«Турецкий поток» умер. Воскреснет ли «Южный поток»?

Изменение в двусторонних отношениях между Россией и Турцией может привести к смещению баланса в регионе, учитывая тот факт, что реализация самых разнообразных проектов, самым важным из которых оказался «Турецкий поток», теперь под вопросом.

Пользуясь случаем, соседи Турции, Болгария и Греция оказались весьма заинтересованными в том, чтобы извлечь выгоду из этих изменений и укрепить свои связи с «Газпромом» и Москвой, чтобы улучшить свои позиции на энергетическом рынке Европы.

Во-первых. Афины и София подчеркивают тот факт, что они не участвовали в подписании письма, которое было направлено Еврокомиссии многочисленными странами Центральной и Восточной Европы, в котором они обозначили свою позицию против строительства проекта «Северный поток-2».

Участники саммита ЕС 17-18 декабря будут обсуждать вопрос о проекте газопровода «Северный поток-2».

Ранее сообщалось, что девять европейских стран, в том числе Польша и Словакия, направили письмо в Брюссель по «Северному потоку-2» с требованием внести вопрос об этом проекте в повестку дня декабрьского саммита ЕС. В письме на имя председателя Евросовета Дональда Туска выражается опасение, что проект усилит зависимость Европы от российского газа и что он противоречит энергетической политике ЕС.

В то же время председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер против того, чтобы проект трубопровода рассматривался как политический. Он считает, что этот вопрос относится к сфере бизнеса и должен рассматриваться только с точки зрения его соответствия правилам ЕС, писала британская газета Financial Times.

Согласно источникам, как Болгария, так и Греция не будут выступать против «Северного потока-2».

Тем временем, премьер-министр Болгарии Бойко Борисов отметил, что странам сложно соблюдать единую позицию, а что касается его страны, то Болгария не будет участвовать в каком бы то ни было протесте против нового газопровода.

В интервью Болгарскому национальному телевидению Борисов выразил надежду на то, что Болгария сможет вернуть не только российских туристов, но и газовые проекты.

Борисов надеется, что проект строительства газового распределительного центра будет реализован в Болгарии.

«Мы имеем реальный шанс построить в Болгарии газовый хаб», — заявил Борисов. «Через несколько дней с министром Греции будет подписано соглашение о строительстве межсистемного газопровода, что нам гарантирует диверсификацию поставок газа. Но если под эгидой ЕС мы сумеем доставить российский газ до нашей земли, до Варны, то сможем, при совместном финансировании с ЕС, обеспечить строительство газопровода,» — отметил Борисов.

«В ситуации, в которой находятся Россия и Турция, я вижу редкий шанс, чтобы обеспечить поставки газа в Болгарию от 4-5 поставщиков,» — заявил он. По мнению премьер-министра, Болгария сможет «утвердить свои позиции как газораспределительный центр».

«Будет газ, поставки которого полностью профинансирует российская сторона, мы же будем участвовать в финансировании газопровода на нашей территории. Мы гарантирует, что мощности наших газораспределительных сетей и компрессоров, для тех, кто хочет получать газ, заплатив за его транспортировку, хватит. Мы готовы это обеспечить,» — заявил премьер-министр.

Мини-Южный поток

Более того, заместитель премьер-министра Болгарии по европейским фондам и экономической политике недавно заявил, что его страна ведет переговоры с ЕС о возможности строительства своего рода «мини Южного потока».

Любой подобный проект потребует составления нового маршрута для транспортировки российского газа до болгарский портов на побережье Черного моря.

Затем этот газ будет отправляться в другие европейский страны через региональную систему газопроводов, которая может быть расширена.

Согласно болгарскому правительству, если соответствующие власти ЕС дадут зеленый свет, то этот проект можно будет обсуждать с российской стороной.

Предложение болгарской стороны предусматривает, что российский газопровод будет проложен по дну Чёрного моря до приёмного терминала недалеко от порта Варна.

