Рынки

«Газпром нефть» раскритиковала проект Амурского НПЗ
важное 21 февраля 2017, 21:31

«Газпром нефть» пополнила ряды несогласных со строительством Амурского НПЗ на Дальнем Востоке, разослав письма в Минэнерго и «Транснефть». Однако, несмотря на отказ крупных нефтяников поставлять топливо, завод уже нашел половину объема нужной ему для загрузки нефти

«Газпром нефть» (100% принадлежит «Газпрому») считает, что строительство Амурского НПЗ (которое на 90% профинансирует китайская компания «Мэн лань син хэ») создаст избыток предложения на топливном рынке Дальнего Востока и сократит возможности для экспорта нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Об этом компания проинформировала в середине января заместителя министра энергетики Анатолия Яновского, а в конце ноября 2016 года — вице-президента «Транснефти» Михаила Гришанина. Копии обоих писем имеются в распоряжении РБК, их подлинность подтвердили один из участников профильного совещания по Амурскому НПЗ в Минэнерго и менеджер «Транснефти». ​Яновский отказался комментировать служебную переписку.

«Строительство нового завода, ориентированного на экспорт продуктов первичной переработки и полуфабрикатов в Китай, по мнению «Газпром нефти», нецелесообразно. После завершения проектов модернизации восточных НПЗ в стране Дальневосточный регион будет полностью обеспечен нефтепродуктами», — говорится в письме от 12 января 2017 года исполняющего обязанности замгендиректора по логистике, переработке и сбыту «Газпром нефти» Левана Кадагидзе Яновскому. Речь идет о Комсомольском, Ангарском и Ачинском НПЗ «Роснефти», Хабаровском НПЗ Независимой нефтяной компании и Омском НПЗ «Газпром нефти», указывает, в свою очередь, заместитель председателя правления «Газпром нефти» Анатолий Чернер в письме к первому вице-президенту «Транснефти» Михаилу Гришанину от 22 ноября 2016 года.

После безуспешных переговоров с крупнейшими поставщиками нефти, а также с «Транснефтью» по ее прокачке завод согласились поддержать сразу несколько крупных бизнесменов из списка Forbes. Вице-премьер и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, который с самого начала поддерживал строительство завода, в интервью «Известиям» 21 февраля сказал: «Роснефть» у нас самая большая нефтяная компания, но, слава богу, не единственная. Насколько мне известно, инвесторы Амурского НПЗ купили две небольшие нефтяные компании: в Якутии и Иркутской области. Объем их добычи может закрыть половину потребности НПЗ, то есть до 3 млн т нефти».

Нежеланный завод

Строительство Амурского НПЗ в селе Березовка Ивановского района Амурской области недалеко от китайской границы в апреле 2016 года одобрил президент Владимир Путин. Но судьба завода стоимостью 123 млрд руб. обсуждается с 2004 года. Китайская компания на 90% профинансирует стройку, которая должна начаться весной 2017 года, а запуск предприятия ожидается в 2019 году. НПЗ ​с глубиной переработки нефти более 90% будет перерабатывать 6 млн т сырья ежегодно: 4 млн т нефти и 2 млн т газового конденсата. В России будет оставаться 25% продукции: 600 тыс. т дизтоплива, 158 тыс. т нефтяного кокса, 55 тыс. т авиационного керосина. Остальная продукция (дизтопливо и нафта) будет направляться в Китай.

«Газпром нефть» продает часть топлива со своего Омского НПЗ на Дальнем Востоке, где оно стоит дороже, говорят участники рынка. Но, по прогнозам компании в одном из писем, уже начиная с 2017 года на Дальнем Востоке ожидается профицит бензина в 1,5 млн т в год и дизельного топлива в 2,3 млн т. По данным «Газпром нефти», производство бензина в Сибири и на Дальнем Востоке для нужд региона составит 7,8 млн т, а спрос — 6,3 млн т; дизельного топлива — 10,3 млн и 8,2 млн т соответственно. А к 2025 году избыток производства бензина по сравнению со спросом вырастет до 3 млн т, дизельного топлива — до 12,4 млн т.

Традиционно на Дальнем Востоке наблюдался недостаток предложения топлива, что сказывалось на цене на заправках. Например, в феврале текущего года цены на бензин АИ-92 в Амурской области, по расчетам агентства Thomson Reuters Kortes, превышали цены в Омской области (где расположен НПЗ «Газпром нефти») на 10,4% (38,48 против 34,45 руб. за литр). Дизельное топливо в Амурской области стоило на 8,71% дороже (39,93 против 36,73 руб. за литр в Омской области).

