СИБУР проходит тест на выживание

Президент компании ООО «СИБУР» Дмитрий Конов и председатель совета директоров Александр Дюков в центральном офисе в Москве встретились с журналистами из регионов, где присутствуют предприятия холдинга. Естественно, всех волновал актуальный вопрос нынешнего времени: как собирается действовать компания в условиях мирового финансового кризиса, который нанес серьезный удар по нефтехимической отрасли.

Связаны одной цепью

Стоимость всех публичных нефтехимических компаний мира за год заметно снизилась. Подверженными кризису оказались и основные потребители продукции отрасли, в том числе и СИБУРа: автопром, строительный сектор и другие, резко снизившие потребление нефтехимических продуктов. Причем спрос упал не только на отечественном рынке, но и на зарубежном, а это приводит к сильному снижению цен на российские экспортные товары. Как рассказал Дмитрий Конов, еще в июле баррель нефти стоил 145 долларов, а сейчас его цена колеблется от 40 до 44 долларов (напомним, значительная часть бизнеса холдинга зависит от цен на нефть, в частности, производство сжиженных углеводородных газов). Аналогичная тенденция наблюдается практически по всем продуктам, которые производит и экспортирует СИБУР. Кроме того, большинство потребителей компании, дабы обхитрить рост цен, наблюдавшийся в начале 2008 года, сформировали существенные складские запасы продуктов нефтехимии. В итоге СИБУР не в состоянии продать то, что производит. По отдельным видам продукции производство упало на 40 — 80 процентов. Из-за невозможности реализовать продукцию часть производств пришлось приостановить, в частности, выпуск бутилкаучука в Тольятти, сократилось производство бутиловых спиртов в Перми, стирола в Узловой Как отметил Конов, экономические последствия нынешнего кризиса гораздо масштабнее потрясений 1998 года. Десять лет назад он охватил в основном Россию и Юго-Восточную Азию. При этом экономика Европы и Северной Америки продолжала расти, потребляя дополнительные объемы сибуровской экспортной продукции, чего, увы, не наблюдается сейчас.

Но, несмотря на тяжелое положение компании, Александр Дюков посчитал, что уходящий год все же был удачным для СИБУРа с точки зрения финансовых результатов, и дал хорошую оценку деятельности менеджмента. Достойно держаться позволил ввод в эксплуатацию новых востребованных рынком объектов. Поэтому продолжается реализация стратегических проектов, которые находятся в высокой степени готовности: расширение так называемой стирольной цепочки в Перми, строительство новых газоперерабатывающих мощностей в Западной Сибири. В перспективе не исключается возможность создания газоперерабатывающих и нефтехимических производств в новых регионах: Восточной Сибири, Астрахани, Салавате.

— Это кризис, но не апокалипсис, не конец света. И нельзя сказать, что он заставил нас пересмотреть нашу стратегию развития. Она остается без изменений, — заявил Дюков. — Вероятно, в зависимости от наших возможностей часть проектов придется отложить или перенести по срокам. Источники финансирования — собственные средства, операционный денежный поток, чистая прибыль, амортизация, которая остается в нашем распоряжении, и, конечно, заимствования. Поскольку кризис скажется на объемах потребления нефтехимической продукции, на ценах, операционный денежный поток сократится. Да и заимствования также будут ограничены.

Главный удар по людям

Сдержанный оптимизм председателя совета директоров вполне оправдан. СИБУР продемонстрировал большую устойчивость и защищенность, чем многие его российские конкуренты, оказавшиеся фактически в предбанкротном состоянии. И если компания успешно переживет кризис, это может привести к укреплению ее позиций на отечественном рынке. Сбалансированная структура активов холдинга, наличие собственной сырьевой базы, грамотная кредитная политика и действия менеджмента — все это, как оценивает руководство, поможет сохранить компанию и ее ключевой персонал.

— Даже при самом пессимистическом сценарии, который вряд ли наступит, СИБУР в целом в следующем году будет генерировать прибыль. Поэтому никаких угроз для его существования по большому счету нет, — уверен Дюков. — Меньше всего кризис затронет такое направление нашего бизнеса, как производство углеводородного сырья, что касается остальных — пострадают в равной степени.

При этом руководители СИБУРа не стали скрывать, что для удержания ситуации под контролем менеджменту придется пойти на решительные и крайне непопулярные меры. Собственно говоря, большинство компаний при глобальном ухудшении экономической ситуации «пытаются избежать создания серьезных обязательств в условиях неопределенности». Как сообщил Конов, в корпоративном центре СИБУРа уже сокращается численность персонала на 25 процентов. Однако компания стремится всеми способами сохранить ключевой персонал предприятия. Как говорит Дмитрий Конов: «Наша основная задача — сохранить и мотивировать тех сотрудников, без которых невозможна дальнейшая деятельность компании. Мы должны пересмотреть все статьи расходов, искать дополнительные возможности для снижения издержек, независимо от их масштабов и направления».

