Заявление Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть»
важное 15 августа 2014, 18:44

Экспертный совет ОАО «АК «Транснефть» считает, что планируемое изменение порядка подключения НПЗ к магистральным нефтепроводам может дестабилизировать рынок нефти и нефтепродуктов.
Федеральная антимонопольная служба России объявила о завершении подготовки проекта постановления правительства об изменении правил подключения НПЗ к нефтепроводам и, вопреки результатам общественного обсуждения на специальных государственных Интернет-ресурсах, СМИ и публичном поле, направила документ на регистрацию в Министерство Юстиции РФ без учета мнения основных участников рынка.
Открытое общественное обсуждение инициатив проводилось в присутствии СМИ на Экспертном Совете в феврале 2014 года, в работе которого приняли участие представители ФАС, нефтяных компаний и аналитического сообщества. По итогам заседания Экспертный Совет сделал специальное заявление, в котором однозначно высказался о нецелесообразности внесения изменений в существующий порядок доступа к подключению новых НПЗ к магистральным нефтепроводам. Публичное обсуждение проекта продолжилось и на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения regulation.gov.ru, где все основные участники рынка и заинтересованные стороны также высказались против внесения поправок в соответствующее постановление правительства.
Однако ФАС России, проигнорировав общественное и экспертное мнение, превратило в фарс и саму процедуру принятия поправок, направив на регистрацию в Министерство юстиции документ, не получивший одобрения общественности и участников рынка.
В случае выхода постановления правительства в предлагаемой редакции, оно способно привести к серьезной дестабилизации на рынке нефти и нефтепродуктов, что может сказаться не только на обеспечении внутреннего рынка качественным моторным топливом и качестве экспортных потоков нефти, но и способствовать подрыву делового имиджа России на стратегически важном в настоящее время нефтяном рынке стран АТР.
Участники общественного обсуждения документа, среди которых ОАО «АК «Транснефть», Ростехнадзор, ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «Сургутнефтегаз» неоднократно заявляли, что изменения правил приведет к неконтролируемому росту нефтеперерабатывающих заводов с низким качеством переработки, росту количества низкокачественных моторных топлив, в том числе не соответствующих техническому регламенту, фактической легализации полукриминальных врезок. По расчетам экспертов, экономические потери бюджета от изменения действующих правил подключения составят $2-3 млрд в год, без учета статистики криминального рынка.
Пояснительная записка ФАС декларирует, что документ разработан в целях стимулирования развития независимых нефтеперерабатывающих структур в РФ. В частности, ФАС предлагает исключить два пункта, согласно которым для включения в реестр заводов и подключения их к магистральным трубопроводам требуется представление в Минэнерго и «Транснефть» документов, подтверждающих намерения производителей и поставщиков нефти поставлять планируемое количество нефти на завод в течение 3 лет после ввода его в эксплуатацию, с указанием ежемесячных объемов поставки нефти.
Однако данные по материалам проверок, проводимых Ростехнадзором в отношении мини-НПЗ, показали, что большинство проверенных предприятий не имеют возможности производить высококачественную продукцию. Кроме того, на этих «предприятиях» имеют место нарушения промышленной безопасности и условий лицензирования, а собственники предприятий, как правило, нацелены на быстрое получение прибыли в ущерб безопасности жизни и здоровья как непосредственно работникам предприятия, так и третьим лицам, а также в ущерб экологической безопасности.
Эксперты рынка неоднократно предупреждали, что отсутствие договоров на гарантированную поставку сырья делает мини-НПЗ идеальным прикрытием для переработки похищенной из нефтепроводов нефти.
Гарантии загрузки нефтью на не менее чем трехлетнюю перспективу являются принципиальным моментом при подключении НПЗ к магистральной системе «Транснефти», поскольку позволяют компаниям планировать грузопотоки. Для стабильной работы системы транспортировки важно, чтобы после подключения нового НПЗ не возникло ограничений проектных пропускных способностей магистральных нефтепроводов и ограничений проектных мощностей ранее подключенных НПЗ и заключенных договоров. Иными словами – «Транснефть» должна быть уверена, что подключение новых НПЗ не повлечет нарушения принятых ранее обязательств поставки нефти ни по экспортным контрактам, ни для обеспечения внутреннего рынка.
Экспертный совет считает, что подключение НПЗ к системе магистральных трубопроводов в рамках действующего порядка является отработанным и прозрачным механизмом. С момента утверждения Постановления в декабре 2009 года в ОАО «АК «Транснефть» обратилось 6 независимых (не входящих в структуру вертикально-интегрированных нефтяных компаний) НПЗ, которые соответствовали всем необходимым условиям, перечисленным в Правилах с предоставлением всех необходимых документов, в том числе договоров, подтверждающих намерения производителей нефти осуществлять поставку на завод в течение 3-х лет после ввода его в эксплуатацию.
Принятие же поправок в существующем виде, без подтверждения долгосрочных планов поставки и переработки, не позволяет «Транснефти» нормально планировать загрузку мощностей, организовать сохранение качества нефти согласно требованиям государственных нормативных документов и своевременно определять необходимость мероприятий по увеличению пропускной способности магистральных нефтепроводов.
Предлагаемые ФАС России поправки в постановление могут привести к:
∙ фактической легализации заводов для переработки контрафактной нефти и как факт — увеличению криминальных посягательств на магистральные и промысловые нефтепроводы;
∙ нарушению планирования транспортировки нефти в соответствии со схемой нормальных грузопотоков и подрыву стабильности поставок на внутреннем и экспортном направлениях;
∙ ухудшению качества нефти в системе магистральных нефтепроводов за счет отбора для переработки, в основном, легких сортов нефти;
∙ созданию отсрочки для нефтеперерабатывающих предприятий по увеличению глубины переработки и невыполнению положений Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года и Энергетической стратегии развития России до 2035 года по повышению глубины переработки нефти и, фактически, провалу программы перевода на производство и использование стандартов Евро-5 в запланированные сроки.

_____________________________________________________________________________________

Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.

_____________________________________________________________________________________

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены на сорта. Данные на 20.08.18
За прошлую неделю нефть WTI подешевела седьмую неделю подряд, что стало ее максимальным по длительности снижением за последние три года. За прошлую неделю цены на нефть WTI снизились на 2,5%.
Иранские законодатели начали процедуру импичмента министра финансов
Министр финансов Масуд Карбасян должен в течение 10 дней ответить на вопросы парламентариев по поводу своих действий.