Столичные аэропорты будут снабжаться топливом по трубопроводам
важное 20 июля 2016, 14:40

В недалеком будущем столичный регион станет получать по системе трубопроводов 14 млн тонн автомобильного бензина, дизельного топлива и авиакеросина в год.

Наливная станция "Солнечногорская" расположена на западном полукольце магистрального нефтепродуктопровода вокруг Москвы. Фото: Архив компании "Мостранснефтепродукт"

Наливная станция «Солнечногорская» расположена на западном полукольце магистрального нефтепродуктопровода вокруг Москвы. Фото: Архив компании «Мостранснефтепродукт»

Проект увеличения объемов транспортировки нефтепродуктов в Московский регион компания «Транснефть» планирует завершить в 2018 году. В результате в столицу и Подмосковье будет поставляться более 5 млн тонн автобензина, более 3 млн тонн дизельного топлива и почти 6 млн тонн авиакеросина. Таким образом, 80процентов общих поставок авиатоплива аэропорты Внуково, Домодедово, и Шереметьево будут получать по трубам.

Реализация проекта предполагает строительство более 80 км линейной части трубопровода, новой перекачивающей станции (ПС) с резервуарным парком, реконструкцию еще шести станций, а также возведение сливной железнодорожной эстакады. Общий объем резервуаров, которые планируется построить в рамках проекта, превышает 440 тыс. кубометров.

Московский кольцевой

Топливо на рынок Московского региона, который обладает крупнейшими в стране автопарком и авиационным узлом, поставляется автотранспортом, железной дорогой и трубопроводами. В эксплуатации труба экологически безопаснее, надежнее и дешевле, чем другие виды транспорта.

Построенный в конце 1970-х годов Московский кольцевой нефтепродуктопровод (МКНПП) — сооружение уникальное по своим технологическим функциям. Он представляет собой трехниточное трубопроводное кольцо вокруг столицы. Каждая нитка предназначена для перекачки определенного вида нефтепродукта — бензина, дизельного топлива или авиакеросина. Трубопровод разделен на два полукольца: Западное — протяженностью 170 км и Восточное — протяженностью 158 км. Оба они проложены за Московской кольцевой автодорогой на расстоянии 20-40 км от нее.

МКНПП обеспечивает не только доставку нефтепродуктов с Московского, Рязанского и Нижегородского нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), но и их реализацию. На специально оборудованных необходимой техникой пунктах бензин и дизтопливо из трубы наливаются в автомобильные и железнодорожные цистерны. А авиакеросин через трубопроводы-отводы поступает в аэропорты Московского авиаузла.

ЛПДС «Володарская» — крупнейшая база нефтепродуктов в Московском регионе. Фото: Архив компании «Мостранснефтепродукт»

Центр МКНПП — линейная производственно-диспетчерская станция (ЛПДС) «Володарская». Ее магистральные насосы могут перекачивать топливо в обоих направлениях трубопроводного кольца. Станция — одно из крупнейших хранилищ нефтепродуктов в регионе, здесь же расположен крупнейший наливной пункт бензина и дизтоплива в автомобильный транспорт.

Сегодня нефтепродукты на «Володарскую» поступают с двух (НПЗ) — Московского и Рязанского. С первого по трем трубам принимаются бензин, солярка и авиационный керосин. Со второго по двум нефтепродуктопроводам поступает авиатопливо и «дизель».

На МКНПП есть еще три наливные станции (НС): «Новоселки», «Солнечногорская» и «Нагорная». Участия в перекачке они не принимают, исполняя функции хранилищ нефтепродуктов. Там же, как ясно из предназначения, осуществляют налив топлива на автотранспорт.

С нынешними объемами поставок топлива в Московский регион «Транснефть» полностью справляется. Есть даже возможность в рамках существующей трубопроводной системы эти объемы несколько увеличить. Однако прогнозы потребления нефтепродуктов говорят о том, что уже в ближайшем будущем существующих мощностей может не хватить. Аэропорты столичного узла будут наращивать перевозки, продолжит расти и автопарк.

