов азербайджанской нефти достаточно для запуска нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк (ОБП) в пресс-службе Государственной Нефтяной Компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) считают совершенно взвешенным и реальным. «Согласно общепринятой мировой практике, такие данные руководителям государств представляют специалисты. До этого соответствующие сотрудники ГНКАР собирают и анализируют информацию о разведанных запасах, учитывают темпы добычи и множество прочих данных, после чего выносят оценку возможных объемов транспортировки углеводородов по тем или иным направлениям», — разъяснили корреспонденту ИА REGNUM. Было также отмечено, что по трубопроводу ОБП во время всего его эксплуатационного срока будет транспортироваться не только азербайджанская, но и казахстанская нефть. «Между двумя сторонами ведутся успешные переговоры, которые позволяют быть достаточно уверенными в этом», — заявили в ГНКАР.
Как сообщает ИА REGNUM, в свою очередь азербайджанский эксперт Чингиз Велиев предложил разделить заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что запасов азербайджанской нефти достаточно для запуска нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк (ОБП) на две части.
«Сперва нужно уточнить, о каких объемах нефти идет речь — о 7 миллионах тонн нефти в год, на который рассчитана нынешняя мощность нефтепровода ОБП, или же о возможности расширения его пропускной способности до 20 миллионов тонн нефти в год. Затем надо разобраться, что именно подразумевается под словами «запуск нефтепровода». Если заполнение трубопровода нефтью и первые годы его эксплуатации, то эти цифры реальны. Но в случае, если речь идет о поддержании его ресурсной базы на весь срок эксплуатации, то такими разведанными запасами нефти Азербайджан в настоящее время не располагает. В дальнейшем, если экспортная казахстанская нефть будет заполнять трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), то тогда Азербайджан сможет перекинуть часть своих нефтяных ресурсов на это направление. Но для этого стороны должны предоставить серьезные льготы по транзитным и таможенным тарифам по этому транспортному коридору. Следует помнить, что не вся нефть, добываемая в рамках Соглашения о разделе продукции с контрактной площади АЧГ, принадлежит азербайджанской стороне. Кроме того, не надо забывать, что приоритетным направлением для азербайджанской нефти был избран порт Джейхан, а пропускная способность нефтепровода БТД составляет 50 миллионов тонн в год. То есть в разные годы эксплуатации у Азербайджана не будет хватать собственной нефти даже для заполнения БТД и, наверняка тогда встанет вопрос об окупаемости этой «большой трубы», в строительство которой вложено более 4 миллиардов долларов», — заявил эксперт.
Отметим, что Украина и Польша планируют осуществить запуск нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк в конце 2011 г. Однако главным условием реализации проекта является наличие необходимых объемов каспийской нефти. Украина закончила строительство 674-километрового нефтепровода Одесса-Броды в 2002 г., маршрут которого позволял прокачивать до 14 млн т нефти в направлении западной границы страны. Изначально предполагалось, что трубопровод будет использоваться для прокачки каспийской нефти европейским потребителям. Однако Украина не могла найти поставщиков нефти, и Одесса-Броды простаивал вплоть до 2004 г., когда было подписано соглашение о реверсном использовании маршрута, предполагающее ежегодную прокачку до 9 млн т нефти в направлении морского нефтяного терминала «Южный» в районе черноморского порта «Одесса». В первом полугодии 2007 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года текущие объемы прокачки нефти в реверсном направлении по нефтепроводу выросли в 2,5 раза — с 1,8 млн т до 4,566 млн тонн. Вместе с тем за 10 месяцев (январь-октябрь) с.г. прокачка нефти по трубопроводу Одесса-Броды составила 7,537 млн тонн.
На сегодняшний же день Украина ведет обсуждение вопроса о достройке нефтепровода Одесса-Броды по польского города Плоцк, а затем и до Гданьска. 10 октября 2007 года в ходе Энергетического саммита в Вильнюсе Украина, Грузия, Литва, Азербайджан и Польша подписали межведомственное соглашение о сотрудничестве в сфере энергетики, которым предусматривается создание полноценной юридически-правовой базы для реализации проекта нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск как международного. Стороны договорились о создании энергетического коридора для транспортировки на международный рынок по территории этих стран углеводородов, добываемых на месторождениях Каспия, а также об определении дополнительных источников и разработке маршрутов поставок и транзита данного сырья.
Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
За неделю бензин в России снова заметно подорожал
Согласно данным Росстата, цены на автомбензин в России в период с 4 по 10 декабря увеличились на 0,5%, на дизтопливо – на 0,8%.
Первая партия СПГ с проекта "Ямал СПГ" направлена в Великобританию
По данным FT, прибытие танкера ожидается 28 декабря, продавцом газа выступает британское подразделение малазийской Petronas.