Киев — Баку: Взгляд через нефтепровод

18 января 2008, 08:59

Отношения между Киевом и Баку обычно рассматриваются через призму «фактора нефтепровода». В начале 1990-х гг. между Москвой и Вашингтоном началась затяжная «позиционная» война за маршрут каспийской нефти в Европу. В те же годы появилась идея присоединения Украины к Евро-Азиатскому нефтетранспортному коридору, и началось строительство нефтетерминала «Южный» (г.Одесса) и трубопровода Одесса-Броды (Львовская область) с рассмотрением возможности дальнейшей прокачки нефти в Европу. Данный аспект нередко обыгрывается таким образом, что в нем особо был заинтересован Евросоюз: с учетом-де невозможности покрыть потребности топливных ресурсов европейских стран, западные лидеры планировали диверсифицировать поставки нефти.
Ни в коей мере не отбрасывая данный фактор, целесообразно, однако, иметь в виду и идеи, в свое время озвученные Зб.Бжезинским: «В совокупности евразийское могущество значительно перекрывает американскоеГлавный геополитический приз для Америки — Евразия Жизненно важно, чтобы на политической арене не возник соперник, способный господствовать в Евразии и, следовательно, бросающий вызов Америке». В преломление же к Украине автор пишет, что «если Москва вернет себе контроль над Украиной с ее 52-миллионным населением и крупными ресурсами, а также выходом к Черному морю, то Россия автоматически вновь получит средства превратиться в мощное имперское государство, раскинувшееся в Европе и в Азии. Потеря Украиной независимости имела бы незамедлительные последствия для Центральной Европы, трансформировав Польшу в геополитический центр на восточных рубежах объединенной Европы». В свою очередь, в отношение Азербайджана Зб.Бжезинский заявляет, что это государство с «огромными энергетическими ресурсами также в геополитическом плане имеет ключевое значение. Это пробка в сосуде, содержащем богатства бассейна Каспийского моря и Средней АзииНезависимый Азербайджан, соединенный с рынками Запада нефтепроводами, которые не проходят через контролируемую Россией территорию, также становится крупной магистралью для доступа передовых и энергопотребляющих экономик к энергетически богатым республикам Средней Азии». Далее советолог заключает: «Государствами, заслуживающими мощнейшей геополитической поддержки со стороны Америки, являются Азербайджан, Узбекистан иУкраина; все три — геополитические центрыУкраина является ключевым государством постольку, поскольку затрагивается собственная будущая эволюция России» (цитаты Зб.Бжезинского приведены по его книге «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы» (1/а,б,в,г).
Как бы то ни было, в 1997 г. Президенты Украины, Азербайджана, Грузии и Молдовы создали политико-консультативный форум ГУАМ, о чем заявили в на Вашингтонском саммите НАТО (с 1999 по 2005 гг. в организацию также входил Узбекистан). Тогда же Грузия, Азербайджан и Узбекистан вышли из Договора о коллективной безопасности СНГ, и все явственнее стали звучать предложения о транспортировке «черного золота» по маршруту Тенгиз-Баку-Супса-Одесса-Броды; и далее — в порты Балтийского моря: Гданьск, Росток, Вентспилс. Первая очередь нефтетранспортной системы Одесса-Броды была сдана в эксплуатацию в 2002 г. При этом пропускную способность с 9-14,5 млн тонн нефти в год предусматривалось расширить до 40-45 млн. В начале 2004 г. украинский Кабинет министров принял решение об эксплуатации нефтепровода «Одесса-Броды» в прямом направлении и планировал загрузить его для дальнейшего функционирования в режиме транспортировки, в связи с чем было подписано Межправительственное соглашение с Азербайджаном о поставках нефти.
Однако активность в продвижения этого вопроса началась после прихода к власти на Украине Виктора Ющенко, когда деятельности ГУАМ, еще в 2001 г. получившей статус международной региональной организации, был придан новый импульс. В 2005 г. в Кишинёве состоялся саммит ГУАМ, на котором В.Ющенко заявил, что государства-члены ГУАМ «больше не воспринимают себя осколками СССР» и намерены стать локомотивом «третьей волны демократических революций» на пространстве бывшего Союза. А уже в декабре 2005 г. страны ГУАМ выступили с единой позицией на заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Любляне. На саммит же ГУАМ 2006 г. (г.Киев), провозгласившим создание новой международной структуры — «Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ», в качестве гостей были приглашены президенты Болгарии, Литвы, Польши и вице-президент Румынии. В столице Украины был также подписан протокол о создании зоны свободной торговли.
На состоявшемся в сентябре 2006 г. VII заседании азербайджано-украинской экономической комиссии Баку и Киев заявили о стимулировании поставок нефтепромыслового оборудования и химической продукции из Азербайджана в Украину, а также украинской промышленной продукции в Азербайджан на условиях лизинга или консигнации. Обсуждались также аспекты создания СП в АПК, совместного освоения производства азотных удобрений в Азербайджане и т.д. С этого же года идея экспорта каспийской нефти в Европу по нефтепроводу «Одесса-Броды» стала одной из основных энергетических составляющих сотрудничества в рамках ГУАМ. На азербайджано-украинских переговорах в Баку в том же сентябре В.Ющенко отметил, что «для Украины Азербайджан — важный стратегический партнерВажнейшим направлением сотрудничестваявляется создание нового маршрута транспортировки каспийской нефти европейским потребителям по направлению Баку-Супса-Одесса-Броды-Плоцк Приоритетом нынешнего этапа является утверждение ГУАМ в качестве эффективной организации демократических государств, деятельность которой направлена на экономическое развитие стран, обеспечение безопасности и стабильности в регионе, укрепление верховенства права, основных прав и свобод человека». Как следствие, государства ГУАМ выступили с инициативой обсуждения на начавшейся в Нью-Йорке 61-й сессии Генеральной ассамблеи вопроса о «замороженных конфликтах» в бывшем СССР, что было поддержано США, Великобританией и рядом др. стран. К концу же 2006 г. министр энергетики Украины Юрий Бойко заявил: «Строительство нового завода или получение азербайджанской стороной в собственность готового завода, которых у нас очень много, для переработки каспийской нефти — азербайджанской, казахстанской или туркменской — это нормальный процесс. Мы его должны рассмотреть с различных точек зрения, а украинское правительство готово создать комфортные бизнес-условия».
