Как российский ТЭК изменит курс в условиях санкций

29 декабря 2014, 17:16
Отношение с Западом у России в 2014 году резко ухудшились, и весь год страна демонстративно разворачивалась на Восток. «Газпрому» удалось заключить рекордный контракт на поставки газа в Китай на $400 млрд, «Роснефть» активно зазывала азиатских инвесторов в свои российские проекты и договорилась о поставках нефти в Индию. Экономика разворота в восточном направлении с учетом резкого падения цен на нефть не очевидна. Но это не мешает властям грезить о строительстве новых газопроводов в Индию или скоростной магистрали из Москвы в Пекин.
Конфликт России с Западом из-за присоединения Крыма заставил российские власти и компании активизироваться на восточном направлении. Самым выдающимся результатом стало подписание в мае контракта на поставку газа по трубопроводу «Сила Сибири» на 38 млрд куб. м газа в год в объем​е $400 млрд на момент подписания.
Курс на Китай – не новый, российские власти прокладывали этот путь долгие годы. Китайские компании уже закупают большие объемы российской нефти, а тот ж​​​е контракт с «Газпромом» обсуждался более десяти лет. Но подписать его удалось только сейчас, когда России во чтобы то ни стало требовалось показать Западу смену своих приоритетов. Это и дало почву для рассуждений, что проект может быть не очень-то выгоден «Газпрому». Он и в самом деле не идеальный: правительству пришлось пообещать «Газпрому» освобождение от экспортных пошлин при поставках в Китай, а обещанный изначально китайский аванс на строительство трубы так и не был выдан. Топ-менеджеры «Газпрома» уверяют, что компания способна построить газопровод самостоятельно.
После «сделки века» руководство «Газпрома» не стеснялось в прогнозах и даже принялось прокладывать на карте еще один газопровод в Китай, так называемый западный маршрут. «С учетом наращивания поставок по западному маршруту в среднесрочной перспективе объемы поставок в Китай могут превысить текущие объемы экспорта в Европу», – сообщал глава «Газпрома» Алексей Миллер. В 2013 году «Газпром» поставил в Европу 161,5 млрд куб. м, план на 2014 год – 157 млрд куб. м.
Старается не отставать от «Газпрома» на китайском направлении и «Роснефть». Ей еще раньше удалось договориться о масштабных поставках нефти в Китай, а в этом году возглавляемая Игорем Сечиным компания стала активно приглашать китайских партнеров в свои добывающие проекты и в начале ноября подписала рамочное соглашение о продаже китайской CNPC 10% в проекте по освоению Ванкорского месторождения. Аналитик «Уралсиба» Алексей Кокин оценивает эту сделку в $1 млрд.
В этом же году «РусГидро» подписала с Китаем предварительное соглашение о совместном строительстве противопаводковых ГЭС на Дальнем Востоке, а группа «Интер РАО» наращивает объемы экспорта в Китай. Представитель «Интер РАО» сообщил РБК, что в следующем году компания рассчитывает как минимум сохранить прежние объемы поставок в Китай.
В сфере финансов в октябре Китай и Россия подписали трехлетнее соглашение о валютных свопах на сумму до 150 млрд юаней ($24 млрд) с возможностью увеличения объема операций с согласия обеих сторон. А глава российско-китайского делового совета Геннадий Тимченко анонсировал новый инфраструктурный про​ект: строительство высокоскоростной железной дороги между Пекином и Москвой. По предварительным оценкам, скорость движения на маршруте Москва – Пекин увеличится в четыре раза, то есть из одной столицы в другую можно будет доехать за 33 часа.
«Поворот на восток – главный тренд этого года», – уверен Константин Симонов, руководитель Фонда энергетической безопасности РФ. Условия, на которых Китай входит в Ванкор, несопоставимы с теми, которые предлагались европейцам. В этой сделке, в частности, «Роснефть» не ставила условием обязательный обмен активами с иностранным партнером. Симонов уверен, что китайцы могут принять участие в приватизации «Роснефти», 19,5% акций которой планируется продать в ближайшие годы.
Китай главный, но не единственный азиатский партнер России в энергосфере. Российскую нефть будет покупать Вьетнам и Индия. О поставках до 10 млн т нефти в Индию «Роснефть» договорилась в декабре, начнутся они уже в 2015 году. Примерная сумма сделки оценивается в $5 млрд в год. Если она состоится, Индия получит гарантированные поставки, а Россия – новый рынок сбыта. «Россия боится, что на нее будут наложены ограничения по экспорту нефти в Европу, поэтому стремится диверсифицировать поставки. С этой точки зрения Индия – крайне интересный регион», – говорит Кокин. «Роснефть» также собирается продать индийской ONGC доли в добывающих проектах, среди которых ее крупные Ванкорское и Юрубчено-Тохомское месторождения в Восточной Сибири. Кроме того, индусам предложено войти в проект «Роснефти» по строительству завода «Дальневосточный СПГ».
Япония поддержала санкции Запада против России, но местные Marubeni и Sodeco будут с 2019 года закупать у «Роснефти» СПГ, в общей сложности 2,25 млн т.
