В России появилась новая вертикально-интегрированная нефтяная компания (ВИНК)

16 января 2008, 08:59

Во вторник в России появилась новая вертикально-интегрированная нефтяная компания (ВИНК), созданная на рыночных условиях путем слияния НК «Альянс» и West Siberian Resources. Нефтяная компания «Альянс», подконтрольная российскому бизнесмену Мусе Бажаеву, и шведская West Siberian Resources Ltd. (WSR) объявили о слиянии. «Альянс» получит 60% в объединенной компании, капитализацию которой оценивают в 2,5 млрд долларов.
Схема сделки, согласно подписанному во вторник протоколу о намерениях, предусматривает, что акционеры West Siberian Resources приобретают 100% акций НК «Альянс», оплачивая их акциями из намеченной допэмиссии WSR. В результате группа «Альянс» станет владельцем 60% акций объединенной компании, а доли крупнейших в настоящее время акционеров WSR — инвестиционной компании «Аллтек» и испанской нефтяной компании Repsol уменьшатся до 7,2% и до 4% соответственно. «Альянс» получит не менее двух мест в совете директоров WSR. В настоящее время в совете директоров компании шесть человек. Нынешний глава WSR Максим Барский сохранит пост генерального директора объединенной компании, Эрик Форс — председателя совета директоров WSR. Как сообщает expert.ru , сделку планируется завершить в марте этого года.
Месяц назад глава группы «Альянс» Муса Бажаев сообщил, что намерен в ближайшее время провести сделку по покупке нового нефтедобывающего актива в России. Покупка такого бизнеса должна позволить «Альянсу» к 2010 году увеличить добычу до 4-5 млн тонн нефти в год. В настоящее время российская нефтяная компания, контролирующая Хабаровский НПЗ, компании «Амурнефтепродукт», «БАМнефтепродукт», «Приморнефтепродукт», «Хабаровскнефтепродукт», «Дальневосточный Альянс», «Альянс-Хабаровск» и «Альянс-ойл» имеет только одно добывающее подразделение — компанию «Татнефтеотдача», дающую всего 430 тыс. тонн нефти в год. При этом НПЗ в Хабаровске после реконструкции сможет ежегодно перерабатывать до 4,5 млн тонн нефти.
В свою очередь, WSR, добывающий около 1,5 млн тонн нефти в год, испытывает недостаток в собственных перерабатывающих активах. Таким образом, слияние выглядит вполне логичным и последовательным шагом в создании вертикально интегрированной нефтяной компании. Евгения Дышлюк, аналитик банка «Уралсиб», отмечает, что объединение обеспечит WSR доступ на рынок нефтепереработки, а также позволит удвоить размер компании и получить дополнительный доход за счет эффекта синергии. Аналитики UniCredit Aton добавляют, что обширная сеть автозаправочных станций (АЗС) «Альянса» на Дальнем Востоке создаст дополнительную стоимость перерабатывающего сегмента компании, которая контролирует примерно 30-35% розничного рынка бензина в этом регионе. Михаил Занозин из Собинбанка также считает оправданным объединение «Альянса» с WSR, поскольку, по его мнению, в результате организации единой компании будут созданы более эффективные логистические цепочки, решен вопрос с загрузкой перерабатывающих мощностей и появится возможность привлечения более дешевых денег.
Однако Владимир Веденеев, аналитик Банка Москвы, не отрицая очевидных плюсов слияния, в то же время напоминает, что в настоящий момент центром роста добычи WSR выступает не Западная Сибирь, а Тимано-Печора, в связи с чем транспортировка нефти на Хабаровский НПЗ не является эффективной. Кроме того, ресурсов WSR в любом случае будет недостаточно для загрузки НПЗ «Альянса», мощность которого составляет 4,3 млн тонн при текущих объемах переработки в 3,2 млн тонн.
Хотя объединенная компания, обладая ресурсной базой в 72 млн тонн, и планирует уже в 2009 году самостоятельно заполнять свои перерабатывающие мощности, тем не менее, похоже, что вертикально интегрированной ее можно назвать только по формальным признакам. Как отмечает директор департамента слияний и поглощений НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Максим Розов, добывающий и перерабатывающие активы компании расположены слишком далеко друг от друга и связать up-stream и down-stream в одну цепочку будет весьма затратно и вряд ли рентабельно. В этой связи, по его мнению, и «Альянс», и WSR, скорее всего, после объединения продолжат работать в прежних режимах.
Нельзя не заметить, что после истории с «Русснефтью» Михаила Гуцериева расширение нефтяного бизнеса семьей Бажаевых выглядит по крайней мере неординарным шагом. Понятно, что у государственных нефтегазовых монстров руки не доходят до освоения небольших месторождений. Поэтому аналитик предполагает, что вряд ли объединенная компания будет представлять интерес для поглощения со стороны более крупных игроков или сможет составить им конкуренцию. Таким образом, считает Розов, пока интересы «Альянса» и WSR не пересекаются с интересами крупных игроков рынка, их бизнес может чувствовать себя в относительной безопасности.
Тем не менее, возможно, что за подобной смелостью Бажаева кроется и вполне меркантильный расчет. На Дальнем Востоке сейчас всего два НПЗ — принадлежащий «Альянсу» Хабаровский и НПЗ в Комсомольске-на-Амуре, владельцем которого является «Роснефть». Госкомпания уже несколько лет вынашивает планы строительства в этом регионе еще одного НПЗ, но если учесть «висящие» на «Роснефти» многомиллиардные долги после покупки активов ЮКОСа, то найти еще 5-7 млрд долларов на столь масштабный проект ей будет нелегко. А в ближайшие год-два должен вступить в строй нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), по которому пойдет до 80 млн тонн нефти в год. Нетрудно допустить, что Хабаровский НПЗ может приглянуться, к примеру, той же «Роснефти», и тогда хозяевам «Альянса», чтобы не повторить судьбу Гуцериева, придется его продать. Если видеть перед собой такую перспективу, то нынешнее увеличение капитализации принадлежащих семье Бажаевых активов почти в два раза выглядит как предпродажная подготовка.
Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
За неделю бензин в России снова заметно подорожал
Согласно данным Росстата, цены на автомбензин в России в период с 4 по 10 декабря увеличились на 0,5%, на дизтопливо – на 0,8%.
Первая партия СПГ с проекта "Ямал СПГ" направлена в Великобританию
По данным FT, прибытие танкера ожидается 28 декабря, продавцом газа выступает британское подразделение малазийской Petronas.