Глава ФАС: как формировать цены на бензин

Антимонопольное ведомство не устает обвинять нефтяные компании в попытке нажиться за счет потребителя и грозит возбуждением новых дел. Глава ведомства Игорь Артемьев рассказал производителям бензина, как следует высчитывать стоимость нефтепродуктов на НПЗ — это мировая цена на нефть за вычетом пошлины и затрат на транспортировку. Аналитики считают такую схему далекой от реальности, так как она не учитывает многих факторов — спроса и предложения на топливо, а также структуру переработки нефти на различных заводах.
Федеральная антимонопольная служба мертвой хваткой вцепилась в нефтяников и, судя по последним заявлениям, ослаблять ее не намерена. ФАС по-прежнему надеется восстановить справедливость ценообразования на АЗС и защитить автомобилистов от «поборов нефтяников», так как, по словам главы службы Игоря Артемьева, повышение цен на бензин — попытка компаний поживиться за счет потребителя. Такое мнение он высказал журналистам на пресс-конференции, пишет РБК.
Игорь Артемьев соглашается, что главным индикатором стоимости нефтепродуктов является мировая цена на нефть, но нефтяные компании непропорционально реагируют на ее повышение и снижение. Он рассказал, по какой формуле ведомство определяет стоимость топлива. «Мы считаем по формуле: мировые цены минус экспортные пошлины минус логистика при экспорте — это не что иное, как примерный диапазон цены, которая должна быть на НПЗ», — пояснил он. При этом ранее ВИНК выражали опасения, что ФАС выступает за введение государственного регулирования цен на нефтепродукты.
Глава ФАС также обвинил «большую четверку» — ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» — в неадекватном поведении и в том, что они целенаправленно препятствуют скорейшему вынесению решений. Так, дела по всем четырем неоднократно откладывались. «Компании откровенно саботируют заседания комиссий. Если мы просим агрегированную информацию — нам представляют первичную, чтобы мы сами с калькулятором сидели, просим в электронном виде — нам дают в бумажном, привозя «КамАЗы» документов. Они затягивают соответствующий процесс», — сказал глава ФАС.
В случае если «нефтяные компании не перестанут себя вести таким образом», служба пообещала новые дела — «пусть это будет десять серий дел» — и новые штрафы, но уже серьезнее прежних. Игорь Артемьев напомнил, что в настоящее время существует две серии дел: от лета прошлого года за повышение цен и зимы текущего — по неснижению цен. Он еще раз уточнил, что «по второй серии будут более серьезные штрафы, поскольку это рецидивизм».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
24 комментария
  1. Что-то совсем круто взялись за «Четерку»… Наверно «Карт-блаш» кто-то вручил! Или у кого-то идея возникла создания единой гос.корпорации на базе всех НПЗ России?
    А что? «Крутая» компания получится! Весь мир заставим считаться с Россией и с мнением того «демократа», который её возглавит! 🙂

    1. Самый интересный вопрос «зачем»?

  2. Что значит зачем? Затем же зачем вообще создаются централизованные гос.компании…

    1. В России несколько раз объявляли о планах по созданию «Госнефти», но дальше разговоров дело не пошло.

  3. В связи с утверждениями руководителя ФАС, которые конечно будут восприняты подчиненными как руководство к практическим действиям на местах, возникают 2 вопроса:
    1) каково в этих условиях будет понятие «свободного рынка» нефтепродуктов?
    2) почему бы не начать с «антимонопольного задушения» цен на нефть? А то крайними становятся нефтепереработчики, у которых из-за устаревшего оборудования НПЗ себестоимость переработки вполне ощутимая величина! Тем более если проводится инвестирование реконструкции производственных мощностей, то себестоимость переработки существенно повышается…

    1. Возможно поставлена задача вытеснить с рынка мелких игроков? ВИНКи могут продавать топливо и в убыток, компенсируя доходы на других операциях. Небольшие компании в условиях дорогой нефти, высокой цены процессинга и низкой стоимости готового продукта долго не протянут и будут вынуждены закрыть бизнес или продать его крупным компаниям.

  4. Я думаю, что это не более чем спекуляция. И до непосрественно «действий» дело не дойдет. Ибо свежи воспоминания о «Деле Юкоса», и все помнят как это «подкосило» финансовый рынок страны.
    Да, как автолюбитель, скажу, что цены плохо коррелируют с фьючерсами. Но, господа, фьючерсы — это не совсем реальный рынок. И потом есть перевозчики, есть различная добыча… Вообще нефть в России — клановый бизнес, где каждое звено — отдельный бизнес… и естественно идет «накрутка».
    Тут не имеет смысл бороться «делами», вариант — создать госкорпорацию котороя будет демпинговать рынок и все… Другого варианта нет. С позиции финансиста я вообще считаю — не стоит трогать этот бизнес…

    Вообще, вот в целях ознакомления… мы обсуждаем в эфире «Сухого остатка» (99,6FM) ситуацию с ТНК BP (25/06/2009) http://www.finam.fm/archive-view/1231/3/ (3-я страница как-раз об этом).

    1. Дело «ЮКОСа» «подкосило» финансовый рынок России? Позволю с вами не согласиться. Как раз во время «дела ЮКОСа» на российском фондовом рынке началось мощное ралли, длившее несколько лет и сопровождавшееся притоком инвестиций в Россию.

