Уже к 2018 году Россия сможет полностью перебросить экспорт нефтепродуктов из прибалтийских портов в российские
важное 06 октября 2016, 16:12

На транзите российских грузов прибалтийские порты зарабатывают $1,3 млрд в год. Эта ситуация, похоже, уже не устраивает российские власти. На прошлой неделе у спецпредставителя президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова прошло совещание с топ-менеджерами «Транснефти», РЖД, а также российских нефтяных компаний, на котором поставлена задача к 2020 году полностью переориентировать грузопотоки на российские порты. Ранее планировалось обсудить возможность применения пониженных коэффициентов при транспортировке грузов к российским портам (и повышенных — к прибалтийским) и удвоения пропускной мощности трубопровода «Север».

Постепенное вытеснение прибалтийской портовой инфраструктуры из российских экспортных цепочек не выглядит чем-то неожиданным, учитывая то, как развивались политические и экономические отношения с бывшими союзными республиками после распада СССР. Да и в целом концепция укладывается в логику развития российской экспортной инфраструктуры за последние годы, когда Москва старалась максимально обезопасить свои поставки от давления и провокаций со стороны стран-транзитеров.

Напротив, странной выглядит сегодняшняя ситуация, когда через Прибалтику переваливается около 50 млн тонн российских грузов в год. Это не только нефтепродукты, но и уголь, удобрения и другие товары. Отправляя их этим маршрутом, Россия фактически субсидирует экономику далеко не самых дружественных к ней государств, которые, в частности, поддержали европейские санкции против нашей страны.

Российские терминалы при этом недополучают немалые суммы и постоянно находятся под угрозой недозагрузки. Только за последние 7 лет на северо-западном направлении, которое исторически считается ключевым для российских экспортных потоков, были построены или реконструированы терминалы Усть-Луга Ойл, Приморский, Высоцк, Петербургский, СибурПортЭнерго.

Как считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, «cитуация ненормальная. Надо загружать собственные порты — это дополнительные рабочие места, увеличение налоговой базы. Это очевидно. Но, кроме того, страны Балтии не только никакой симпатии к нам не испытывают, но и являются самыми ярыми нашими критиками и противниками из всех стран Евросоюза. Таким образом, обеспечивать им доходы нет никакого резона ни с политической, ни с экономической точки зрения». Кроме того, по его словам, Россия должна обезопасить себя от политических рисков экспортного транзита через третьи страны. «Это видно на примере Украины и проблем экспорта российского газа. Только что Белоруссия заявила о резком повышении тарифов на прокачку российской нефти. Все это еще раз подчеркивает необходимость скорейшего перераспределения российских экспортных потоков в собственные порты», — подчеркивает К. Симонов.

Председатель Комитета по международным делам Госдумы VI созыва Алексей Пушков еще более эмоционально прокомментировал принятое решение: «Шпротами не отделаются. К 2018 году экспорт российской нефти через порты Прибалтики, вероятно, будет почти прекращен: нефть пойдет через наши порты».

Работа по изменению транзитных маршрутов уже ведется. Как ранее сообщал глава «Транснефти» Николай Токарев, в соответствии с поручением правительства его компания переориентирует грузопотоки с прибалтийских портов Вентспилса и Риги на российские балтийские порты Усть-Луга и Приморск, а также на Новороссийск. Если в прошлом году через порты Прибалтики переваливалось порядка 9 млн тонн нефтепродуктов, то в этом году — 5 млн тонн. По расчетам Токарева, уже в 2018 году Россия сможет полностью перебросить экспорт нефтепродуктов из прибалтийских портов в российские.

Между тем, у некоторых российских компаний существует прямая заинтересованность в продолжении сотрудничества с балтийскими государствами. В частности, по данным РИА «Новости», одна из ведущих нефтяных компаний с государственным участием предлагает тендеры с поставкой светлых и темных нефтепродуктов в Прибалтику. Еще более прочные связи с тамошними портами есть у некоторых российских компаний, которые занимаются производством химической продукции. Одна из таких компаний владеет контрольным пакетом акций терминала по перевалке минеральных удобрений в Риге, является контролирующим акционером крупнейшего на Балтике терминала по перевалке жидкого аммиака. У другой есть собственный терминал для перевалки жидких химических продуктов и дизельного топлива в эстонском порту. Там же находится терминал еще одного крупного производителя минеральных удобрений в России.

Однако, даже если отбросить политические соображения, которые в последнее время играют значительную роль, недозагрузка собственных экспортных мощностей и постоянное «подкармливание» соседей не могут оставаться вечной задачей отечественных производителей сырья и удобрений. Россия имеет право самостоятельно получать прибыль от экономической деятельности и независимо решать вопросы экспортных поставок.

Российская газета

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Белая полоса для черного золота (Видео)
Развитие геополитической обстановки положительно влияет на движение нефтяных котировок. Напряжение на Ближнем Востоке привлекает внимание участников нефтяного рынка.
США привлекают иностранный капитал для развития нефтегазовой отрасли на Аляске
Главная надежда Аляски — это Азиатские инвесторы. Представители властей США надеются на то, что инвесторы помогут в строительстве газопровода и в развитии ряда отдельных энергопроектов в штате.