Поэтому целесообразность проекта компании «Транснефть» «Реконструкция системы магистральных трубопроводов для увеличения объемов транспортировки нефтепродуктов в Московский регион» никто не ставит под сомнение. Он полностью соответствует Генеральной схеме развития нефтяной отрасли России до 2020 года. А его реализация позволит, во-первых, диверсифицировать поставки топлива с НПЗ Центрального, Южного и Приволжского федеральных округов. Во-вторых, разгрузится Московский транспортный узел — автодороги, железнодорожные пути и грузовые станции.

Попали под реконструкцию

Основная цель проекта — увеличить перекачивающие мощности благодаря реконструкции насосных станций и технологического оборудования. Также ставится задача увеличить товарную емкость резервуарных парков, чтобы обеспечить необходимый запас нефтепродуктов для перекачки.

НПС «Рязань» готова перекачивать нефтепродукты.

В июне 2014 года «Транснефть» приступила к обновлению резервуарных парков, расположенных на МКНПП. Сейчас завершается строительство двух хранилищ по 10 тыс. куб. м на ЛПДС «Володарская» и восьми по 5 тыс. кубов на НС «Нагорная» и «Солнечногорская» (по четыре на каждой). Уже летом все эти резервуары в комплексе с технологической обвязкой (подводящими и отводящими трубопроводами), сетями и насосными станциями пожаротушения, а также комплексами очистных сооружений будут введены в эксплуатацию. Это позволит перераспределить хранящееся на станциях топливо и начать поэтапный демонтаж устаревших резервуаров для строительства на их месте новых — большего объема. Так, например, для авиатоплива вместо двух существующих на «Володарской» хранилищ по 20 тыс. куб. м возведут резервуары объемом 30 тыс. кубов каждый.

Но резервуары — только часть дела. На всех станциях Московского трубопроводного кольца запланирован целый комплекс работ по технической ликвидации отработавших свой ресурс зданий, сооружений, инженерных систем и технологического оборудования и возведению новых. Это делается в рамках завершающейся интеграции предприятий «Транснефтепродукта» в систему «Транснефти», предполагающей единые технические и корпоративные стандарты.

На ЛПДС «Володарская» будет реконструирована магистральная насосная станция. Сейчас там используются четыре магистральных насосных агрегата под авиакеросин и по два — под дизельное топливо и автобензин. После реконструкции будут установлены по три агрегата (два основных и один резервный) на каждый вид нефтепродуктов. Также на станции построят отдельную насосную внутрипарковую перекачку специально для авиатоплива. Дополнительные насосы для увеличения производительности транспортировки авиакеросина появятся также на станциях «Новоселки» и «Нагорная». Все это будет сделано в условиях действующего производства, без остановки перекачки.

Топливо вместо нефти

Активные работы ведутся и за пределами Подмосковья. В начале года компания приступила к реконструкции ЛПДС «Староликеево» в Нижегородской области. Рядом с действующей нефтеперекачивающей станцией будет построена продуктоперекачивающая. Она и станет принимать увеличенные объемы топлива с Нижегородского НПЗ для отправки его в Московский регион. Сейчас на площадке ведется строительство четырех резервуаров по 10 тыс. куб. м для хранения дизельного топлива и автобензина.

Одна из особенностей проекта состоит в том, что в его реализации будет активно задействована уже существующая нефтепроводная система. Часть ее мощностей, оказавшихся сегодня избыточными для компании, будут перепрофилированы под транспортировку нефтепродуктов. Это 400-километровый нефтепровод Горький — Рязань 2, соединяющий нефтеперекачивающие станции (НПС) «Староликеево» и «Рязань», а также 200-километровый нефтепровод Рязань — Москва, по которому сырье сейчас поставляется на Московский НПЗ.

Бывшие «нефтяные» станции «Рязань» и «Коломна» после необходимой переподготовки также будут переведены под транспортировку нефтепродуктов. Помимо этого, компания построит двухкилометровую перемычку, которая соединит НПС «Рязань» с действующей ЛПДС «Рязань» — крупнейшей продуктоперекачивающей станцией в Рязанской области.

В итоге перепрофилированный нефтепровод Рязань — Москва станет третьей трубопроводной ниткой, по которой до ЛПДС «Володарская» пойдут нефтепродукты — каждый по своей трубе.

Перепрофилирование существующих нефтепроводных мощностей под перекачку топлива значительно упрощает реализацию проекта, экономит немалые средства и материально-технические ресурсы, снижает общие трудозатраты.