Далее же рассматривается два варианта: либо Болгария самостоятельно строит транзитный трубопровод на своей территории с частичным использованием уже существующей инфраструктуры, либо дальнейшее строительство будет осуществлено в сотрудничестве с какой-то крупной европейской компанией.

В Греции есть все, кроме газа

Кроме того, Министерство энергетики Греции выпустило официальное заявление, что Афины никогда не участвовали в подписании писем протеста.

А во время недавней встречи между российским министром энергетики Александром Новаком и его греческим коллегой Паносом Скурлетисом обсуждались различные проекты, включая участие «Газпрома» в строительстве ряда инфраструктурных объектов на территории Греции, а также ценовая политика России.

Скурлетис также заявил местной прессе, что Греция поддерживает «Турецкий поток» и импорт российского газа в целом.

Тем не менее, реализация «Турецкого потока» на данный момент приостановлена. В зависимости от того, как будут развиваться отношения между Россией и Турцией, аналитики отрасли полагают, что можно в ближайшем будущем ожидать новых инициатив со стороны других стран в регионе.

Остается открытым лишь вопрос о том, пойдет ли на это Россия.

Южный, Турецкий и снова Южный?

«Южный поток» — глобальный инфраструктурный проект по строительству газопровода мощностью 63 млрд куб. м из России мимо Украины через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы в целях диверсификации маршрутов экспорта природного газа и исключения транзитных рисков.

В конце 2015 г. по «Южному потоку» должен был быть поставлен первый газ. На полную проектную мощность выход газопровода был запланирован на 2018 г. Планировалось, что с 2015 г. «Южный поток» начнет поставлять газ в Европу за счет уменьшения объемов прокачки через Украину до 30 млрд куб. м.

Основной целью строительства «Южного потока» было избежание транзита через Украину, которая зарекомендовала себя как ненадежный транзитер. Украинские партнеры зачастую не обеспечивали надежность поставок, а воровство газа, который направлялся европейским получателям, вообще стало обычным делом.

Казалось бы, от реализации этого проекта должны были выиграть прежде всего европейские потребители.

Однако в конце ноября 2014 г. президент России Владимир Путин во время пресс-конференции в Анкаре заявил, что Россия отказывается от реализации проекта «Южный поток».

Как отметил Путин, Россия не может продолжать реализацию этого проекта, поскольку Европейская комиссия активно блокировала его продвижение, в результате чего Болгария была вынуждена отказаться от участия в нем.

Проект был свернут в том числе из-за неконструктивной позиции ЕС. Взамен было решено строить «трубу» в Турцию и создать на границе с Грецией газовый хаб для южноевропейских потребителей.

Для Болгарии, вероятно, закрытие «Южного потока» стало настоящей неожиданностью.

При этом, как сообщает ИА Regnum, после закрытия проекта «Южный поток» Болгария до сих пор формально продолжает работу по проекту, чтобы избежать возможных судебных процедур и финансовых санкций за неисполнение обязанностей по заключённому контракту.

Официально ведётся работа по утверждению детальных устройственных планов и инвестиционных проектов, выдаче разрешений на строительство и так далее. Строительство «Южного потока» также предусмотрено программой по устойчивому развитию республики на период до 2018 года.

А на прошлой неделе министр энергетики Теменужка Петкова подтвердила, что компания «Южный поток — Болгария» также продолжает работать, её персонал получает заработную плату. Трубы, предназначенные для прокладки газопровода, продолжают находиться в порту Бургаса.

1 декабря 2014 г. ОАО «Газпром» и турецкая компания Botas подписали меморандум о взаимопонимании по строительству морского газопровода из России в Турцию через Черное море. Мощность газопровода должна была составить 63 млрд куб. м газа, из которых около 50 млрд куб. м поставлялись бы на новый газовый хаб на турецко-греческой границе.

