Топливный кризис может сократить число российских авиакомпаний как минимум вдвое

29 июля 2008, 08:16

За полгода авиатопливо подорожало более чем на 40%. Ситуация на рынке ухудшилась настолько, что в конце минувшей недели глава Росавиации Евгений Бачурин не исключил «банкротства ряда российских авиакомпаний». Если цена керосина повысится еще на 20%, то банкротств действительно не избежать, отмечает аналитик ВТБ Елена Сахнова. Уже сегодня топливная составляющая в операционных расходах у «Аэрофлота» — около 40%, у «Трансаэро» — 37,7%, у дискаунтера Sky Express — 35%.
Но самые плохие времена для российских перевозчиков еще впереди, строит мрачные прогнозы Сахнова. Если в сезон отпусков спрос на авиабилеты традиционно высок, то в «тихие» периоды (октябрь — ноябрь и январь — февраль) пассажиропоток резко падает. И в этой ситуации компаниям может не хватить доходов, чтобы расплатиться с поставщиками. Ведь, как поясняет Сахнова, авиаперевозки — низкорентабельный бизнес (среднеотраслевой показатель — около 3% по операционной прибыли) и заработать возможно лишь на объемах.
Самыми уязвимыми она называет компании с ежегодным пассажиропотоком менее 1 млн человек. А к этой категории не относятся только 11 первых по этому показателю (см. таблицу) из примерно 150 российских перевозчиков (данные Транспортной клиринговой палаты). Исключение составляют корпоративные и чартерные авиакомпании. В зоне риска и те, у кого флот состоит преимущественно из старых судов, уверен аналитик «Ренессанс капитала» Эдуард Фаритов. Новые лайнеры дают экономию по топливу до 30-50%, поясняет гендиректор Sky Express Марина Букалова. В парке ее компании исключительно Boeing. Но несмотря на это, Sky Express пришлось с начала года вдвое увеличить сумму топливного сбора — с 500 руб. в январе до 1000 руб. в июне, признается Букалова. «Мы не обанкротимся, но и на высокие темпы развития рассчитывать не стоит», — признает она.
В России большинство авиакомпаний уже едва ли не подпадают под определение «банкрот», считает гендиректор торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП, оптовый трейдер авиакеросина, работает в 120 аэропортах страны) Евгений Островский. Достаточно посмотреть на финансовые показатели: отрицательная рентабельность и прибыль, просроченная кредиторская задолженность.
Такие встречаются даже в двадцатке крупнейших авиакомпаний России, говорит Островский.
Выживут, по его мнению, перевозчики первой пятерки («Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «Трансаэро», «Ютэйр»), а также имеющие «могучего партнера в лице государства или большой корпорации».
Но даже лидеру отрасли и крупнейшему перевозчику страны — «Аэрофлоту» тоже нелегко. В 2006-2007 гг. его рентабельность по чистой прибыли была 9%. Однако из-за роста цен на авиакеросин этот показатель в 2008 г. сократится до 3%, а в 2009 г. — до 2%, говорится в отчете «Ренессанс капитала».
В такой ситуации на рынке та же ТОАП вынуждена жестко контролировать оплату за керосин, отмечает Островский. А, в частности, с «Красэйр» и «Домодедовскими авиалиниями» (ДАЛ) — и вовсе работать по предоплате из-за накопленного ими долга в 3,5 млрд руб. Его ТОАП взыскивает с компаний через суд. Кстати, именно к ДАЛ уже подан первый иск и о признании перевозчика банкротом (заявитель — поставщик авиа-ГСМ Русская нефтяная группа).
Во всем мире банкротство авиакомпаний становится распространенным явлением. Только за первую половину 2008 г. обанкротились или приостановили деятельность 25 перевозчиков (данные Международной ассоциации воздушного транспорта).
В России первые банкротства могут появиться к следующему лету, полагает Сахнова. Но механизм банкротства у нас не отработан, поэтому скорее стоит говорить в связи с этим о возможных слияниях или поглощениях, отмечает Островский.
По расчетам собеседников «Ведомостей», в результате число авиакомпаний в России может сократиться как минимум вдвое. В итоге топливный кризис ускорит консолидацию отрасли, считает Сахнова, к чему давно стремится «Аэрофлот». «Для конкуренции на глобальном рынке нужно растить мощных игроков внутри страны», — указывал его гендиректор Валерий Окулов в интервью «Ведомости«.
Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Шельф Крыма изучат на предмет крупных месторождений газа
Глава Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев предложил провести комплексное исследование шельфа Крыма, где могут находиться крупные газовые месторождения.
Великобритания хочет отказаться от «русского золота»
Британские парламентарии требуют ужесточить политику в отношении Москвы