Насколько успешна стратегия Саудовской Аравии
важное 20 октября 2015, 09:24

Последние полгода только ленивый не писал о том, как Саудовская Аравия загнала себя в финансовый тупик, искусственно сдерживая цены на нефть, чтобы 1) пустить по миру американских производителей сланцевой нефти и 2) насолить русским. В определенном смысле, у этой авантюры с дешевой нефтью были хорошие шансы на успех. То есть, если бы в ноябре прошлого года, оценивая, смогут ли нерентабельные американские производители продержаться на плаву целый год при стоимости нефти ниже 50 долларов за баррель, и станет ли Москва покладистей в геополитических вопросах, как только дешевая нефть в сочетании с западными санкциями сделают свое дело, скорее всего, многие решили бы, что у Эр-Рияда неоспоримое преимущество и прекрасная возможность добиться своего. Но… на самом деле все сложилось иначе.

Капитал по-прежнему стоит очень дешево, практически вообще ничего не стоит — это помогает американским нефтяным компаниям держаться на плаву (несмотря на сокращение объемов добычи по сравнению с апрельскими максимумами), а Россия… что ж, ставка на то, что Москва изменит свою геополитическую позицию на Ближнем Востоке оказалась роковой ошибкой. Таким образом, саудиты оказались в затруднительном положении. Американские конкуренты упрямо не хотят банкротиться (хотя, конечно, сложно сказать, сколько еще продержатся неплатежеспособные нефтяники Северной Америки), а перспектива какого-нибудь сотрудничества в энергетической сфере между Саудовской Аравией, Катаром и Турцией вместе с дружелюбным Дамаском сейчас кажется лишь призрачной мечтой. Между тем дефицит бюджета в стране достиг 20% от ВВП, текущий счет тоже ушел в минус. Непрямая война в Йемене усложняет ситуацию, как, впрочем, и затраты, связанные с поддержанием уровня жизни саудитов и сохранением валютной привязки риала.

Эр-Рияд вынужден тратить свои валютные резервы и привлекать средства на долговых рынках, чтобы компенсировать дефицит, но в конечном счете, при настолько низкой стоимости нефти их будущее выглядит весьма мрачно. На самом деле, все так плохо, что отчаявшиеся саудиты уже пытаются выжить Россию с рынков Восточной Европы — приходится искать новых покупателей в условиях падения спроса в Китае. И вот теперь из новостей Bloomberg становится известно, что королевство не платит подрядчикам по полгода, поскольку отчаянно нуждается в деньгах.

По данным, полученным из неофициальных источников, пожелавших остаться неизвестными, Саудовская Аравия не платит государственным подрядчикам, поскольку падение цен на нефть привело к возникновению дефицита в стране — впервые с 2009 года. Компании, работающие на инфраструктурных проектах, ждут денег по шесть месяцев или больше, поскольку правительство не спешит расставаться с наличностью в трудные времена. Кроме того, в этом году задержки по платежам продолжают расти, а правительство стремится пересмотреть договорные цены в сторону понижения. Это такой саудовский способ компенсировать потери, связанные с падением цен на нефть (напомним, что доходы от продажи нефти составляют 80% поступления в бюджет). Где еще взять деньги? Использовать валютные резервы, сократить расходы и продать облигации. Все эти способы также задействованы. По состоянию на конец августа чистые иностранные активы сократились на 82 млрд долларов и достигли исторических минимумов в этом году. Кроме того, страна выпустила облигации на сумму 15 млрд долларов (55 млрд риалов)

Кроме того, правительство стремится сократить капитальные расходы и замораживает проекты. «Сложно ограничить рост расходов, когда нефть на подъеме, но еще сложнее сократить их. когда цены падают», — отмечает Саймон Уилльямс, старший экономист HSBC по Центральной и Восточной Европе, Ближнему Востоку и Северной Африке. «Однако эти сокращения неизбежны — дефицит бюджета слишком велик, игнорировать его и продолжать жить в обычном режиме не получится».

Задержки с оплатой подрядчикам могут затормозить реализацию строительных проектов, в том числе и метро в Эр-Рияде с проектной стоимостью в 22 млрд долларов, а также ограничить экономическую экспансию, которая так нужна для создания новых рабочих мест в условия роста численности населения. Ранее государственные расходы стимулировали рост. Например, когда в 2011 году власти объявили о социальных расходах на сумму 130 млрд. долларов, экономика выросла на 10%. В этом году по данным агентства Bloomberg рост не превысит 3%. С глобальной точки зрения все зависит от того, на какой стадии периодического спада находится династия саудовских королей.

Мы уже не раз говорили о том, что если беды, которые Эр-Рияд сам навлек на свою голову, манипулируя ценами на нефть, вынудят его начать затягивание поясов, которое повлияет на жизнь простых граждан, в стране может начаться вторая серия Арабской весны. Добавьте сюда Тегеран, который хочет во что бы то ни стало использовать войну в Сирии для усиления своего регионального влияния, и получите мощный катализатор для глобальных изменений на Ближнем Востоке.

Но при этом все-таки есть шанс, что все описанные выше мрачные прогнозы не сбудутся, потому что «очень серьезные» люди, судя по всему, верят в то, что Эр-Рияд знает, что делает. Morgan Stanley, например, считает, что «Саудовская Аравия не поддержит предложение стран ОПЕК снизить объемы добычи, поскольку выбранная нефтяная стратегия приносит желаемые результаты».

www.forexpf.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Сделку ОПЕК+ надо продлевать – страны-участницы не успеют снизить запасы нефти до нормы
Так считает министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих
Не без контрафакта. Откуда в России берется некачественное топливо
Россия – энергетическая держава с огромными запасами нефти и развитой нефтепераработкой. Однако, несмотря на это, одной из серьезнейших проблем в стране остается низкое качество топлива.