Кроме того, план предусматривал увеличение количества хранилищ газа в Венгрии, откуда газ должен был поставляться по самым различным направлениям Фактически этот проект повторял маршрут «Южного потока» за исключением Болгарии.

Однако строительство «Турецкого потока» сразу не задалось. Начать работы никак не получалось из-за отсутствия межправительственных соглашений с Турцией. Летом стало известно, что вместо четырех веток будут строить две: мощность трубопровода, соответственно, сократится вдвое – до 31,5 млрд кубометров. Отсрочка объяснялась тем, что в Москве сначала ждали результатов июньских парламентских выборов в Турции.

После голосования должно быть сформировано правительство, с которым и надо договариваться, объясняли в Москве. В результате выборов правящая партия утратила большинство в парламенте. Сформировать коалицию не удалось, и на ноябрь были назначены новые выборы.

Еще в то время, когда велись переговоры по «Турецкому потоку», многие эксперты сомневались в том, что проект действительно будет реализован.

Отмечалась и ненадежность Турции как транзитера газа — в этом смысле для России не было разницы, поставлять газ в Европу через Украину или Турцию, обе страны доверия не вызывали.

После инцидента со сбитым Турцией самолетом российских ВВС надежд на реализацию «Турецкого потока» не осталось.

3 декабря министр энергетики России Александр Новак сообщил журналистам, что переговоры по строительству газопровода «Турецкий поток», который должен стать альтернативой «Южному потоку», приостановлены.

Чуть ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что если проект представляет интерес для турецкой стороны, то Анкара должна обратиться к Москве. По его словам, пока такого обращения не поступало, но российская сторона готова его рассматривать.

Что будет дальше?

Пока непонятно, как дальше будут развиваться события, как поведет себя турецкая сторона, какими будут действия российского руководства.

Ясно лишь то, что если бы турецкие власти обратились к Москве с просьбой о продолжении реализации проекта, то есть вероятность того, что переговоры по проекты были бы продолжены.

Однако до сих пор турецкая сторона таких попыток не предпринимала, и кажется маловероятным, что будет предпринимать.

Если говорить о возрождении «Южного потока», то здесь есть разные мнения. Часть экспертов полагает, что «Южный поток» закрыт окончательно, а свои интересы в Европе Россия может полностью реализовать за счет строительства второй нитки «Северного потока».

Вот как прокомментировал ситуацию директор Фонда Национальной энергетической безопасности политолог Константин Симонов изданию politrussia.com: «После того, как ЕС, включая Болгарию, не дал согласия на строительство «Южного потока», он превратился в «Турецкий». Две нитки (из четырех) «Турецкого потока» уже переехали на север и будут реализовываться в рамках проекта «Северный поток – 2». Одна нитка нужна самой Турции для ее внутренних нужд. Поэтому Болгария уже никак не может превратиться в общеевропейский хаб. Мы практически решили все свои проблемы, мы строим «Северный поток – 2». Болгарам нужно было раньше думать головой, они упустили реальные возможности. Москва уже не заинтересована в этом проекте».

Но есть и те, кто допускает возможность того, что переговоры по этому проекту возобновятся, учитывая желание Болгарии и Греции.

Кроме того, эксперты указывают на то, что большая часть документации по этому проекту уже была согласована, а часть работ была выполнена.

Вот что заявил «Вести.Экномика» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов: «Вероятность возрождения «Южного потока», разумеется, есть. Конечно, предложение Болгарии в этих условиях ничего не стоят. Но если с предложением о возврате к «Южному потоку» выступит Еврокомиссия, если она обеспечит проекту исключение из Третьего энергопакета, если все европейские страны-участницы получат недвусмысленные сигналы от центральных властей, что строить можно и нужно, тогда да, «Южный поток» вернётся из небытия.

