В России начинают банкротиться нефтесервисные компании
важное 17 сентября 2015, 09:20

Российские нефтесервисные компании оказались на грани выживания. Некоторые уже были вынуждены покинуть рынок, а кто-то из последних сил сводит концы с концами. В сложившихся экономических условиях они практически не могут зарабатывать.

Как пояснил РБК Тюмень президент, председатель правления Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков, низкие цены на нефть влекут за собой максимальное снижение затрат добывающими компаниями, то есть заказчиками. Это естественно ведет к снижению объемов работ и понижению стоимости услуг подрядчиков – сервисных компаний.

«Она и так в последние годы не росла, несмотря на то, что есть инфляция, есть определенные колебания курса рубля к доллару, отражающиеся на стоимости оборудования, и иностранных материалов. Все вокруг растет, а стоимость самих работ, которая контрактуется заказчиками, постоянно падает. Более того заказчики направляют в адрес сервисных компаний так называемые «письма счастья», где просят снизить цены на 5, 10, 15%. Либо сразу заявляют на тендер стоимость предыдущих периодов без учета инфляции, или даже ниже, — рассказывает эксперт. — Многие компании вынуждены соглашаться. Рентабельность либо близка к нулю, либо вообще отрицательна, но ведь надо хоть какие-то объемы обеспечить, чтобы загрузить свои производства».

Еще одна проблема, которую выделяет Виктор Хайков — расчеты за оказанные услуги. В ряде случаев оплаты можно ждать по четыре месяца после окончания работ. «То есть сервисная компания должна приобрести материалы, оборудования, заплатить все налоги, заработную плату и т.д. И только после окончания работ, которые тоже могут затягиваться на разные периоды — и на месяц, и на три, и только после приемки начинает течь срок оплаты. А он составляет до 120 дней и даже выше», — рассказывает он.

Кроме того, по словам эксперта, очень часто добывающие компании в свои договоры закладывают дискриминационные условия: прописывают большие штрафы за сбои, связанные с применением какого-то нового, инновационного оборудования или технологий, за отхождение от планируемых технических характеристик. Штраф может составлять 10-15, а то и 40% от стоимости оборудования и может сразу же обанкротить подрядную организацию.

«И эта проблема существует в условиях, когда нам нужно очень быстро ввозить импортозамещение, всячески способствовать тому, чтобы наши отечественные компании работали над новым оборудованием и технологиями! Когда нам надо поддерживать наши компании, чтобы смогли стать конкурентоспособными. У глобальных иностранных игроков большая финансовая подушка. Они могут некоторое время работать в убыток, они могут отчасти демпинговать, заходить на тендеры со стоимостью ниже сложившегося уровня. А наши не могут себе этого позволить, у наших нет доступных ресурсов. В итоге сервисные компании уже потихоньку начинают банкротиться. Об этом мало говорят, но это есть» — констатирует Виктор Хайков.

При этом он отмечает, что если посмотреть на отчетность добывающих компаний, то видно, что их рублевая прибыль в 2015 году выросла по отношению к тому же периоду 2014 года.

«С одной стороны, вроде – кризис, нефть подешевела, но прибыль в рублях выросла. Нефтяные компании свою доходность повышают. А сервисные компании находятся на грани фола. Разве это нормально?», — вопрошает президент Национальной ассоциации.

Он убежден, что нужно делиться с сервисными компаниями, давать им возможность зарабатывать и развиваться. «Мы видим, что внешнеполитическая ситуация усугубляется. По отношению к России постоянно пытаются расширить санкции. И риски очень высокие. Мы должны это понимать и поддерживать своих подрядчиков. Иначе отрасль развалится. Из нее уйдут грамотные специалисты. И, кстати, деньги на безработицу, на выплаты пособий, на образование, на переподготовку кадров — это как раз те средства, которые якобы больше платят добывающие компании в бюджет. А бюджет, в конечном итоге, будет их тратить на то, чтобы исправить ситуацию на рынке», — резюмирует эксперт.

Отметим, что сегодня этот же вопрос был поднят в ходе пленарного заседания на форуме «НЕФТЬГАЗТЭК. Игроки рынка жаловались на невостребованность своих разработок у гигантов отрасли и несовершенство тендерной системы.

rbc.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
За неделю бензин в России снова заметно подорожал
Согласно данным Росстата, цены на автомбензин в России в период с 4 по 10 декабря увеличились на 0,5%, на дизтопливо – на 0,8%.
Первая партия СПГ с проекта "Ямал СПГ" направлена в Великобританию
По данным FT, прибытие танкера ожидается 28 декабря, продавцом газа выступает британское подразделение малазийской Petronas.