«Технологии товарных бирж у нас в полной мере не реализованы»

На нашем сайте продолжается активное обсуждение темы биржевой торговли нефтепродуктами. В преддверии специализированной конференции у нас выступает ведущий эксперт по данному вопросу, представитель Минэкономразвития Лариса Михайловна Смирнова. Вопросами организации торговли деривативами Лариса Михайловна занималась с 90-х годов, в «Российской бирже» и НАУФОР. Г-жа Смирнова в настоящее время входит в Клуб экспертов портала и будет рада ответить на дополнительные вопросы аудитории.
-Как Вы представляете основную цель организации биржевой торговли нефтепродуктами?
— Основная цель организации биржевой торговли нефтепродуктами в России – это формирование системы ценообразования на основе товарных индексов, формируемых с использованием биржевых котировок ликвидного биржевого спот-рынка и рынка производных финансовых инструментов (фьючерсов и опционов) на нефтепродукты.
— Кроме того, наличие широко развитого рынка производных финансовых инструментов обеспечит возможность хеджирования (страхования) цены нефтепродуктов, как производителям, так и покупателям товара, что сможет оказать в какой-то мере положительное влияние на процессы стабилизации рынка.
— Каковы, на Ваш взгляд, основные задачи организации биржевого рынка нефтепродуктов?
— В отечественной практике биржевой рынок развит исключительно в отношении ценных бумаг и валюты, а также производных финансовых инструментов на указанные выше активы.
— Товарная биржа в современном понимании является структурой нового типа и требует постановки новых технологий, которые в настоящее время в полной мере не реализованы ни на одной из действующих бирж.
— Биржевые технологии на любые стандартные товары, в том числе нефтепродукты, должны обеспечивать решение 2-х основных задач:
— гарантии исполнения обязательств по поставке товара по заключенным сделкам;
— формирование цены товара в ряде региональных пунктов (для спот – рынка), и на этой основе установление системы ценообразования внутри страны через запуск рынка производных финансовых инструментов.
Реализация таких задач потребует решения абсолютно новых технологических проблем:
— внедрение новой торговой системы, позволяющей формировать цены на один и тот же товар в ряде базисных пунктов;
— ведение учета обязательств по товару – товарный клиринг;
— введение иной, в отличие от фондовой биржи, системы гарантий и системы управления рискам, связанной, именно, с товарными активами;
— наличие схем поставки реального товара с использованием методов современной логистики и их совмещения с биржевыми технологиями, поскольку транспортные сети включают разнообразные виды доставки товара (поставка в трубе, железнодорожным и автомобильным транспортом, морским транспортом и т.д.);
— формирование товарных индексов цен с учетом базиса поставки;
— запуск рынка производных финансовых инструментов на товар с базисами поставки, определяемыми на основании наиболее ликвидных базисов поставки биржевого спот-рынка.
— Какова в настоящее время ситуация с законодательным обеспечением организации и развития биржевого товарного рынка?
— Основные законопроекты, направленные на организацию и развитие современного биржевого рынка – это законопроекты «О биржах и организованных торгах» (прошел 1-ое чтение в Государственной Думе) и «О клиринге и клиринговой деятельности» (находится на стадии подготовки к внесению в Государственную Думу).
Указанными законопроектами внесен ряд новаций, обеспечивающих повышенные гарантии исполнения биржевых сделок, в том числе на товар, позволяющий формирование легитимных товарных ценовых индексов:
— использование центрального контрагента при заключении биржевых сделок;
— введение в законодательную базу регулирования товарного клиринга;
— внесение порядка формирования гарантийных фондов;
— законодательное закрепление определения производного финансового инструмента и т.д.
— Какие Вы видите основные проблемы, препятствующие развитию биржевой торговли нефтепродуктами?
— Российский рынок нефтепродуктов характеризуется исторически сложившейся региональной монополизацией, как в сфере добычи, так и в сфере переработки нефти, а также в сфере реализации нефтепродуктов, что предопределяет отсутствие интереса у крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний к участию в биржевой торговле.
— В настоящее время законодательство не позволяет проводить госзакупки топлива через биржи. Как Вы думаете, было бы эффективно разрешить такую возможность?
— Сегодня госзакупки биржевого товара можно проводить на аукционах, организованных с привлечением биржи в качестве электронного оператора торгов.
К вопросу организации процесса госзакупок на биржевом рынке (в режиме двойного аукциона) целесообразно обратиться при достижении биржевого спот-рынка нефтепродуктов достаточной ликвидности и минимизации возможности манипулирования ценами
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
10 комментариев
  1. Лариса Михайловна, а как Вы можете прокомментировать ситуацию начала клиринговых операций биржей NYMEX внебиржевых сделок? Почему развитые институты смотрят на применение разработанных технологий к внебиржевому рынку, а наше правительство старается внебиржевой рынок ввести в плоскость биржевой торговли? Данная ситуация изначально являетя абсурдом! Или есть более изобретательные идеи?

