Как поднять цену на нефть?

С 1869 года средняя цена на нефть в мире была около $25 долларов. Для роста экономики РФ и всего мира, возможно, нужнее всего резкое и сильное изменение цен на нефть, так называемый «нефтяной шок». Анализ аналогичных потрясений в прошлом учит, что серьёзный рост цен на нефть возможен после тяжёлых экономических решений, таких как эмбарго на поставки топливного сырья.

Первый нефтяной шок произошёл с ноября 1973-го по март 1974 года из-за политики США на Ближнем Востоке. Отказ ОПЕК от продажи нефти Америке и великим державам Западной Европы повлёк за собой повышение цен в 2,7 раза. С $3,5 до $12-14. Если считать с учётом коррекции на потребительские цены, это было повышение примерно с $19 до $51. За следующие пять лет доходы Саудовской Аравии от экспорта нефти увеличились в 9 раз.

Следующие три нефтяных шока – это опасения сокращения предложения, участники рынка боялись повторения ситуации, близкой к эмбарго. Второй нефтяной шок произошёл в 1978-1980 годах. Свержение иранского шаха, лояльного к американцам, сократило мировую добычу на 2,0-2,5 млн баррелей в день из 6 млн баррелей. Почти сразу после этого был третий нефтяной шок, Ирак вторгся в Иран, и добыча упала нефти уменьшилась в 8 раз от докризисной. Вследствие этого цена повысилась с $14 до $35, в нынешних ценах с $53 до $115, опять же, на опасениях за огромный кусок нефтяного пирога. Спустя десять лет был шок, вызванный нападением Ирака на Кувейт, когда цены в моменте росли с $33 до $63, но потом так же резко обвалились.

Больше всего возможностей для повторения, конечно, пятого нефтяного шока 1999 года, когда цены привалились до $16,3 в декабре 1998 года, а потом взмыли вверх до $36,6 за баррель. Никаких войн, никаких конфликтов, просто ОПЕК стал резать добычу на фоне роста спроса. Кроме того, нельзя исключать повторения шестого нефтяного шока 2004 года, который связан с ростом импорта нефти Китая с ничтожных уровней в середине девяностых до объёмов около 100 млн тонн, вследствие которого цены выросли c $50 до $86 за баррель.

Итак, вариантов повысить цены на нефть четыре. Из них однозначно не советовали бы мы прибегать к первому варианту – эмбарго, хотя ничего лучше этого не может повысить цены в 3 раза за 9-10 месяцев. Второй вариант – напоминать о возможности эмбарго – эффективно работал в семидесятые-восьмидесятые, когда цены повышались в 2 раза, но вряд ли возможен в моменте, тем более что пользы от него ровно столько, насколько долго сохраняются опасения. Третий вариант – это договориться с ОПЕК о сокращении добычи, такой вариант тоже повысит цены вдвое, но пойдут ли на него саудиты? Наконец, четвёртый вариант – это смириться и переждать до тех пор, пока цены на нефть не упадут настолько, что это стимулирует взрывной рост стран с развивающейся экономикой, и в том числе КНР, а кроме того, более существенно сократит добычу в США, за счёт консолидации сланцевой отрасли на базе крупных компаний.

Из всех названных вариантов вообще-то оптимальным представляется именно четвёртый. Уровни цен на нефть, на которых американские домохозяйства экономят по тысяче долларов в год на одном бензине, конечно, уже достигнуты, что приводит к динамичному росту потребления в самой экономически развитой стране мира. Возможно, что в течение полутора лет крупные нефтяные компании в Америке будут скупать мелкие, и им проще станет нагнать цену на топливное сырьё. Саудовской Аравии и России хватит запаса прочности на два таких 1,5-летних периода.

Михаил Крылов, директор аналитического департамента ИК Golden Hills–КапиталЪ Ассет Менеджмент

Investing.com

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Раскрыто, когда реализуют проект газификации Камчатки с помощью СПГ
Белогорьев: проект газификации Камчатки с помощью СПГ может быть реализован в 2026 году
«Зеленый переход»: автовладельцы на Сахалине пересаживаются на машины на газу (Видео)
На Сахалине увеличилось число машин, в которых вместо бензина используют газ. Ожидается, что в ближайшие годы область станет первым в стране углеродно нейтральным регионом. Автовладельцев привлекает низкая стоимость голубого топлива.