Горючий вопрос

12 августа 2008, 10:58

По данным Росстата, с начала лета в РТ автомобильный бензин в розницу подорожал на 0,7%, дизель — на 1%. Средняя цена бензина АИ-76 на конец июля составила 21,02 рублей, АИ-92 — 23,57 рублей, АИ-95 — 24,98 рублей, дизеля — 25,32 рублей за литр. В прогнозах Росстата — дальнейшее повышение цен на топливо.
Тем временем, по данным www.autonews.ru от 29 июля, цены на бензин в США упали до рекордно низких уровней. В пересчете на отечественную валюту автомобильный бензин (средний показатель) в США равен 24,35 рублям за литр, что сопоставимо с казанскими ценами.
«В этом в первую очередь виновато наше правительство и его методы
регулирования рынка нефтепродуктов, — считает директор ГК «Алор» Максим Гвоздев.- «Парадокс, когда в государстве, добывающем нефть, бензин дороже, чем в государстве- покупателе». Тем не менее, факт остается фактом: цены растут вместе с объемами добычи нефти. По данным Росстата РФ, за полгода АИ-92 подорожал на 19%, А-76 — на 22%, дизель — на 30%.
Как сообщает gazeta.etatar.ru, «Стоимость бензина зависит от многих факторов. Во-первых, цены на бензин находятся в прямой зависимости от мировых цен на нефть. Главным фактором здесь выступает налоговая нагрузка. Экспортные пошлины определяются исходя из среднерыночной цены на нефть марки Urals за 2 месяца, предшествующих пересчету налоговой ставки. А, учитывая, что нефть с начала года и до середины июля выросла почти на 50% (нефть достигала отметки в 147,27 долларов за баррель), говорить о снижении цен на бензин не приходится», — рассказывает начальник аналитического отдела ЗАО ИК «Элемтэ» Деля Горяева.
В таких странах, как Туркмения, Иран, Ливия, Саудовская Аравия, напоминает аналитик, существует политика дотирования поставщиков бензина. В Туркмении, например, бензин стоит около 3 центов. «В нашей же стране такая практика отсутствует, в отличие, например, от рынка газа», — отмечает аналитик.
«Вторая причина роста цен заключается в следующем. Высокие цены на нефть стимулируют нефтедобывающие компании экспортировать все большие объемы топлива, а значит, предложение внутри страны падает, что неизбежно ведет к увеличению цен на нефтепродукты. Безусловно, государство стремится ограничить объемы экспорта сырой нефти, повышая экспортные пошлины. Однако для того, чтобы структура выручки нефтедобывающих компаний изменилась в сторону увеличения в ней доли нефтепродуктов, должно пройти достаточно много времени», — считает Деля Горяева.
Помимо естественных экономических факторов, существуют и другие механизмы регуляции цен на топливо, скрытые от официальной статистики и даже противоречащие закону.
«По неофициальным данным, около 80% всего рынка бензина в России контролируется вертикально-интегрированными компаниями, которым выгодно повышение цен на бензин», — говорит Деля Горяева. — «Кроме того, этот рынок по составу участников представляет собой олигополию, а значит, не исключена возможность картельных сговоров. Но факт сговора еще надо доказать».
По словам Максима Гвоздева, влияние роста цен на экономику РТ проявится не сразу: производителей будут сдерживать соответственно растущие налоги. В итоге, по его мнению, пострадает население с доходом ниже среднего, поскольку повышение цен на топливо вызовет рост стоимости грузоперевозов и продуктов питания.
«Транспортные расходы занимают ключевое место в себестоимости сельхозпродукции. В этой ситуации положение сельхозучреждений, тем более с началом периода уборки урожая, будет весьма затруднительным. По нашему мнению, без значительных дотаций со стороны руководства республики здесь не обойтись», — считает эксперт ИК «Элемтэ».
С другое стороны, для Татарстана, где действуют нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия, увеличение цен положительно отразится на важном секторе экономики, отмечает руководитель компании «Финам-Казань» Руслан Жуков.
Аналитики сходятся во мнении, что в ближайшее время бензин вряд ли сильно подорожает. «В условиях коррекции мировых цен на нефть и жесткой политики правительства по сдерживанию инфляции, расследований ФАС, повышения экспортных пошлин на нефть и т.д. существенный рост цен на бензин выглядит маловероятным», — считает Руслан Жуков. — «Возможно, цены приблизятся к отметке в 30 рублей, но вряд ли перешагнут ее. Более того, нельзя исключать некоторого удешевления бензина».
«Мы считаем, что имеющиеся прогнозы по стоимости бензина на уровне 30 рублей к концу лета не вполне адекватны текущей ситуации. Столь стремительное увеличение цен на бензин может привести к значительной социальной напряженности в обществе, что нежелательно. Наиболее реалистичный прогноз до конца лета в условиях соответствующего роста мировых цен на нефть — это порядка 25 рублей за литр». Аналитик Деля Горяева отмечает, что оптовые цены на нефть и нефтепродукты растут значительно большими темпами, чем розничная цена топлива. «Владельцы розничных пунктов продажи топлива зачастую вынуждены уменьшать собственную норму прибыли, повышая стоимость топлива на копейки в то время, как реальное увеличение оптовых цен может быть в разы больше».
Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
ПМЭФ-2018: Изоляция России? Чушь!
Несмотря на то, что Вашингтон грозит России полной изоляцией и "разрывом экономики в клочья", открывающийся в имперской столице ПМЭФ полностью нивелирует амбициозные планы США.
Автор отчетов с критикой «Роснефти» и «Газпрома» уволен из Sberbank CIB
Аналитика Sberbank CIB Александра Фэка уволили после появления отчета о российских нефтегазовых компаниях, в котором основными бенефициарами проектов «Газпрома» названы его подрядчики