Здесь был Тимченко

В отчете за первый квартал в списке крупнейших дебиторов Сургутнефтегаза фигурировала известная нефтетрейдерская фирма Gunvor Геннадия Тимченко. Раньше она никак не заявляла о себе на страницах ежеквартального издания этой компании. Размер ее дебиторской задолженности Сургутнефтегазу составил 10,25 миллиарда рублей (около $343 миллионов). Правда, во втором квартале Gunvor среди крупнейших должников Сургутнефтегаза уже не числилась.
Сургутнефтегаз – это вам не Роснефть!
Сургутнефтегаз выпустил ежеквартальный отчет за 2 квартал текущего года. Компания показала противоречивые финансовые результаты. За 1 полугодие в годовом исчислении у компании существенно выросла выручка (на 19% до $9,2 млрд), а прибыль до налога на прибыль и чистая прибыль, наоборот, упали на 27%, соответственно. Причиной такого падения стал рост себестоимости (на 30% в годовом исчислении) и, возможно, сокращение неоперационных доходов. Рентабельность чистой прибыли Сургутнефтегаза упала с 33% в 1 полугодии 2009 года до 20%, а операционная маржа сократилась с 28% до 23%. Тем не менее, в сравнении с Роснефтью, у «Сургута» более сильные показатели рентабельности. У Роснефти рентабельность чистой прибыли в 1 полугодии текущего года составила всего 16%, а операционная маржа – только 20%. А в аналогичном периоде 2009 года рентабельность чистой прибыли Роснефти составляла 19%, а операционная маржа так же находилась на отметке в 20%. Однако, Роснефть демонстрирует более сильные операционные результаты (добыча нефти за 1 полугодие 2010 года выросла год-к-году на 8%), а у Сургутнефтегаза добыча нефти за этот же период сократилась на 1%.
Валютный спекулянт-2009
Интересны результаты Сургутнефтегаза в квартальном исчислении. Так, у нефтяной компании выручка за 2 квартал по сравнению с 1 кварталом растет всего на 1% до $4,6 млрд, операционная прибыль падает на 3% до $1,02 млрд, но, несмотря на это, прибыль до налога на прибыль растет на 409%, а чистая прибыль – взлетает на 465% до $1,59 млрд. Рентабельность чистой прибыли у «Сургута» во 2 квартале, таким образом, достигает 34% — рекордный показатель для российской и мировой нефтяной индустрии. Но не для самого Сургутнефтегаза. Помнится, в 1 квартале 2009 года компания показывала рентабельность чистой прибыли в 70%!!! (Правда, во 2 квартале прошлого года этот показатель у нее упал всего до 6%). Что происходило с «Сургутом» в 1 квартале 2009 года – до сих пор точно никто сказать не может. Столь впечатляющие итоги объясняются как ростом чистой прибыли во 2 квартале 2009 года более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом докризисного 2008 года, так и высокими неоперационными доходами в размере $4,8 млрд. Более конкретной информации по этому вопросу никто так и не раскрыл (впрочем, никто и не ожидает от этой компании столь высокого уровня информационной открытости). Скорее всего, эти неоперационные доходы являются результатом игры компании на курсовых разницах, т.е. Сургутнефтегаз, попросту говоря, держал значительную часть своей «денежной подушки» в долларах, а девальвация рубля тогда оказалась на руку всем валютным спекулянтам.
А что там с «кубышкой»?
Знаменитая «кубышка» или «денежная подушка» Сургутнефтегаза, включающая денежные средства, краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения, выросла во 2-м квартале текущего года на 6% до $23,6 миллиарда. Эти вложения представлены, согласно ежеквартальным отчетам эмитента, в основном депозитными вкладами. Год назад у Сургута были еще и векселя, которые сейчас погашены. На акциях компания не играет.
Тень Тимченко
В принципе, ежеквартальник эмитента за 2 квартал не содержат никаких сенсаций. Разве что у компании есть просроченная кредиторская задолженность (но для кризисного времени это неудивительно, более того — объем просроченной задолженности Сургутнефтегаза очень невелик, менее 10% совокупной кредиторской задолженности, что дает право эмитенту не раскрывать имена своих кредиторов и причину просрочки). Есть и просроченная дебиторка, но тоже незначительная. А вот в отчете за 1 квартал в списке крупнейших дебиторов Сургутнефтегаза фигурировала известная нефтетрейдерская фирма Gunvor Геннадия Тимченко… Раньше она никак не заявляла о себе на страницах ежеквартальника этой компании. Размер ее дебиторской задолженности Сургутнефтегазу составил 10,25 млрд руб. (около $343 млн). Правда, во втором квартале Gunvor среди крупнейших должников Сургутнефтегаза уже не числилась, хотя общий размер дебиторки увеличился всего на 15%. Вероятно, «Сургут» стал экспортировать нефть через кого-то другого. Или сократил экспорт нефти через трейдеров, увеличив его объем, вероятно, через любимую Транснефть. Но точно об этом мы так и не узнаем. А зачем? Размер дебиторки для «Сургута» значения не имеет, ведь при такой «денежной подушке» можно вообще на время забыть об операционной деятельности и просто жить на накопленные средства. О дружбе Геннадия Тимченко и гендиректора Сургутнефтегаза Владимира Богданова ходят легенды в СМИ. Не исключено, что «денежная подушка» Сургутнефтегаза копится для неких сделок со структурами Тимченко, и, вероятно, не таких бессмысленных, как покупка миноритарного пакета в MOL.
Вниманию инвесторов: Сургутнефтегаз
Мы эту акцию не любим. За исключением префов и… кризиса, когда инвесторы начинают перекладываться в акции с «большой денежной подушкой». Сейчас, на наш взгляд, не лучшее время для инвестиций в любые акции Сургутнефтегаза, и мы этого эмитента игнорируем, пишет независимое аналитическое агентство «Инвесткафе» .
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
1 комментарий
  1. Что удивительного в том, что «Сургутнефтегаз» пользуется услугами «известной нефтетрейдерской фирмы»?

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
FT: объем экспорта нефти из Ирана достиг шестилетнего максимума
За первые три месяца 2024 года Иран в среднем поставлял по 1,56 млн баррелей в сутки, что стало самым высоким показателем с 2018 года
Поставки российской нефти перешли к неизвестным компаниям
Bloomberg: продажей российской нефти занимаются возникающие из ниоткуда компании