У КТК есть неделя на капитуляцию

15 декабря 2006, 08:57

Как стало известно, 1 декабря Росимущество созвало внеочередное заочное собрание акционеров Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Частным акционерам КТК до 21 декабря предстоит согласиться повысить тарифы КТК с $29 до $39 и резко снизить проценты по кредитам, предоставленным им консорциуму. Альтернативы у Chevron, Shell, Exxon, ЛУКОЙЛа нет: российское государство уже показало, что готово и к остановке КТК, и к его банкротству.

Напомним, противостояние частных акционеров КТК и России, вошедшее в острую фазу весной 2006 года, в последние две недели подошло к кульминации. Федеральная налоговая служба в мае объявила «налоговой схемой» финансовый механизм КТК и предъявила, отстояв в судах, компании финансовые претензии на 4,7 млрд руб. Росимущество, Росэнерго и Минпромэнерго совместными усилиями несколько раз отвергли инициативы акционеров КТК по расширению мощности трубопровода консорциума. Транспортная прокуратура обнаружила, что КТК отгружает нефть на своем терминале в Новороссийске без требуемой с августа 2006 года лицензии; это теоретически позволяет блокировать работу КТК в любой момент. Вчера же стало известно, что российский акционер обратился ко всем участникам КТК с предложением резко увеличить тарифы на транспортировку нефти по трубопроводу, а также снизить проценты, которые частные акционеры КТК взимают по кредитам, представленным консорциуму на строительство трубопровода в 1995 году.

Каспийский трубопроводный консорциум – владелец единственного частного магистрального нефтепровода в России, соединяющего месторождения Казахстана с Новороссийском. Крупнейшие государственные акционеры – Россия (24%), Казахстан (19%) и Оман (7%), негосударственные – Chevron (15%), СП ЛУКОЙЛа и BP (12,5%), СП «Роснефти» и Shell (7,5%), структуры Exxon (7,5%).

Из предложения, направленного в адрес казахского юридического лица КТК – ЗАО КТК-К, копия которого есть в распоряжении КоммерсантЪ (оно аналогично письмам, направленным в адрес российского юридического лица – ЗАО КТК-Р), следует, что Росимущество предлагает поднять тариф до $38 за тонну транспортируемой нефти. Напомним, именно с предложением такого роста тарифа ранее выступал глава Росэнерго Сергей Оганесян. Параметры снижения процентов по кредитам, которые, согласно документу, также предлагает Росимущество, неизвестны. Из требования, направленного в КТК-Р замглавы Росимущества Юрием Медведевым, следует, что такой тариф должен сохраниться до уплаты КТК всех претензий ФНС, в том числе и еще не предъявленных по итогам 2004-2005 годов.

Скорее всего, западные акционеры к 21 декабря, когда, согласно регламенту работы КТК, должны быть подведены итоги собрания, согласятся на условия Росимущества. По сведениям из источников, близких к правительству Казахстана, государственные акционеры КТК, в сумме владеющие 50% плюс одной акцией консорциума, намерены консолидированно голосовать «за». Позиции ЛУКОЙЛа и BP неизвестны (12,5%). В Chevron (15%) вчера подтвердили факт получения письма, однако от дальнейших комментариев воздержались, объяснив это тем, что срок окончания голосования еще не наступил. По данным Ъ, глава Chevron в России Йен Макдональд склонен принять предложение Росимущества и ведет переговоры об условиях «сдачи». В Exxon (7,5%) от комментариев отказались – по данным Ъ из того же источника, там намерены голосовать против. Таким образом, решение, для которого требуется получить более 75% голосов собрания до 21 декабря, будет зависеть от оставшихся некрупных акционеров, в том числе ENI, СП «Роснефти» и Shell и других компаний. Exxon вполне способен собрать блокпакет против, но обычно некрупные акционеры голосуют консолидированно с Chevron.

В любом случае не одобрять ультиматум Росимущества КТК опасно. Госдума 22 декабря намерена во втором чтении принять законопроект «О магистральном трубопроводном транспорте». Версия проекта теоретически позволяет госрегулирование тарифов КТК, поскольку Госдума не ратифицировала межгосударственное соглашение о КТК. Впрочем, и без этого российский акционер уже показал, что способов давления на КТК слишком много, чтобы сопротивляться.

Впрочем, ситуацию может изменить передача госпакета акций КТК в управление «Транснефти». По данным, вице-президент «Транснефти» Сергей Евлахов уже ведет с Росимуществом подготовку договора об управлении активом, а сама передача, по данным источников, близких к правительству, может произойти еще до 21 декабря. Возможно, Chevron предстоит договариваться о новой схеме работы КТК уже с главой «Транснефти» Семеном Вайнштоком. По данным КоммерсантЪ

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Дискуссии вокруг нефтяного фонда Норвегии набирают обороты
Тем не менее некоторые политики настаивают на том, что Норвегия должна будет решить этот вопрос, поскольку запасы фонда увеличиваются. По некоторым оценкам, за десятилетие он увеличится в четыре раза.
Американские планы завоевать СПГ-рынок Азии намертво уперлись в Панамский канал
И если американские трейдеры СПГ и администрация канала не найдут компромисса, их попытка получить долю крупнейшего в мире СПГ-рынка обречена на провал.