Нефть уйдет, бензин останется

01 декабря 2006, 08:03

Во второй половине ноября в Москве состоялся 4-й Международный нефтяной форум «Нефть России: настоящее и будущее». Мероприятие было приурочено к 15-летию ОАО ЛУКойл, которое является инициатором и генеральным спонсором этого представительного форума. В нем принимал участие президент компании LUKoil Baltija R Хаим Коган, который рассказал о том, что происходило в кулуарах конференции.

Как сэкономить 200 миллионов?
Как признался Хаим Коган, к сожалению, слово «Латвия» на конференции не звучало. К сожалению — потому что для балтийских представительств российского нефтяного магната любая активность на рынке их стран означает дополнительную возможность заработать. Сегодня по продуктовому трубопроводу на Вентспилс россияне продолжают транспортировать на Запад низкокачественное дизельное топливо, которое там перерабатывают или используют в отоплении. Однако при развитии собственной перевалочной инфраструктуры на Северо-Западе России в перспективе РФ вообще может отказаться от услуг прибалтийских портов.

Впрочем, упоминание о Латвии Телеграф все же нашел в документах форума. Но, увы, в неблагоприятном для ее портов контексте. Так, в докладе президента ОАО Транснефтепродукт Сергея Маслова, в частности, признается, что большая часть экспорта светлых нефтепродуктов России осуществляется через Вентспилсский морской порт. Фактически достигнутые за последние годы объемы экспортных поставок через порты Балтийского моря составили 11-12 млн. т в год, а к 2010-му они могут составить 20-30 млн. т. Но какое место в их транспортировке отводится странам Балтии? Ведь вывод, который тут же делает Маслов, гласит: ежегодные потери бюджета РФ от транзита через страны Балтии составляют около 200 млн. USD.

В связи с этим Транснефтепродукт реализует проект магистрального нефтепровода до Приморска, где полным ходом строится терминал по перевалке нефтепродуктов. Первый пусковой комплекс, мощность перекачки которого составит 8,4 млн. т нефтепродуктов в год, начнет работать уже в III квартале 2007-го. Второй пусковой комплекс увеличит экспортные мощности нашего восточного соседа еще на 17 млн. т. Вдобавок ЛУКойл также строит ответвление от трубопровода на Высоцк, по которому будет экспортировать в Европу более 3,5 млн. т дизеля в год.

Ventspils и nafta…
Вероятно какие-то надежды на развитие Вентспилса сулит недавняя победа швейцарской группы Vitol на аукционе по продаже государственного пакета акций Ventspils nafta. Господин Коган осторожно оценивает эти перспективы.

По его словам, Vitol — крупный и серьезный игрок, который, к слову, уже лет 40 работает и с Россией. Но он только трейдер, то есть посредник, который сам ничего не добывает и не перерабатывает. Скорее всего ему нужно было приобрести какой-то актив, и он купил самый дешевый, что был в наличии. Для компании, которая оперирует десятками миллиардов, 140 млн. USD — не слишком большие деньги. Поэтому только время покажет, что предпримут новые хозяева акций — дождутся повышения котировок на Platz и продадут их, или поступят по-иному.

На повестке дня — российский бензин
Недавно Телеграф писал о том, что октябрьский пожар на Mažeikiu nafta может стать причиной перебоев поставок топлива на заправки Латвии, как это уже случилось в Эстонии. Как считает Хаим Коган, на полное устранение последствий бедствия Мажейкяю понадобится год-полтора, просто в компании об этом не говорят, так как ее акции котируются на бирже. Среди другого оборудования повреждена огромная колонна высотой 63 м и диаметром 16 м, используемая в производстве дизельного топлива. В свое время ее делали в Днепродзержинске и три месяца транспортировали в Литву, снимая попутно линии электропередачи.

Однако топливный голод вряд ли коснется Латвии. В частности, свое слово скажет и LUKoil Baltija R. В настоящий момент компания реализует пробную партию бензина, произведенного на предприятии материнской компании в Нижнем Новгороде, где освоили производство бензина, полностью соответствующего строгим европейским стандартам. Конечно, как говорит Коган, «мы сто раз все проверим и перепроверим». Но поставлять на латвийский рынок из Новгорода нашу ежегодную долю бензина, а это порядка 40 тыс. т, вполне реально.

Напомним, что российское дизельное топливо, соответствующее стандартам евро-5, уже экспортируется в Европу и пользуется хорошим спросом в Латвии, причем и у конкурентов по местной рознице. Особо хороша зимняя солярка, не сулящая проблем владельцу автомобиля до минус 30 градусов.

Малая сеть — малые налоги
Что касается обостряющегося время от времени вопроса о судьбе малых заправок, то Коган согласен, что им приходится нелегко, особенно когда крупные игроки держат розничные цены ниже оптовых. У сети, состоящей из двух-трех заправок, нет запасов, которые они могут делать, когда ценовая конъюнктура благоприятна.

Однако, по словам Когана, лично он за то, чтобы маленькие фирмы существовали. Ведь ни одна крупная компания не захочет занять их место в небольших поселках и городках, особенно вдали от главных дорог.

Выход? По убеждению Когана, «малышам» должно помочь выжить государство, например, предоставив им какие-то поблажки по налогам. Ведь тут вопрос не только экономический, но и социальный.

Где «заправиться» улыбкой?
Наконец, последний вопрос, который хотелось бы задать главе местного ЛУКойла. Сегодня автолюбитель выбирает заправку не только из-за привлекательной цены и качественного топлива. Для него важен комплекс сопутствующих услуг, уровень обслуживания и тот же корпоративный стиль. Когда на ЛУКойле он будет соответствовать западным стандартам?

«Должен признать, сегодня мы отстаем по уровню сервиса от Statoil, — говорит Хаим Коган. — Я, например, не брезгую зайти к ним на заправку, узнать, что у них нового, попробовать их хот-дог. Не забудьте, что это — старая компания, а нам всего 15 лет. Но в наших ближайших планах — инвестиции в развитие розничной сети. И наша задача — не только довести количество наших заправок до 50. Но и сделать так, чтобы каждого клиента у нас встречали улыбкой».

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Эксперт о повышении ставки ФРС США: рынок полностью готов к этому
Федеральная резервная система США повысила процентную ставку до 1,25-1,5% с 1-1,25% годовых, сообщается в пресс-релизе организации.
За неделю бензин в России снова заметно подорожал
Согласно данным Росстата, цены на автомбензин в России в период с 4 по 10 декабря увеличились на 0,5%, на дизтопливо – на 0,8%.