Кто грустит по дорогой нефти

Дешевая нефть тормозит сценарий конца эпохи углеводородов.

За отчаянными вопросами о том, сколько будет стоит нефть, несколько ушел в тень другой любопытный вопрос: а что же лучше для мировой экономики – дешевая нефть или дорогая. Вопреки расхожему убеждению, что на дорогой нефти зарабатывают только русские, арабы да африканцы, все не так просто. Об этом говорят и появляющиеся западные исследования, фиксирующие, что в период дорогой нефти мировая экономика растет быстрее.

Прежде всего, нефтедобывающих стран в мире не так и мало. И экономика многих из них оказывается в предынфарктном состоянии. Можно сколько угодно рассказывать про сырьевое проклятье, но если убрать сырьевой бизнес, то новой экономики, условно говоря, в Нигерии, увы, не возникнет. Значит, в такие страны с низкими ценами на нефть приходят не структурные реформы, а бедность.

Но и для стран Запада эффект низких цен не так однозначен. США нарастили добычу нефти более чем в полтора раза за пять лет и почти догнали нас с саудитами. На 30% выросла Канада, сверхамбициозные газовые проекты запустила Австралия. Вокруг экономики сланцевой нефти ломается много копий, но очевидно, что, когда ты продаешь ниже себестоимости, радости это не приносит.

Даже Европа оказалась не в самой простой ситуации. Нефтепродукты и природный газ давно уже стали хорошим источником пополнения бюджетов, причем налоговая нагрузка на их продажу только росла. Кроме того, Европа не спешит убивать свою переработку нефти. Хотя такие прогнозы и были.

Но главные пострадавшие на Западе – производители зеленой энергетики. При сверхвысоких ценах на нефть можно было очень быстро приближаться к себестоимости производства электроэнергии из углеводородов. А когда цена на нефть стала резко падать, оказалось, что углеводородная черепаха снова сильно обогнала быстроногого зеленого Ахиллеса. Да, у него вроде есть еще экологический козырь. Но капитализм есть капитализм. Что ярко доказала Европа – когда газ стал дорожать в начале декады, она без всяких сомнений стала наращивать потребление более дешевого, но экологически грязного угля, и никакие слезы о судьбе нашей планеты не покатились из ее глаз.

Выходит, что дешевая нефть тормозит гиперпопулярный сценарий конца эпохи углеводородов. Общим местом стали рассуждения о том, что уже завтра будет решена проблема хранения электроэнергии и электромобили победят бензиновый двигатель. Но дешевая нефть дает новый аргумент углеводородам. Скажем, автомобилизация Китая и Индии с учетом уровня располагаемых доходов населения вряд ли пойдет по пути тотального пересаживания на электромобили, пусть даже они и неплохо показывают себя в Китае. А вот в США в прошлом году их продажи даже упали и составили менее 1% от рынка. Цены на бензин берут свое. Ушли страхи сырьевого национализма, сланцы позволили переоценить запасы углеводородов в западных странах, прежде всего в Северной Америке. В общем, углеводородные динозавры еще поживут.

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности.

vedomosti.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Россия в 2024 году сократит первичную переработку нефти
Первый заместитель министра энергетики России Павел Сорокин отметил, что при этом за счет этих объемов вырастут поставки нефти на экспорт
МЭА: Индия снизила ввоз российской нефти на 420 тысяч баррелей в сутки в феврале
В феврале 2024 года Индия, считающаяся вторым крупнейшим покупателем российской нефти после Китая, снизила ввоз сырья из РФ на 420 тысяч баррелей в сутки