Отчаявшись взыскать миллиардный ущерб, рыбхоз «Борок» готовит иск к «Транснефти»

01 октября 2015, 17:20

Представители нижегородского ООО «Рыбхоз „Борок“», чье рыбоводческое хозяйство было погублено в 2007 году из-за разлива дизельного топлива, заявили о том, что готовят иск о привлечении к субсидиарной ответственности ОАО АК «Транснефть». Нижегородские предприниматели с 2011 года не могут добиться исполнения судебного решения о взыскании почти 1 млрд руб. с внучатой компании «Транснефти» — ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» (СВТНП). Чтобы не платить компенсацию за серьезный экологический вред рыбхозу, должник вошел в процедуру банкротства с искусственно созданной задолженностью, уверены пострадавшие.

На пресс-конференции гендиректор рыбхоза «Борок» Фаина Крупина и адвокат Марк Барах-Чайка рассказали о безрезультатных попытках взыскать более 1 млрд руб. с СВТНП: на протяжении четырех лет подконтрольная «Транснефти» компания всеми способами уклоняется от исполнения судебного решения. Марк Барах-Чайка сообщил, что подготовил новые судебные требования о привлечении к субсидиарной ответственности ОАО АК «Транснефть», а также намерен подать иск к Минфину РФ о компенсации за волокиту с исполнением судебного решения.

Напомним, в марте 2007 года крупнейшее нижегородское рыбоводческое хозяйство «Борок» серьезно пострадало в результате аварии на участке магистрального продуктопровода «Нижний Новгород — Альметьевск» в Кстовском районе. Из-за разрыва трубы в реку Шавка и болото Шава, памятник природы регионального значения, вылилось более 300 тонн дизельного топлива. Вытекшая в реку солярка осела в прудах рыбхоза, убив рыбу. Выживших карпов и толстолобиков хозяйству пришлось сжечь по решению чрезвычайной комиссии, а также спустить из своих гидросооружений более 5 млн куб. м загрязненной воды. С того времени рыбхоз приостановил работу: на месте нагульного пруда площадью 245 га уже вырос молодой лес, а солярка глубоко впиталась в почву.

За эту экологическую катастрофу был осужден главный инженер СВТНП, а рыбхоз «Борок» выиграл судебный иск — с нефтеперекачивающей компании взыскали 931,6 млн руб. вреда (стоимость уничтоженной рыбы, производителей, затраты на очистку ложа пруда и так далее) и 60 млн руб. упущенной выгоды в период 2007–2010 годов. Решение вступило в законную силу в 2011 году, устояв во всех судебных инстанциях, вплоть до ВАС РФ и Верховного суд, хотя ответчик не раз пытался его обжаловать по разным обстоятельствам. Кроме того, за неуплату ущерба в 2013 году арбитражный суд Татарстана постановил взыскать с СВТНП более 55 млн руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и 8% годовых до даты полной уплаты долга. «Проще говоря, каждый день просрочки обходится должнику еще в 200 тыс. руб., увеличивая его убытки», — пояснил Марк Барах-Чайка.

По словам адвоката, около трех лет казанские судебные приставы всячески затягивали исполнение решения — у СВТНП по очереди неспешно арестовывали автомобили, земельные участки и прочее имущество, а каждое исполнительное производство обжаловалось нефтяниками во всех судебных инстанциях. Чтобы взыскание не было обращено на деньги должника, СВНТП поручило «Траснефти» расплачиваться со своими контрагентами и получать выручку от перекачки нефти. «Таким образом, ОАО АК „Транснефть“ как головная компания замкнула на себе все финансовые потоки своей „внучки“, не позволяя ей расплатиться с „Борком“. На расчетные счета СВТНП перечислялись только деньги на зарплату и налоги, которые не могли быть списаны в счет долга», — рассказал адвокат.

В итоге СВТНП перерегистрировалось в Москве и вошло в процедуру банкротства: в декабре 2014 года арбитражный суд Москвы ввел в отношении компании процедуру внешнего управления сроком на 18 месяцев. По словам представителя ООО «Рыбхоз „Борок“» в арбитражном суде Евгения Варенцова, должник банкротится за счет искусственно созданной задолженности перед ОАО АК «Транснефть», которая в течение трех лет серьезно занижала тарифы на перекачку нефтепродуктов для СВТНП, чего больше не делалось ни для одной из дочерних компаний. «В рамках дела о банкротстве „Транснефтью“ как основным кредитором предъявлено порядка 5,6 млрд руб. задолженности по краткосрочным договорам займа с СВТНП. При этом в сумму требований вошли и 3,4 млрд затрат контрагентов, оказывавших „Траснефти“ услуги для исполнения СВТНП договоров по перекачке нефтепродуктов. Это поставки электроэнергии, воды, труб, ремонтные работы и так далее. Мы обжалуем бездействие внешнего управляющего, который не хочет исключать затраты третьих лиц», — добавил господин Варенцов. По его словам, если СВТНП обанкротят и дело дойдет до конкурсных торгов, купить структуру «Транснефти» как единый комплекс сможет только сама «Транснефть», которая по указанию президента должна объединить все свои активы. «Получается, они, как унтер-офицерская вдова, сами себя высекли: сначала создали фиктивную задолженность, а в 2016 году пойдут просить у государства миллиарды на покупку имущества банкрота», — заключил господин Варенцов.

Гендиректор рыбхоза «Борок» Фаина Крупина рассказала, что погубленное в 2007 году хозяйство круглогодично поставляло более 300 тонн живой рыбы в торговые сети, занимая более половины нижегородского рынка. Спустя восемь лет после аварии предприниматели все еще надеются запустить предприятие. Однако для этого нужно взыскать деньги с СВТНП для ликвидации серьезного экологического ущерба. За эти годы с виновника аварии удалось принудительно взыскать лишь порядка 140 млн руб., в первую очередь за счет ареста и продажи судебными приставами офиса СВТНП в Казани.

Добавим, что руководство компании-должника написало заявление о том, что у государственной компании пытаются похитить деньги, и в СК РФ по указанию заместителя генпрокурора было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества. В рамках расследования у адвоката Барах-Чайки проходили обыски, а его самого пытались допросить свидетелем. Следствие по делу тянется больше года, адвокат считает его незаконным средством давления, чтобы он прекратил защиту интересов рыбхоза.

В ОАО АК «Транснефть» не стали комментировать свои взаимоотношения с нижегородским рыбхозом, не ответив на запрос „Ъ“.

kommersant.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Сделку ОПЕК+ надо продлевать – страны-участницы не успеют снизить запасы нефти до нормы
Так считает министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих
Не без контрафакта. Откуда в России берется некачественное топливо
Россия – энергетическая держава с огромными запасами нефти и развитой нефтепераработкой. Однако, несмотря на это, одной из серьезнейших проблем в стране остается низкое качество топлива.