      1. 2004 год посмотрите внимательно хотя бы на индекс РТС…. с весны пошел «падёж»… если взять рост в конце 2003 — то он связан был с присвоением России инвестрейтинга…

        1. Давайте посмотрим повнимательнее. В 2004 году РТС открылся на отметке 573,94 пункта, закрылся на уровне 614,11 пункта (рост на 7%). 2005 год закрылся на отметке 1125,6 пункта (+83%). 2006 год — на отметке 1921,92 (+70,7%).

          1. я не говорю про год, я про конкретные даты.. что на что влияет… если смотреть с 2000 по 2009 — тоже рост есть…

  5. Потребители всегда должны быть в центре внимания каждого менеджера-маркетолога. Потребитель нефти (да и еще в условиях мирового кризиса), в том числе и как поле для политических маневров, — это объект первостепенного значения для регуляторных органов. И, по моему мнению, очень хорощо, когда антимонопольная деятельность государства помогает производителям «не переборщить» в ценовых отношениях с покупателями.

  6. Коллеги, а кого еще кроме ФАС вообще интересует ценообразование на рынке нефтепродуктов? Какое министерство или ведомство озабочено данными проблемами?

  7. ФАС все таки не бюро по ценам и не планово-статистическое управление при СовМине СССР. Я так понимаю их основная задача не допускать ценового сговора и монопольного изменения цен. Как эта задача вяжется со взятой на себя обязанностью устанавливать отпускные цены для НПЗ?

    1. Я бы акцент в деятельности ФАС сделал на слове «справедливость» — установить справедливость между производителем и покупателем, защищая последнего. «Не допускать ценового сговора и монопольного изменения цен» — это немножко поверхностно.

      1. А почему «справедливость» устанавливается не везде, а только на топливном рынке? К примеру, на рынке зерна государство не стремится штрафовать производителей и добиваться снижения цен. Напротив, принимаются меры для поддержания высоких цен!
        Кроме упущенных доходов нефтяников, из-за неоправданно низких цен на топливо возникает проблема нерационального использования топлива. В Европе высокие цены на бензин и дизтопливо привели к быстрой замене автопарка, покупаются машины с эффективными двигателями.

        1. Андрей, а что это за меры, с помощью которых поддерживаются высокие цены на рынке зерна?

          1. «Закупочные интервенции на рынке зерна в России, которые проводятся с 19 августа 2008 года, свою основную задачу в основном выполнили, заявил первый вице-премьер РФ Виктор Зубков на селекторном совещании.
            «Тенденцию падения внутренних цен на зерно, которая сложилась во второй половине прошлого года, удалось переломить, — сказал он. — Положительно сработал комплекс мер по активизации закупок зерна в государственный интервенционный фонд: повышены закупочные цены, увеличено количество аккредитованных элеваторов и торговых дней, снижен размер гарантийного взноса, необходимого для участия в торгах, увеличен срок действия исключительного железнодорожного тарифа на перевозку зерна для районов Сибири».
            Как сообщил В.Зубков, в ходе интервенций закуплено почти 7 млн тонн зерна на 36,7 млрд рублей. «Вместе с экспортом, который уже перевалил за 13 млн тонн, это означает, что мы сняли с рынка более 20 млн тонн так называемого лишнего зерна, которое давило на рынок», — отметил первый вице-премьер.»

          2. РБК: 01.08.2009, Москва 09:53:43 В России с сегодняшнего дня начинаются очередные зерновые интервенции. Они будут осуществляться по ценам 2008г. Цены на пшеницу 3 класса установлены на уровне 5,5 тыс./т, на пшеницу 4 класса — 4,8-4,9 тыс. руб./т (в зависимости от региона), на рожь класса А — 3,9 тыс. руб./т. Для проведения интервенций уже отобрано 482 элеватора.

            Вот если бы государство также закупило с рынка лишнее топливо по ценам 2008 года! Цены на бензин были бы совсем другими.

          3. А в сравнении с ценой (CBOT) 515 центов/бушель, это много или мало? 🙂

          4. В ценах на зерно я не ориентируюсь, важен сам подход к регулированию рынка.

        2. По моему мнению, нефть — стратегический, политический и, конечно же, экономический ресурс. Исходя из политических соображений, именно на рынке нефтепродуктов должно быть поставлено цель — «справедливая цена-соглашение». По-моему, очевидно, что цены на нефть — это сигнал к действию экономических контрагентов на других рынках. Будет понимание между продавцами и покупателями нефти – цепочкой такое экономическое понимание передастся в другие хозяйственные сектора.

  8. Таким образом распространение на другие сектора может быть распространено по ценарию 17 октября 1973 года, когда «физическая» Саудовская нефть полностью была снята с мировых рынков, либо по сценарию 14 августа 2008 года при фиксации прибыли и ликвидации фьючерсных контрактов на «производных» от контраков на нефть! Вам какой сценарий ближе? 🙂

  9. В первую очередь, я говорю о политическом соглашение внутри страны.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
ОПЕК хочет привлечь к сделке ОПЕК+ еще 20 государств, но некоторые уже отказались сокращать добычу
На министерскую встречу 30 ноября в Вене ОПЕК пригласила еще двадцать стран, которые не являются участниками сделки ОПЕК+.
Казахстан: перекачали, но недопереработали
На фоне значительного увеличения добычи нефти в Казахстане случился острый топливный кризис