А чтобы компенсировать уменьшение поставок нефти на Московский НПЗ, которое неизбежно при переводе магистрали из Рязани на транспортировку топлива, пропускная способность нефтепровода Ярославль — Москва будет увеличена с 9 до 12 млн тонн в год. Для повышения объема перекачки во Владимирской области построят новую НПС «Лобково». Ее ввод в эксплуатацию намечен на второй квартал 2017 года. Тогда и можно будет перепрофилировать нефтепроводы Горький — Рязань-2 и Рязань — Москва на транспортировку топлива.

Керосиновый бум

Сегодня доля авиакеросина в общем объеме поставок нефтепродуктов по системе «Транснефти» в Московский регион не превышает 25-30 процентов. Когда проект будет полностью реализован, она будет составлять более 50 процентов. Столичные аэропорты, в свою очередь, как уже было сказано, получат по трубе около 80 процентов потребляемого топлива.

Для этого в районе железнодорожной станции Шелухово в Рязанской области построят головную перекачивающую станцию (ГПС) «Шилово-3» с резервуарным парком общим объемом 40 тыс. куб. м. Там же возведут железнодорожную сливную эстакаду. Таким образом авиакеросин, произведенный на заводах Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов, из железнодорожных цистерн будет поступать на станцию для дальнейшей перекачки. Мощность эстакады на первом этапе составит 2,5 млн тонн в год, при этом изначально будет заложена возможность увеличения производительности до 4 млн тонн.

От «Шилово-3» проложат 77-километровый трубопровод до НПС «Рязань». Оттуда авиакеросин пойдет в сторону Москвы на ЛПДС «Володарская» и далее по МКНПП будет распределяться по аэропортам.

На ГПС «Шилово-3» построят крупную химико-аналитическую лабораторию, которая будет контролировать качество авиакеросина, принимаемого с железной дороги. Новая лаборатория появится в следующем году и на ЛПДС «Володарская». Здесь контроль качества будет осуществляться перед сдачей на топливно-заправочные комплексы (ТЗК) аэропортов. У самих ТЗК есть свои химико-аналитические лаборатории, которые проверяют качество топлива уже на входе. Так что контроль будет многоуровневый, исключающий попадание в баки самолета некачественного керосина.

Проект увеличения поставок нефтепродуктов в столичный регион даст аэропортам дополнительный топливный ресурс и упрощенную логистику, железной дороге — долгожданную разгрузку, а жителям Москвы и Подмосковья — уверенность в том, что дефицит бензина и «дизеля» останется в далеком прошлом

СПРАВКА

Московский кольцевой нефтепродуктопровод (МКНПП) строился с 1970 по 1984 год. За это время были проложены три нитки трубопроводов диаметром 377 мм для перекачки автобензинов, дизтоплива и авиакеросина, построены линейная производственно-диспетчерская станция «Володарская» и наливные станции «Нагорная», «Солнечногорская» и «Новоселки». Сегодня протяженность трассы МКНПП более 415 км, в однониточном исполнении протяженность трубопроводов составляет более 1150 км.

КСТАТИ

Объемы поставок авиационного керосина в аэропорты Московского авиаузла по трубопроводам сегодня составляют около 1,8 млн тонн в год. Это примерно треть от общей потребности аэропортов. Лидером по трубным поставкам является Шереметьево, потребляющий три четверти всех идущих по нефтепродуктопроводам объемов авиакеросина. На втором месте — Внуково (чуть более 300 тыс. тонн), на третьем — Домодедово (более 200 тыс. тонн). К 2020 году Домодедово планирует нарастить поставки по трубе до 2,3 млн тонн в год (это самый большой прирост), Внуково — примерно до 1 млн тонн, Шереметьево — до 2,7 млн.

rg.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
США увеличат давление на Венесуэлу
Соединенные Штаты Америки готовят ряд мер, имеющих своей целью оказать давление на правительство Венесуэлы, заявил Государственный секретарь США Майк Помпео.
Сторонники Трампа боятся, что он пойдет на сделку с Ираном
Среди советников Трампа шепотом озвучивается беспокойство о том, что если иранцы “притворятся Ким Чен Ыном”, встретятся с Трампом и пойдут хотя бы на самые мизерные уступки, то Трамп согласится на эти условия.