«Маржа от продажи нефтепродуктов на Дальнем Востоке выше, чем в Центральной России. Рынок пока остается премиальным из-за низкой конкуренции, и профицита топлива на нем пока не наблюдается. Мы тоже против появления на нем еще одного завода — Амурского НПЗ. Это может снизить цены на продукцию и нашу прибыль», — сказал РБК источник в Независимой нефтяной компании.

«Газпром нефть» также опасается, что подключение к трубопроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) новых нефтеперерабатывающих заводов сократит экспортные возможности: «Появление нового НПЗ приведет к сокращению пропускной способности для экспорта нефти в страны АТР. Сокращение присутствия российских компаний и их доли на этом стратегически важном рынке приведет в перспективе к ухудшению экономики реализации (нефти. — РБК), ужесточению конкуренции с ближневосточными производителями и потере долгосрочных отношений с ведущими переработчиками региона», — пишет Чернер.

«Транснефть» еще в июле 2014 года отказалась подключать Амурский НПЗ к ВСТО, сославшись на ограниченность ресурсов трубопровода. Но в феврале 2017 года бизнесмен Григорий Березкин согласился переваливать нефть для нового завода через принадлежащий ему Уярский железнодорожный терминал в Красноярском крае.

По словам генерального директора Амурской энергетической компании (заказчик строительства Амурского НПЗ) Александра Гордеева, Амурский НПЗ не будет конкурировать с крупными нефтяными компаниями на рынке продажи топлива Дальнего Востока. «Мы выполняем распоряжение президента экспортировать в Китай не сырую нефть, а нефтепродукты», — сказал он. Гордеев подтвердил, что по итогам профильных совещаний в Минэнерго ему известно о позиции как «Газпром нефти», так и «Роснефти», которую он также называет противником появления завода. По его словам, после начала переговоров о перевозке нефти для нужд предприятия с Григорием Березкиным и его железнодорожным терминалом Уяр активизировались переговоры с добывающими нефть в Красноярском крае компаниями. «Через один-полтора месяца у нас будут подписаны контракты на поставку нефти», — сказал он РБК.

Источник РБК в «Роснефти» сомневается в том, что Амурский НПЗ получит желаемые 6 млн т нефти на переработку: «И мы, и все остальные крупные компании отказали им в продаже нефти. Этот завод никому не нужен. Если на Дальнем Востоке будет построен Восточный нефтехимический комбинат, то ни о каком дефиците топлива не может быть и речи», — полагает собеседник.

В сентябре 2016 года Амурский НПЗ подписал предварительные протоколы о намерениях по поставкам нефти на завод с двумя малоизвестными нефтяными компаниями, одна из которых — компания «Харьяга» (на 95% принадлежит структурам бизнесмена Александра Мамута, состояние которого Forbes оценивает в $2,6 млрд). Генеральный директор «Харьяги» Богдан Плотников в сентябре говорил РБК, что компания договорилась о поставках нефти для Амурского НПЗ в объеме не менее 1,5 млн т с 2019 года с возможным увеличением объемов в дальнейшем. Второй потенциальный поставщик на завод — компания «Туймааданефть» с месторождениями в Якутии — обещала начать поставки на завод не менее 2 млн т нефти ежегодно после 2020 года.

Представители «Газпром нефти» и «Роснефти» от комментариев отказались. Представитель ННК не ответил на запрос РБК. Представитель «Транснефти» не стал комментировать служебную переписку, уточнив лишь, что компания не изменила своей позиции по поводу Амурского НПЗ: его нецелесообразно подключать к ВСТО из-за отсутствия гарантий по поставкам нефти, а также без учета в смете строительства завода финансирования на расширение трубопровода под нужды этого завода.

РБК

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
Комментарии

Саудиты планируют увеличить цены на бензин на 80%
Не позднее ноября Саудовская Аравия рассмотрит возможность реализации плана по отказу от субсидий, предназначенных для поддержки производства бензина и реактивного топлива в стране. Это является частью стратегии по сокращению затрат в свете снижения цен на нефть.
Все продают нефть — трейдеры опустошают ключевой хаб нефтехранилищ
В текущее время года спрос на нефть обгоняет предложение, что способствует уплотнению физического рынка нефти до рекордных за последние два года показателей. Соответственно, трейдеры продают запасенную нефть.