  2. Согласен с Юрием, мне кажется, что биржа не будет панацеей для либерализации товарного рынка, тем более, что для малого и среднего бизнеса аккредитация на бирже — достаточно серьезный барьер. И на сколько я понимаю ситуацию, на развитых рынках большая часть операций с реальным товаром происходит на электронных торговых площадках.
    Юрий, я правильно понял Вашу мысль?

    1. Правильно, Вы понимаете! На электронных торгах!
      Только на этих торгах, Вы не сможете купить цистерну бензина! На электронных торгах Вы можете купить или продать фьючерсный контракт, который фактически не доходит до поставки, а служит инструментом управления ценовыми рисками. А у нас все пытаются торговую палатку сделать, где можно ведро бензина купить и тут же в трактор залить.
      Бред полный!

      1. «На электронных торгах Вы можете купить или продать фьючерсный контракт, который фактически не доходит до поставки, а служит инструментом управления ценовыми рисками.! »
        Это Вы, видимо, про биржи? Как я понимаю, ЭТП — как раз площадка по продаже спотовых контрактов, а не производных инструментов?

      2. Имеется ввиду расчетнй фьючерс? Позволяет ли налогообложение РФ оптимизировать риск-менеджмент? И насколько отделено хеджирование от спекуляции?

        1. Сложно отделить хеджеров от спекулянтов. Как правило, они являются разными сторонами одной сделки. Редко хеджеры заключают сделки между собой.

          1. Тогда получается, что хеджирование риска и получение спекулятивного дохода — по сути, одно и то же. (об этом идет речь на http://www.oilexp.ru/question/questions/vopros-kutejnikovu-konstantinu/17618/)

    2. А зачем нужна аккредитация на бирже? На бирже место профессиональным участникам. Все остальные могут получить доступ через брокеров. Сколько брокер возьмёт за свои услуги? Думаю, не больше 0,5% от суммы сделки. Это ж в пределах дневных колебаний цены! Что мешает пользоваться услугами брокеров?

  3. Класически: биржа — организованная среда для свободного взаимодействия спроса и предложения.

  4. Я думаю, что если Лариса Михайловна не сможет что-то ответить на страницах Oilexp.ru, то точно сможет на конференции. Кстати, у Вас есть пригласительный на конференцию?

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Цена на нефть марки Brent выросла (Видео)
Мировые цены на нефть растут. Стоимость одного барреля марки Brent увеличилась больше чем на 4% и превысила отметку в 90 долларов. Об этом говорят данные торгов на лондонской бирже ICE.
Доля рынка ОПЕК в Индии упала до рекордно низкого уровня
Россия была крупнейшим поставщиком нефти в Индию второй финансовый год подряд, поскольку растущий импорт российской нефти привел к снижению доли поставок ОПЕК и Ближнего Востока в Индию до рекордно низкого уровня, сообщило агентство Reuters в пятницу со ссылкой на полученные данные отслеживания танкеров из отраслевых источников.