Плюсы «Южного потока» для ЕС очевидны – гарантированные поставки газа в требуемых объёмах, проработанный проект с понятным маршрутом, Россия берёт на себя значительную часть расходов по строительству газотранспортной инфраструктуры. «Турецкий поток» загонял Евросоюз в куда более жёсткие рамки. Но может спешить европейцам некуда? Как сказать. В 2019 году истекает срок действия транзитного договора с Украиной. На сегодняшний день украинская «труба» катастрофически недофинансируется. В 2014 году на её ремонт и обслуживание было потрачено 667 млн гривен.

Годом ранее на эти цели было потрачено 794 млн гривен. А в 2011 году – 3,1 млрд гривен. Но даже это было в два раза меньше затрат, рекомендованных экспертами Mott MacDonald (4,8 млрд долларов за 7 лет, то есть примерно 686 млн долларов в год). Курс гривны с тех пор изменился так, что можно смело сказать: в 2014 году в «трубу» было вложено не более 10% от необходимой суммы.

Надо обладать нездоровым оптимизмом, чтобы в такой ситуации ставить надёжность своих энергопоставок в зависимость от Украины. Ничего личного, просто старение инфраструктуры. И крупный европейский бизнес это прекрасно понимает. Сегодня он наш естественный союзник. Осталось понять, насколько хватит его влияния.

Ведь если будет построен «Северный поток-2» и «Северный поток» получит возможность загружать 18 млрд куб. м, которые он сейчас резервирует под мифических иных поставщиков в регионе (50% от мощности газопровода OPAL), то вместе они полностью компенсируют украинский транзит (60-62 млрд куб. м в 2014 году). Но подвисает вопрос энергобезопасности поставок на юг Европы и в Турцию.

Да, наши отношения с Турцией переживают не лучшие времена, но Эрдоганы приходят и уходят, а турецкий народ остаётся. Вот для этих стран пригодился бы «Южный поток» (пусть даже и в усечённом варианте, скажем, две нитки вместо четырёх). Тем более, что проблема Третьего энергопакета ещё не решена.

Подытоживая, замечу, что возврат «Южного потока» был бы грандиозной внешнеполитической победой России, так как свидетельствовал бы о том, что ЕС не верит в нынешнего главного транзитёра и не может обойтись без нашей страны».

По вопросу о мнимой независимости Болгарии соглашается с ним и руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев.

В интервью Федеральному агентству новостей он заявил: «То, что Болгария начинает зондировать почту относительно возобновления строительства «Южного потока», вполне понятно: этот проект давал ей немалые экономические выгоды. Но проблема заключается в том, что Болгария несамостоятельна. И любое решение по этому вопросу должно быть, в первую очередь, согласовано с Брюсселем».

При этом эксперт полагает что говорить о шансах на возрождение «Южного потока» сейчас опрометчиво, так как «ЕС сейчас принимает все меры по диверсификации поставок углеводородов, пытается уменьшить долю России на европейских рынках. Делается ставка на получение сланцевого газа, сланцевой нефти из США, сжиженного газа из Катара и т.д. Плюс осуществляется переход к возобновляемым ресурсам».

Пока никто не может с уверенностью сказать, как будут развиваться события дальше. Ясно лишь то, что время поджимает, и европейцам надо уже сейчас решать, как и откуда они будут получать газ после 2019 года, когда истечет транзитный договор с Украиной — будет ли строиться «Северный поток-2», будут ли обсуждаться какие-то дополнительные проекты, для реализации который также требуется немало времени.

vestifinance.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Россия в 2024 году сократит первичную переработку нефти
Первый заместитель министра энергетики России Павел Сорокин отметил, что при этом за счет этих объемов вырастут поставки нефти на экспорт
МЭА: Индия снизила ввоз российской нефти на 420 тысяч баррелей в сутки в феврале
В феврале 2024 года Индия, считающаяся вторым крупнейшим покупателем российской нефти после Китая, снизила ввоз сырья из РФ на 420 тысяч баррелей в сутки