Сейчас обсуждаются даже такие еще недавно казавшиеся одиозными проекты, как строительство газопроводов в Индию, Южную Корею и Японию.
Выгода «восточного маршрута» экспорта энергоносителей для России – в диверсификации поставок. Политический мотив – мы получаем гарантии сбыта нефти и газа на восток даже в случае, если Европа в рамках ужесточения санкций по «иранскому сценарию» откажется покупать наши энергоносители. Даже при условии скидок для Азии бюджет, в теории, получает дополнительные средства в виде налоговых поступлений, а экономика страны – новые рабочие места на «больших стройках» трубопроводов и заводов СПГ.
Но на деле на фоне падения цен на нефть тот же контракт «Газпрома» по «Силе Сибири» уже существенно подешевел.
С момента подписания китайского контракта нефть подешевела примерно со $100 до $60 за баррель. Это не значит, что цена на газ для Китая упала на столько же, но она рассчитывается по формуле, которая включает цену на нефть и нефтепродукты, а также коэффициент, который не раскрывается. Уже в ноябре аналитики заговорили о том, что общая сумма контракта из-за подешевевшей нефти могла снизиться примерно на 20%, то есть на $80-100 млрд. Впрочем, параллельно снижаются и затраты «Газпрома» (ранее оценивались в $55 млрд) – из-за роста курса доллара относительно рубля и снижения экспортной пошлины.
Но в условиях продолжающегося падения цен на нефть стоимость строительства «Силы Сибири» вместе с инфраструктурой в виде завода по переработке гелия, дорог, жилья, объектов энергетики ставит под сомнение рентабельность проекта и его выгоду для государства. Особенно с учетом того, что концерн получает налоговые преференции для китайского газопровода минимум на 20 лет, в том числе нулевую ставку НДПИ для «китайского газа».
Разворачиваясь на Восток, Россия демонстративно отворачивается от Запада. Самый наглядный пример – отказ от строительства газопровода «Южный поток» стоимостью €24 млрд. Это труба, по которой планировалось поставлять 63 млрд куб. м газа в страны Южной и Центральной Европы в обход Украины. Владимир Путин объяснил сворачивание «Южного потока» происками Евросоюза и, в частности, Болгарии. В новой концепции газопровод решено развернуть в сторону Турции, которая может стать крупнейшим посредником по продаже российского газа.
По словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, отправной точкой нового газопровода с пока не утвержденным названием «Турецкий поток» станет компрессорная станция «Русская», запроектированная для «Южного потока». По нему «Газпром» сможет поставлять те же 63 млрд куб. м. Минус проекта в том, что с Турцией пока не заключено межправсоглашение по этому маршруту, а лишь меморандум о намерениях, также непонятен рынок сбыта этого газа.
По мнению партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, предложение заменить украинский транзит турецким выглядит не слишком адекватным. «Турки не раз демонстрировали своеобразный подход к услугам по транспортировке чужого газа – скажем, иранского или азербайджанского – через свою территорию, настаивая на схеме приобретения этого газа ​с последующей его перепродажей как турецкого.
Кроме того, в Турции уже начато строительство газопровода TANAP, который доставит азербайджанский, а в будущем и туркменский газ на греческую границу, откуда тот пойдет в Албанию и Италию по другой трассе – TAP. И очевидная судьба нового российского «потока» – двинуться из Турции в Европу через Болгарию, то есть по тому самому маршруту, который Еврокомиссия желает регулировать в соответствии с антимонопольными правилами своего третьего энергопакета», – утверждает эксперт.
Эксперты полагают, что Россия еще может вернуться к строительству «Южного потока», особенно с учетом того, что Болгария смягчила ряд своих требований и, кажется, снова готова строить совместную трубу с «Газпромом».
Тем не менее, поставки российских нефти и газа в Азию будут расти, а в Европу, наоборот, падать, говорит аналитик ИК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев. И дело не только в политике, но и в падении потребления энергоресурсов в Европе. В 2013 году спрос на газ в 28 странах ЕС составил 472 млрд куб. м (на 27% его обеспечила Россия), снизившись по сравнению с 2008 годом на 14% меньше, пишет РБК.

_____________________________________________________________________________________

Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.

_____________________________________________________________________________________

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Сделку ОПЕК+ надо продлевать – страны-участницы не успеют снизить запасы нефти до нормы
Так считает министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих
Не без контрафакта. Откуда в России берется некачественное топливо
Россия – энергетическая держава с огромными запасами нефти и развитой нефтепераработкой. Однако, несмотря на это, одной из серьезнейших проблем в стране остается низкое качество топлива.