В мае 2007 г. на «Энергетическом саммите» в Кракове (Польша) президенты Украины, Польши, Грузии, Литвы и Азербайджана при участии спецпредставителя президента Казахстана подписали коммюнике о создании Межгосударственной рабочей группы и общей компании для развития совместных энергетических проектов, включая нефтепровод «Одесса-Броды». Отсутствие Нурсултана Назарбаева в Польше объяснялось тем, что российский президент Владимир Путин параллельно краковской встрече презентовал в Ашхабаде проект по строительству Прикаспийской трубопроводной системы, должной гарантировать транспортировку на мировые рынки казахстанских и туркменских энергоресурсов через территорию России. Встреча глав Туркменистана, Казахстана и России завершилась подписанием декларации о строительстве прикаспийского газопровода с планируемой реализацией проекта в 2008 г. (В скобках можно заметить, что на состоявшихся в том же мае в Баку азербайджано-белорусских переговорах вопрос трубопровода «Одесса-Броды» обсуждался с точки зрения возможности нефтепоставок по нему в Беларусь. По мнению белорусских экспертов осуществление проекта осуществимо путем создания серии перемычек между белорусскими участками нефтепровода «Дружба» и украинским «Одесса-Броды»).
На бакинском саммите ГУАМ в июне 2007 г., где приняли участие президенты и высокопоставленные представители Литвы, Румынии, Польши, Латвии, Эстонии, Болгарии, США, Японии, было заявлено о создании совместного миротворческого батальона ГУАМ. Параллельно обсуждался и вопрос создания межбанковского координационного комитета стран-членов ГУАМ. При этом состоялись встречи в формате ГУАМ-США, ГУАМ-Япония, ГУАМ-Польша. По результатам договоренностей, основой которых составлял, естественно, энергетический ракурс, Виктор Ющенко заявил: «Есть много вопросов, которые нас с Азербайджаном объединяют — это новый рынок для азербайджанской нефти, это новый проект для Европы. И кстати ЕС поддержал этот проект, выделил грант для формирования технико-экономического обоснования этого проекта. Создана международная группапод эгидой ГУАМ будет обеспечена реализация ряда транспортных проектов. В том числе и железнодорожных линий от Баку до Грузии и Турции, где участником проекта будут, в том числе и украинские компании, которые будут обеспечивать соответствующие поставки оборудования и материалов. Мы говорим и о таком важном для нас проекте на ближайшие полтора года — паромной переправе Керчь-Поти-БатумиДалее для нас очень важно интегрировать рынки четырех стран в режиме зоны свободной торговли».
А уже по результатам проведенной 10-11 октября 2007 г. в Вильнюсе конференции с интригующим названием «Развитие энергетического сотрудничества с регионами Каспийского и Черного морей: навстречу расширению энергетического рынка» был подписан корпоративный договор между государственными нефтяными и нефтетранспортными компаниями Азербайджана, Грузии, Литвы, Польши и Украины о присоединении к совместному польско-украинскому предприятию «Сарматия». Согласно договору, нефтепровод от Броды должен быть протянут до польского Плоцка, а оттуда — к Гданьску. На конференции Баку подтвердил намерение предоставить необходимые объемы нефти для транспортировки европейским потребителям по нефтепроводу «Одесса-Броды» до 2009 г. По результатам подписанных документов В.Ющенко отметил: «Безусловно, мы говорим о континентальном проекте, который приближает каждую из принимающих участие в его реализации стран к тому, что мы называем европейской интеграцией»(6). Рассмотреть детали финансирования и выбора направления трубопровода участники саммита намерены на очередной встрече в Киеве в 2008 г. Правда, как отмечают эксперты, президент Франции Николя Саркози буквально перед началом конференции сообщил о встрече с В.Путиным, вследствие чего отказался участвовать на встрече в Литве. Госсекретарь США. К. Райс также осуществила визит к российскому президенту для обсуждения вопроса размещения американской системы ПРО. Не был представлен в Вильнюсе и Берлин. Комментарии здесь излишни.
Таким образом, скорой развязки «энергетического фактора», в котором Киев и Баку играют важнейшие роли, ожидать не приходится. Об этом пишет www.iamik.ru со ссылкой на «Ислам в Украине».
Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
GlobalData подсчитывает: российским добычным проектам нужно потратить $102.6 млрд. до 2020 года, чтобы сохранить стабильный уровень добычи
Капитальные затраты на сухопутные проекты составят 85% ($88 млрд.) от общего показателя капитальных затрат на добычные проекты в России ($102.6 млрд) к 2020 году.
Нефть выше $65. Бюджет РФ купается в деньгах
Цены на нефть рванули вверх и превысили отметку $65 за баррель - максимум с весны 2015 г. Российский бюджет тем временем буквально купается в деньгах.