В числе других антикризисных мер называются: консервативный бизнес-план на 2009 год, расстановка приоритетов в инвестиционной программе, интенсификация маркетинговых операций, вывод на аутсорсинг непрофильных подразделений, перераспределение фонда оплаты труда в пользу эффективных производств. Кстати, вывод непрофильных активов, по словам Дюкова, для СИБУРа не является самоцелью. Их никто не будет специально реализовывать, чтобы закрыть какие-то дыры. Кроме того, компания надеется на помощь со стороны государства и активно работает, чтобы ее получить. Чего же хочет СИБУР от государства? Увеличения импортных пошлин на нефтехимическую продукцию, стимулирования роста потребления через кредитование отраслей, которые являются системными клиентами компании, снижения экспортных пошлин на продукцию газопереработки и соответствующих транспортных тарифов по стране. Но сумеют ли убедить государевых слуг в необходимости этих мер, покажет время. В отличие от Китая и Саудовской Аравии, где государство реально оказывает помощь нефтехимии даже в реализации инвестиционных проектов, в России дела обстоят по-другому. В нашей стране между компаниями построены рыночные отношения и нет даже косвенного государственного регулирования цен на сырье. В Китае и Саудовской Аравии государственная поддержка инвестиционным проектам оказывается через госфонды и госбанки на льготных условиях в начальной фазе, в России, чтобы реализовать проект, приходится брать частные и относительно дорогие заемные средства. У нас государство не принимает никакого участия в развитии инфраструктуры нефтегазохимии, а в этих двух странах как раз наоборот: развивается национальная инфраструктура для сырьевых и продуктовых потоков. Так зачем же нашему государству изменять давно выбранному и такому удобному принципу равноудаленности от проблем различных бизнесов?

Скорее жив, чем мертв

Журналисты из регионов не упустили момента, чтобы из первых уст узнать о судьбе предприятий, расположенных в тех городах, где они работают. Нам, безусловно, было интересно все, что связано с Тольяттикаучуком. Увы, перспективы на 2009 год для нашего предприятия радужными не назовешь. Из-за падения спроса пострадали все производители пластиков и каучуков. По словам Конова, в первом квартале часть производств ТК будет по-прежнему стоять. Это касается в первую очередь бутилкаучука. В период с мая по ноябрь он упал в цене на 80 процентов. Это тот самый печальный пример продукта, которым все запаслись впрок и теперь он не покупается. Сколько времени будут расходоваться многомесячные складские запасы бутилкаучука, непонятно. Поэтому если производство все-таки будет работать, то только с очень маленькой нагрузкой. Это касается не только Тольятти, но и Нижнекамска и других производителей каучука в стране.

Полиизопреновые каучуки (СКИ), потребителями которых являются шинная и автомобильная промышленность, сильно зависят от спроса. Будет спрос на машины — будет спрос и на СКИ. Как предполагает Конов, 2009 год в этом плане будет хуже, чем 2008-й, поскольку потребление таких каучуков в России сократится примерно на 20 процентов. В частности, загрузка по СКИ на ТК снизится минимум на 30 процентов, но производиться их будет все же больше, чем бутилкаучука. Правда, в долгосрочной перспективе одно из двух производств синтетических изопреновых каучуков будет полностью закрыто из-за экономической неэффективности. К сожалению, никакие технологические ухищрения изменить эту данность не в силах.

Из всех каучуков, производимых на ТК, сополимерные чувствуют себя чуть лучше других. Как сказал Конов, наиболее работающее производство, которое будет продолжать в том же духе, — это производство жидких углеводородов, а именно одной из присадок, повышающих октановое число. Этот продукт применяют нефтеперерабатывающие заводы в изготовлении бензина. Объемы сополимерных каучуков в следующем году сократятся на 10 процентов по сравнению с 2008 годом. Перспективы по сополимерам в СИБУРе видят весьма неплохие. Планируется увеличить выработку бутадиена с 60 тысяч тонн в год до 100. Он идет на нужды собственного производства сополимерных каучуков и востребован на рынке как самостоятельный товарный продукт. Увеличение мощности производства бутадиена позволит химикам быть более независимыми от капризов и колебаний рынка. В зависимости от спроса продукт будет реализовываться в наиболее востребованной ипостаси.

В СИБУРе продолжают строго придерживаться позиции, что реконструкция очистных сооружений Тольяттикаучука — дело общее с муниципалитетом. Исторически сложилось так, что они рассчитаны на несколько предприятий, а кроме того, через них проходят сточные воды коммунально-бытового назначения Центрального района города.

— В своей части мы деньги вкладываем и будем продолжать это делать, потому что нацелены на то, чтобы стоки очищались, — заявил Конов. — Но вкладывать средства в модернизацию очистных сооружений должны все, кто ими пользуется.

Тем не менее в следующем году заложены деньги на начальный этап разработки технико-экономического обоснования реконструкции биологических очистных сооружений ТК. Подготовка этого документа даст основание для более предметного разговора с городскими властями относительно финансирования предстоящей реконструкции.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Венгрия: геотермальная энергия – ключ к независимости от российского газа (Видео)
При Викторе Орбане Венгрия импортирует 65% нефти из России и 80% газа. Но в ряде муниципалитетов власти проводят реконструкцию системы отопления и постепенно переходят с ископаемого топлива на геотермальную энергию – доступный и возобновляемый ресурс.
В США признали, что хотят уничтожить российский "Арктик СПГ 2"
WSJ: США пытаются сорвать реализацию российского проекта "Арктик СПГ 2"